Ислам в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Ислам (араб. الإسلام‎‎ – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.

Содержание

Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3

4

5


6


7

8

Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9

9

11

13

14

15

15

Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….

17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Ислам в России.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      В России последователи ислама проживают  практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к сорока этносам России. Следует учитывать также, что в последние годы набирает силу процесс обращения в ислам представителей русского и других народов, не являющихся «мусульманскими». Крупнейшие мусульманские этносы в Российской Федерации представлены на рис. 3.1.

      Рис. 3.1. Крупнейшие мусульманские  этносы в Российской Федерации.

      Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.

      Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные причисляемые к мусульманам граждане проживают на территории различных областей Российской Федерации. В областях Центрального региона – около 3,2 млн. чел., в Поволжье – около 1 млн. чел., в Сибири и на Дальнем Востоке – около 0,5 млн. чел.

      В 1937 году мусульмане составляли 5,9 %, в 1989 году – 7,9 %, в 1994 году – более 8 % населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12-23 млн. человек и может составлять от 8 до 15 % населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн. человек.

      В Российской Федерации большинство  верующих (72-75 %) являются православными. В сравнении с ними в России мусульмане выступают как религиозное меньшинство. Но в планетарном масштабе они превосходят по численности православных верующих (151,5 млн. чел.), что обуславливает значительные объемы финансовой и различной социальной помощи, оказываемой российским мусульманам из-за рубежа. Эта широкомасштабная помощь со стороны единоверцев из других государств имела и имеет противоречивые социальные последствия.

      С одной стороны, зарубежная помощь в  строительстве мечетей, издании  религиозной литературы, подготовке кадров духовенства, создании учебных  заведений оказала существенную поддержку российским мусульманам в усвоении духовно-нравственных ценностей и богословских основ ислама. С другой стороны, из-за значительной политизированности ряда исламских мусульманских организаций, участвовавших в оказании помощи и поддержке российским мусульманам, наряду с собственно религиозными исламскими ценностями велась и ведётся пропаганда идей «политического ислама». Мусульманам Российской Федерации внушается мысль о том, что их религиозный долг – борьба за независимость, создание исламского государства на части территории России.

      Динамичное  социально-экономическое развитие исламских стран создаёт в ближайшей перспективе возможность дальнейшего возрастания помощи российским мусульманам из-за рубежа.

    1. Основные направления активизации ислама  России.

      На  территории России начиная с 90-х годов ХХ века активизировалась деятельность всех религиозных конфессий. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и созданию мечетей как материальной основы процесса распространения ислама. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тысяч мечетей. В период массовых религиозных гонений 20-30-х годов большая их часть была закрыта, и к 1937 году зарегистрированных мечетей было около ста.

      В 1991-2000 годах число мечетей значительно увеличилось. Если в 1991 году в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2000 году действовало уже более 7 тысяч. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане.

      Мечети  становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками  в процессе массового распространения  ислама, а также создания молодёжных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

      Важным  направлением деятельности в процессе активизации ислама в России стала  организация религиозного просвещения  мусульман. Первоначально оно заключалось  в массовом создании национально-религиозных кружков, воскресных школ (преимущественно при мечетях), чтении лекций по религиозной тематике.

      В СССР кадры мусульманского духовенства  готовили в двух исламских учебных  заведениях: в медресе «Мир – Араб» (Бухара) и в институте имени имама Аль-Бухари (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных заведений направлялись для повышения квалификации в ведущие зарубежные исламские университеты (главным образом, в Египет).

     После распада СССР в России не оказалось  ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому для подготовки квалифицированных имамов, мулл, преподавателей религиозных дисциплин несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учёбу за рубеж. При этом они неизбежно испытывали влияние культуры и идеологии стран, далеко не всегда созвучных российским традициям и образу жизни. В частности, значительное количество молодёжи из России прошли обучение в исламских высших учебных заведениях Королевства Саудовской Аравии, которое оплачивало все расходы студентов из России.

     В исламе есть четыре правовые школы, именуемые  мазхабами. В России распространены два традиционных мазхаба: ханафитский  и шафиитский. В Саудовской Аравии распространён нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб.

      Поэтому обучение будущих исламских священнослужителей в Саудовской Аравии создаёт предпосылки для распространения среди российских мусульман нетрадиционных для них мазхабов. Массовое распространение этих мазхабов может способствовать снижению толерантности российского ислама.

      В России постепенно формируется система  исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается  свыше 100 мусульманских религиозных  учебных заведений. Наибольшую известность получили Исламский колледж при Московском муфтияте, исламские институты в Казани, Махачкале, Казанское медресе.

      Вместе  с тем, по оценке Комиссии по вопросам религиозных объединений при  Правительстве Российской Федерации, необходимо осуществить комплекс мер по оказанию организационной, правовой и методической помощи в создании государственной регистрации и проведении лицензирования духовных образовательных учреждений, а также подготовке для них преподавательских кадров в государственных образовательных учреждениях. Как отмечалось в решении Комиссии от 18 октября 2000 года, эти меры должны быть направлены на содействие формированию в стране системы духовных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку служителей культа, прежде всего для мусульманской общины России, испытывающей наиболее острую нехватку профессионально подготовленных кадров.

