Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:45, реферат

Описание работы

Ислам, или, иначе, мусульманство, – одна из наиболее распространенных религий мира. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога.

С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе как иудаизма, так и христианства. Как известно, ислам зародился на Ближнем Востоке, и откровение, ниспосланное Пророку, предназначалось в первую очередь арабам, однако ныне ислам стал мировой религией, не ведающей никаких ограничений по национальному признаку.

Ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные и неимущественные отношения мусульман

Содержание

Введение …………………………………………………………….3

1. Ислам: Направления, течения, секты………………………………..5

2. Основатель ислама……………………………………………………5
3. Структура и содержание Корана…………………………………….6
4. Символ веры и ислама по Корану………………….………………...9
5. Основные ценности ислама………………………………………….11
6. Обряды ислама………………………………………………………..13
7. Праздники в исламе………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………….…..18

Работа содержит 1 файл

Введение.docx готово.docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение  …………………………………………………………….3

1. Ислам: Направления, течения, секты………………………………..5

2. Основатель ислама……………………………………………………5

3. Структура и содержание Корана…………………………………….6

4. Символ веры  и ислама по Корану………………….………………...9

5. Основные ценности ислама………………………………………….11

6. Обряды ислама………………………………………………………..13

7. Праздники в исламе………………………………………………….16

   Заключение………………………………………………………….17

   Список  используемой литературы…………………………….…..18

    Введение

    Во  многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как  священными. Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Библия (Ветхий завет) у иудеев, Библия, включающая помимо Ветхого завета Новый завет, у христиан. Обычно в них содержатся сказания о боге и о богах, их вестниках, посланниках и пророках, рассказы о загробном царстве, ангелах и чертях, рае и аде, о том, как и кем сотворены мир, земля, человек, животные и растения, установлены обряды и обычаи, определены поступки верующих, порой даже перечисляется, какие из них похвальные, достойные награды - земной и загробной и какие - осуждаемые, преследуемые людскими и небесными законами…

    Проповедники  всех религий утверждают, что только книги их веры правильные, божественные, боговдохновенные. Наука же подходит ко всем этим книгам одинаково, объективно, без предвзятости. Так она рассматривает  и Коран - главную священную книгу  одной из наиболее распространенных и относительно молодых религий - ислама.

    Ислам, или, иначе, мусульманство, – одна из наиболее распространенных религий  мира. Две другие – иудаизм и  христианство. Все три веры тесно  взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога.

    С точки зрения истории ислам считается  самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе как иудаизма, так и христианства. Как известно, ислам зародился  на Ближнем Востоке, и откровение, ниспосланное Пророку, предназначалось  в первую очередь арабам, однако ныне ислам стал мировой религией, не ведающей никаких ограничений  по национальному признаку.

    Ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные  и неимущественные отношения  мусульман

    Ислам сыграл огромную роль в истории и  культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней  Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского  мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифо - поэтические и эпические  образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции - и тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако, на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелись лишь к национально- культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать второстепенным. Однако, важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Ислам: Направления,  течения, секты

    В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся  в те времена окраиной цивилизованного  мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это  войско в течении нескольких лет  захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Северного востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в  гигантское государство - Арабский Халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру. С течением времени халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохранили религиозную общность. Ислам распространился в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезии, Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье.

    Сегодня на земле ислам исповедуют около  миллиарда человек. Поэтому ислам - наряду с христианством и буддизмом - называют мировой религией.

    2. Основатель ислама

    Основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился  в 570 году н.э. При создании своего учения пророк опирался на три основные религии, распространенные тогда в Аравии: семитическое язычество, иудаизм и  христианство.

    Мухаммед  начал свою религиозную деятельность в Мекке, которая была в то время  крупным религиозным и торговым центром региона. Главной религиозной  святыней Мекки был храм Кааба  с Черным камнем. В храме хранились  изображения племенных богов. Все  это сделало Каабу объектом паломничества  арабов.

    Первыми верующими стали ближайшие родственники Мухаммеда, его слуги и рабы. Между  приверженцами новой религии  и язычниками в конце концов возник конфликт. Пророк был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину). Казалось, став изгоем, Мухаммед должен был попасть в полную зависимость  от принявших его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них  были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто  не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который не принадлежал  ни к одной из господствующих в  Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами.

    Таким образом, Мухаммед получил возможность  распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община - умма, ставшая ядром будущего арабского  государства. Став во главе Ясриба ( в последствии города-пророка- Медины, где он был похоронен в 632 году) Мухаммед подчинил себе всю Аравию, в том числе и Мекку после  ряда сражений с мексиканцами был  заключен договор. Они признали власть пророка, приняли ислам. При Мухаммеде  ислам представлял собой единую, монолитную религиозную систему. После  смерти пророка возник вопрос о верховной  власти. Преемники пророка - халифы - должны были следить за тем, чтобы  люди жили в соответствии с Кораном  и Сунной.

