Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:45, реферат

Описание работы

Ислам - одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих - вторая после христианства и самая молодая из них. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют эту религию. Цель данного реферата - раскрыть и изучить особенности данной религии, а также- выявить связь ислама с другими мировыми религиями.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………………………3
§1. Возникновение ислама………………………………………………………………………3
§2. Коран - Книга книг ислама………………………………………………………………….4
§3. Основные направления в Исламе…………………………………………………………...6
§4. Мусульманское вероучение…………………………………………………………………8
§5. Мусульманское право - шариат……………………………………………………………11
§6. Ислам и искусство………………………………………………………………………….14
§7. Развитие ислама в истории и современности…………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………………..…17

Работа содержит 1 файл

ислам.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

1) «джамал» - божественная совершенная красота  - это купол мечети;

2) «джадал» - божественное величие - это минареты;

3) «сифат»  - божественное имя - письмена  на внешних стенах мечети.

     В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама - борьба против изображения мира и человека. Коль скоро мир реальный, земной не должен быть изображением как не имеющий первостепенной ценности, а человек - часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре.

     В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической - как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала  арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение, выражающее эстетическое восприятие письма в глубоко прочувствованных эмоциональных терминах. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывают как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке, особенно в любовной лирике сравнение телесных черт с буквами превратилось в стандартный компонент поэтической образности. Более того, и каллиграфия и искусство слова в целом вышли за рамки строгой догматики ислама в мире человеческих чувств и человеческой жизни. Человек в искусстве ислама живет скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

     В особенно сложной ситуации ислам  оказался в условиях современной  культурной жизни. Например, развитие кинематографа и его проникновение  в мусульманские страны поставило  перед ним ряд проблем. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до наших дней существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте, где художественное кино возникло в 20-х гг., нельзя ставить фильмы об основателе ислама Мухаммеде, его родственниках и праведных халифах. Пресекаются всячески попытки создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда и о раннем исламе.Эти процессы говорят о том, что искусство (даже его современные виды) необходимы исламу и сегодня. От столкновения двух феноменов возникает нечто новое. 

§7. Развитие ислама в  истории и современности.

     Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак - Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара. 

Заключение.

     При подготовке данного реферата я узнала об особенностях ислама и исламской  культуры, о его традициях, о том, как эта религия влияет на образ  жизни людей, его исповедующих.  В заключение мне хотелось бы подчеркнуть  значимость ислама и его связь с другими вероисповеданиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Васильев  Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Религиоведение:Учебное пособие/Под ред. М.М. Шахнович.- СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

3. Рукайа Максуд Ислам. - М., Торговый дом «Гранд», 2002.

4. Яковлев  Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 464 с. 

Информация о работе Ислам