      Проблема  противодействия политизации ислама, а также исламскому экстремизму  и радикализму, поддержания стабильности в мусульманской общине России тесно связана с вопросом о подготовке квалифицированных кадров мусульманского духовенства.

      Оптимальным вариантом представляется создание необходимых условий для подготовки мусульманского духовенства непосредственно  в России. Другой вариант – направление студентов в мусульманские страны, в которых распространены традиционные для российских мусульман мазхабы и имеется значительный социальный опыт межрелигиозного диалога и сотрудничества.

      В процессе исламского возрождения в  стране стало происходить массовое распространение мусульманской атрибутики и религиозной литературы, что способствует широкой пропаганде ислама в российском обществе.

      Значительное  место в исламской периодике  принадлежит информационно-просветительским материалам. В целом исламская печать в упрощённой и доступной форме занимается ликвидацией религиозной неграмотности.

      Общее количество мусульманских религиозных  изданий постоянно меняется и  нигде не учитывается. В них часто  печатаются материалы зарубежных мусульманских богословов. Причём многие из них считаются сторонниками исламского фундаментализма. Это создаёт социальные предпосылки для роста экстремистских настроений среди российских мусульман и может способствовать социальной дестабилизации российского общества. 

    1. Духовные управления российских мусульман.

      Российские  мусульмане не имели в прошлом  и не имеют сейчас единого духовного  центра. В течение длительного  времени (как в Российской империи, так и в бывшем СССР) руководящими органами верующих мусульман являлись четыре независимых друг от друга Духовных управления:

  • европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе (старейшее, образованное ещё в 1789 году);
  • Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте;
  • Закавказья с центром в Баку;
  • Северного Кавказа с центром в Махачкале.

      Провозглашение  на территории СССР независимых государств привело к изменениям в исламских  управленческих структурах. Социальными  предпосылками этих изменений стали  этническая неоднородность, различный  уровень образования, разные обычаи и традиции народов России, исповедующих ислам.

      Всего в стране насчитывается свыше 40 самостоятельных  Духовных управлений мусульман. В отношениях между ними существуют определённые трения и конфликты. Мусульманская община России переживает раскол. Относительно большое количество исламских центров в России и напряжённые отношения между ними свидетельствуют о наличии серьёзных противоречий у российских мусульман. Они со временем могут трансформироваться в социальную напряжённость и открытое противостояние в мусульманской общине.

      В последние годы две мусульманские  организации предпринимают попытки  возглавить мусульманскую общину России. Действия в этом направлении предпринимают  председатель Центрального Духовного  управления мусульман России и европейских  стран СНГ (г. Уфа) муфтий Талгат Таджуддин и председатель Совета муфтиев России (г. Москва) муфтий Равиль Гайнутдин. Однако этническая и социальная неоднородность, различия в толковании некоторых исламских постулатов создают серьёзные препятствия для консолидации мусульманской общины России.

      Следует иметь в виду, что ислам не предполагает обязательность чёткой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. Вместе с тем в последние годы всё отчётливее проявляется потребность в налаживании взаимоотношений между религиозными руководителями и духовными объединениями мусульман различных регионов Российской Федерации. Отличительными чертами этих взаимоотношений в рамках Совета муфтиев России являются равноправие, взаимоуважение и признание самостоятельности всех имеющих юридический статус Духовных управлений мусульман. Однако постепенно складываются предпосылки, в том числе и правовые, для консолидации мусульман в тех или иных субъектах Федерации. Так, например, в Татарстане и Дагестане, в соответствии с законодательством этих республик, может быть зарегистрировано только одно Духовное управление мусульман.

      Как свидетельствует опыт, процесс консолидации мусульманской общины может стимулироваться как местным мусульманским духовенством, так и на уровне органов государственной власти субъектов Федерации путём внесения в региональное законодательство соответствующих положений.

    1. Мусульманские общественные организации.

      В России существует около 2500 исламских организаций самой различной направленности, которые представляют интересы мусульман России. Среди них – Фонд развития мусульманских народов, Исламский конгресс России, Исламский культурный центр, Союз мусульман России и многие другие. В настоящее время значительную активность проявляет общероссийское политическое движение «Рефах» («Благоденствие»), созданное представителями мусульманских, а также некоторых малых народов России в 1998 году и насчитывающее в Государственной Думе 12 депутатов, принимающих активное участие в деятельности фракции «Единство».

      В Совете муфтиев России изучается  вопрос о перспективах создания мусульманской  молодёжной организации, ориентированной на воспитание духовности, исламской культуры, патриотизма. Индекс соотношения мусульманского населения и числа мусульманских организаций значительно выше аналогичного индекса других конфессий. Это свидетельствует о более высокой социальной активности последователей ислама по сравнению с представителями других религий.

      Высокая социальная активность мусульман, значительная финансовая и организационная поддержка, оказываемая им международными организациями, делают их общественные формирования влиятельным фактором социального развития в регионах компактного проживания российских последователей ислама.

Информация о работе Ислам в России