Ислам в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Ислам (араб. الإسلام‎‎ – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.

Содержание

Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3

4

5


6


7

8

Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9

9

11

13

14

15

15

Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….

17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Ислам в России.doc

— 274.00 Кб (Скачать)
    1. Международные исламские организации в России.

      За  последние десятилетия мусульманские  страны создали целый ряд влиятельных  международных организаций, активно  действующих во всех регионах мира. В нашей стране создано и действует  более 60 международных общественных исламских организаций. Международные исламские организации ведут большую культурную и религиозно-просветительскую работу, оказывают многостороннюю помощь мусульманской общине России. Некоторые из них, используя свои большие финансовые возможности, пытаются в той или иной степени контролировать деятельность отдельных региональных общин в России, усиленно стимулируют социально-политическую и религиозную активность российских мусульман.

      Начало  исламского возрождения в России по времени совпало с появлением в Москве посольства Саудовской Аравии. Создание официальной саудовской миссии позволило Всемирной Исламской Лиге (Саудовская Аравия) оказать непосредственное финансовое, организационное и духовное содействие исламским организациям в России. Посольство привлекло для работы в России различные саудовские фонды и организации. В Москве и других городах были открыты филиалы фондов «Ибрагим бен Ибрагим», «Ахмед Аль Дагестани», «Организация исламской солидарности», медресе имени короля Фахда, «Общество Шамиля» и т. п.

      В последнее время на территории России отмечается значительная активизация  миссионерской деятельности духовенства  Ирана, Турции, Сирии, Иордании и ряда других государств. Одним из социальных следствий этой деятельности может  явиться общее усиление исламского фундаментализма на Северном Кавказе, а также в других регионах Российской Федерации.

    1. Исламский фундаментализм в России.

      В период 1992-1994 годов на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостана и Дагестана с помощью саудовских исламских организаций были созданы молодёжные лагеря для изучения основ мусульманской религии. В них преобладала пропаганда фундаменталистских течений ислама.

      Общины, находящиеся под влиянием фундаменталистов, появились в последние годы не только на Северном Кавказе, но и в Поволжье, в Татарстане, в Сибири, в некоторых других регионах. Российские сторонники данных направлений ислама наиболее политизированы. Они разделяют идеи построения исламского государства и утверждения шариата. Считают необходимым выход «мусульманских» регионов из состава Российской Федерации и образование ими конфедеративного или федеративного государственного образования с ориентацией на исламские страны.

      Пантюркистские  идеи воссоздания «государства Великого Турана», охватывающего территорию современных исламских государств Азии, Ближнего и Среднего Востока, разделяют некоторые организации и националистические движения Северо-Кавказских республик, Южной Осетии и Абхазии. Распространение данной идеологии может способствовать возникновению антагонизма в отношениях между различными группами населения и конфессиями российского общества.

      Следует учесть, что Россия не имеет устойчивого  социального иммунитета против исламского экстремизма и наработанных в  новых условиях опыта и практики противостояния ему. Также недостаточно разработаны законодательная база и механизмы правового противодействия. Социальный опыт развития исламского фундаментализма свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой противодействия ему может быть поддержка различных форм исторического ислама.

      После столкновений в мае 1997 года ваххабитов с традиционалистами в Буйнакском районе Духовное управление мусульман  Дагестана (ДУМД) направило правительству  Республики Дагестан обращение с  требованием законодательного запрета ваххабизма. В августе 1998 года по инициативе ДУМД и ряда других северокавказских муфтиятов для совместной борьбы с ваххабизмом в Назрани был создан Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Кроме Дагестана в нем представлены Духовные управления мусульман (ДУМ) Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Адыгеи, Северной Осетии – Алании. Председателем был избран муфтий Ингушетии и председатель ДУМ республики М. Албогачев.

      По  словам учредителей КЦМСК, они пытаются «воспрепятствовать силам, стремящимся отделить Северный Кавказ от России». На заседании Центра муфтий Дагестана и глава ДУМД Ахмад- хаджи Абдуллаев отметил, что долговременной целью КЦМСК являются «организация совместной деятельности по установлению политической стабильности и религиозного согласия в регионе, а также противодействие религиозным течениям экстремистского характера (ваххабизм и др.)».

      Отдельные субъекты Федерации принимают законодательные меры по ограничению влияния исламского экстремизма и радикализма.

      В 1998 году парламент Республики Ингушетия  принял закон «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», запрещающий деятельность экстремистских религиозных организаций (к ним отнесён и ваххабизм), а также пропаганду религиозной розни.

      После того как в 1999 году в Буйнакском районе Дагестана произошли столкновения федеральных сил с ваххабитами, Народное Собрание Республики Дагестан приняло закон «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Его главной целью было «запретить на территории Республики Дагестан создание и функционирование ваххабитских и иных экстремистских организаций» как «противоречащие Конституции Республики Дагестан» и «угрожающие территориальной целостности республики» (ст.1). Кроме того, при МВД Республики Дагестан было создано Отделение по борьбе с ваххабизмом.