    Среди мусульман началась борьба за власть. Третий халиф Осман - был убит мятежниками. Четвертый халиф - Али был признан  далеко не всеми мусульманами. Али  был не только ближайшим соратником Мухаммеда, но и родственником пророка - его двоюродным братом. Многие из сторонников  Али считали, что родство с  пророком дает ему и его потомкам-исключительное право на власть, что они одни обладают унаследованной от Мухаммеда  способностью быть посредниками между  Богом и человеком.

    В ходе борьбы Али с Омейядами (родственниками Османа) в конце VII века появилось  течение в исламе - хариджиты.

    3.Структура  и содержание Корана

    Коран состоит из 114 разных по характеру  и объему частей, которые называются сурами. Формой изложения Корана является рифмованная проза. По традиции считается, что 90 сур Корана написаны в период пребывания Мухаммеда в Мекке  и 24 суры - медицинского периода. Медицинские  суры в своем большинстве длиннее  мекканских и посвящены, главным  образом, вопросам организации общины, правам и обязанностям мусульман  и т.п. Мекканские же суры - более  поэтичные, более страстные, в основном пророческие и поучительные по своему характеру. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую  правоверными и играющую в исламе роль христианской молитвы "Отче наш", то все остальные 113 сур расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев - аятов.

    По  характеру эти трактаты очень  разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно  найти рассуждения о порядке  развода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Мекки и Медины - рассуждения о  мироздании, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран  основам мусульманского права, встречаются  в нем и лирико-поэтические  тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, - это своего рода божественная энциклопедия, "книга  книг", свод знаний, заповедей и  инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

    Для удобства чтения Корана его разделили  на тридцать примерно равных частей - джузов. Более мелкой частью деления Корана является хизб, которых в Коране 60. Еще более мелким разделом является руб ал - хизб. Существует также деление на семь маназилей, по числу дней недели, чтобы облегчить чтение Корана в течение недели.

    Кроме того, каждая сура Корана разбита на короткие разделы, которые называются рукуа. Чтобы выразить свое глубокое почитание Священного Корана, после завершения чтения каждого такого раздела мусульмане считают необходимым совершать поклоны. Разделы эти обозначены на полях Корана арабской буквой "айн", рядом с которой ставят номер раздела и номера стихов.

    По  некоторым подсчетам, около четверти текста Корана посвящено описаниям  жизни и деятельности различных  пророков. Почти все они - библейские: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Исаак (Исхак), Исмаил, Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Аарон (Гарун), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иисус (Иса; Иса  Бен-марьям, т.е. сын Марии, одной  из немногих женщин, о которых с  уважением говорится в Коране), Иона (Юнус), Моисей (Муса). Кроме них в ранге пророка в Коране почему-то оказались и первочеловек Адам и даже знаменитый Александр Македонский (Искандер). Замыкающим в этом списке стоит Мухаммед - последний и величайший из пророков. После него пророков более не было и не будет вплоть до конца света и Страшного суда, до второго пришествия Иисуса. Описания деяний пророка почти целиком взяты из Библии, лишь с небольшими изменениями. Так, Иисус не считается ни божеством, ни сыном божьим - в этом ислам гораздо более последовательно монотеистичен, нежели христианство. Однако, несмотря на это, в текстах Корана излагается версия о том, что Аллах вдохнул в чрево Марии свой "дух", после чего и родился Иисус. Аврааму и его "главному" сыну Исмаилу (а не Исааку, хотя этот последний тоже в чести) приписано основание священной Каабы.

    В теологически - философской части  Коран буквально насыщен заимствованиями  из Библии, что и понятно: не будучи крупным оригинальным мыслителем, Мухаммед с готовностью брал уже известное  ему и с легкостью включал (от имени Аллаха) почти без изменений  в свои проповеди. Однако это обстоятельство ничуть не повредило авторитету Корана, а, напротив, отчасти даже способствовало ему: многие из завоеванных мусульманами христианских народов тем легче  принимали ислам, что видели в  этом вероучении знакомые им те же самые  имена, сюжеты, легенды, заповеди и т.п.

    Заметна некоторая разница в содержании ранних, мекканских, и более поздних, медицинских, сур Корана. Разница  эта сводится в основном к тому, что по мере своего развития, получения  дополнительной информации и успеха Мухаммед все меньше делал акцент на туманных рассуждениях о Страшном суде и т.п. и все больше внимания обращал на четкую формулировку основных категорий, правил поведения, на строгую  оценку исторических событий, на необходимые предписания и инструкции.

4. Символ веры и  ислама по Корану

    Коран был доступен далеко не каждому - его  изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и  образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких  масс простого народа, неграмотных  крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в  виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правомерного комплекс правил поведения, прежде всего  религиозного.

    Основных  обязанностей мусульманина ислам насчитывает  пять: исповедание, молитва, пост, милостыня  и хадж.

    Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен бал соблюдать остальные обязанности правоверного.

    Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже - группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители - имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого - сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого - в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например, в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Информация о работе Ислам