      В настоящее время среди ученых-исламоведов  и мусульманских религиозных деятелей продолжается дискуссия о сути «ваххабизма» и путях противодействия религиозному экстремизму и радикализму. По мнению муфтия Талгата Таджуддина, ваххабизм – одна из разновидностей религиозного экстремизма. Иного мнения придерживается муфтий Равиль Гайнутдин, утверждающий, что ваххабизм – это официальная идеология Королевства Саудовской Аравии, на территории Российской Федерации нет экспансии ваххабизма и принятие в России закона о запрете ваххабизма будет ущемлять права и конституционные свободы российских мусульман.

      По  мнению ряда исламоведов, оценка так  называемых ваххабитов и органами государственной  власти, и российскими средствами массовой информации не учитывает неоднородности этого движения, в котором есть как радикальное, так и умеренное крыло. Вместе с тем российские ваххабиты являются не последователями Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба (религиозный деятель XVIII века, ставший идеологом ваххабизма, господствующего в Саудовской Аравии), а гораздо ближе к фундаменталистским и радикальным движениям, таким, как египетские «Братья-мусульмане» или алжирский Фронт исламского спасения.

      В этой связи неправомерно использование термина «ваххабиты» по отношению к мусульманским радикалам и экстремистам, действующим в России. 

      
  1. Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.

      Социальные  последствия активизации ислама в Российской Федерации носят  противоречивый характер:

  • позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
  • негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в Российской Федерации. Политизация ислама, чуждая традиционному российскому исламу, порождает угрозу территориальной целостности Российской Федерации, подпитывает исламский радикализм и экстремизм, отрицает светский характер государства.

      Российское  законодательство содержит положения, в соответствии с которыми религиозное  объединение не участвует в выборах  в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также не принимает участия в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, ст. 4, ч. 5). Усиление государственного контроля за соблюдением этой нормы закона всеми религиозными организациями, в том числе и мусульманскими, могло бы содействовать сдерживанию политизации ислама в Российской Федерации.

      Следует более корректно употреблять понятие «ваххабиты», так как с точки зрения авторитетных мусульманских богословов, ваххабиты – одно из течений в рамках ислама, не тождественное исламскому экстремизму. Называя мусульманских фундаменталистов и радикалов «ваххабитами», средства массовой информации содействуют тому, что в глазах мусульманского мира они превращаются в «мусульман, преследуемых за их веру».

      Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года содержит ст. 14, в которой сформулированы основания для принятия судебного решения о ликвидации или запрете религиозной организации. Эти нормы повторяют соответствующие нормы Конституции России, предусматривающей возможность запрета «создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13), а также Уголовного кодекса и иных актов федерального законодательства. В связи с этим на федеральном уровне уже есть правовые нормы, необходимые для противодействия религиозному экстремизму и радикализму, в том числе и исламскому. Однако, учитывая местные условия, органы государственной власти субъектов Федерации вправе конкретизировать эти нормы применительно к особенностям религиозной ситуации в том или ином регионе.

      Одним из важных направлений совершенствования  законодательства в сфере свободы  совести и деятельности религиозных  организаций должна стать разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации путей и  средств законодательного регулирования деятельности православных, мусульманских и других традиционных российских религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственном воспитании населения, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности, за улучшение экологической ситуации. 

    Заключение.

     Более ста больших и малых народов, относящихся к множеству религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие страны во многом зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне будет это учитывать, сумеет ли оно обеспечить равенство всех религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое значение в связи с возрастанием национального и религиозного сознания.

      Выход из ситуации видится в одном – Россия должна иметь всесторонне обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику по отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основу которой должны составить объективная оценка ислама, учёт интересов и настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе.

      Ислам займёт подобающее ему место в  жизни общества лишь тогда, когда  по достоинству будут оценены  его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и общества в целом. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование её социокультурного своеобразия.

      Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 «Семейство Имран» призывает мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 «Комнаты» призывает последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими народами и последователями других вероисповеданий. В нём говорится, что Аллах создал людей «народами и племенами», чтобы они взаимодействовали. Коран зовёт мусульман верить во «все книги Божии», то есть и в Тору, и в Новый Завет, почитать всех «посланников Божиих», то есть и Авраама, и Моисея, и Христа, даёт ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми нерелигиозными, ибо в нём сказано: «Кто хочет пусть верует, кто хочет, пусть не верует» (Аят 28 суры 18 «Пещеры»). Иудеи и христиане названы в Коране «людьми Писания» (Аят 115 суры 2 «Корова»).

      Обращение к исторической памяти наших народов, раскрытие духовно-нравственных источников их взаимопонимания, приумножение позитивного опыта, накопленного прошлыми поколениями, позволит российскому обществу успешнее двигаться вперёд сегодня. 

Информация о работе Ислам в России