История христианства до разделения церквей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Апостольский этап в развитии христианской церкви (I в.). Церковь во II – начале IV вв. Катакомбный период
Церковь в IV – середине ХI вв. на Западе и Востоке.

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
  1. Апостольский этап в развитии христианской церкви (I в.)
  1. Церковь во II – начале IV вв. Катакомбный период
  1. Церковь в IV – середине ХI вв. на Западе и Востоке.

Тальберг Н. История христианской церкви.

Карташев А.В. Вселенские соборы

Норт Д. История церкви

Лорц Й. История церкви

Болотов В. В. Лекции по истории церкви

  1. I в. – апостольский век в развитии христианства

1 г. н.э. – рождение Иисуса  Христа

34 г. н.э.  распятие (и, как верят  христиане, - воскресение Христа).

У истоков христианской церкви, помимо Иисуса Христа, стоят апостолы – в переводе «посланник», ученики самого Иисуса Христа - вероятно, их число было подвижно (в Библии говорится о 12, 70 апостолах), но чаще всего говорят о 12 апостолах.

Ап. Павел – самый великий из апостолов, первоначально воинственный иудей Савл, потом уверовал в Христа – усечен мечом (отсюда выражение превращение «из Савла в Павла»).

Ап. Петр – любимый ученик Христа, когда его собирались казнить, он к своему ужасу увидел, что его хотят распять так же, как Христа. Петр взмолился о том, чтобы палачи выполнили его последнее желание – казнить иначе. Он считал, что казнь подобная Христу могла быть расценена как проявление  гордости. Желание было исполнено – Петр был распят вниз головой.

Ап. Андрей – особо почитаемый на Руси, так как существует недостоверное, но очень уважаемое предание о том, что он проповедовал в Приднепровье, также был распят, отсюда Андреевский флаг русского флота.

Ап. Иаков – сводный брат Иисуса Христа (сын Иосифа Обручника от первого брака) – иудеи сбросили его с крыши храма.

Ап. Варфоламей – проповедовал на территории Дагестана, в Эфиопии – живьем содрали кожу.

Ап. Фома – не поверил в воскресение Христа, Христос позволил ему дотронуться до своих ран, после этого Фома поверил настолько ревностно, что дошел с христианской проповедью до Индии.

Ап. Лука – автор одного из Евангелий, первый иконописец, написал икону Богоматери Умиление (Владимирская)  и ряд других икон.

Вспомните, кого подвергали казни через распятие в Римской  империи? Почему этот вариант казни считался позорным?

Почему на границах российской империи в ХVIII в. стояли города (крепости) с именами Петра и Павла?

Почему Андреевский  флаг представляет собой диагональный крест?

Предание говорит, что  отец ап. Иакова, Иосиф Обручник  был одним из 70 мудрецов, создавших Септуагинту. Вспомните, что такое Септуагинта?

Слышали ли Вы что-нибудь о журнале «Фома»?

 Важно усвоить, что в христианстве недостаточно просто делать добрые дела и молиться дома – обязательно нужно посещать церковь и жить церковной жизнью.

Церковь в христианстве – не просто молельный дом. Идея церкви восходит к празднику Троицы (Пятидесятницы), который носит неофициальное название «День рождения Церкви».

На 50 день после Пасхи апостолы собрались в назначенном Христом месте, по преданию, случилось чудо – на апостолов сошли огненные языки. Христиане верят, что это и есть сила Святого Духа (человеку открылась третья ипостась Бога: в Ветхом Завете – Бог-Отец, в лице Иисуса Христа – Бог-Сын, отсюда праздник Троицы). После этого апостолы обрели дар совершать чудеса – изгонять бесов, лечить людей, заговорили на иностранных языках (не на какой-то непонятной тарабарщине, а на реальных языках тогдашнего мира).

Второго поколения апостолов уже  не было. Но христиане верят в то, что силу Святого Духа апостолы передали особо выделенным людям через наложение рук с молитвой – рукоположение. Через обряд рукоположения человек становился священником.

В православной и католической церквах  традиция канонического рукоположения  не прерывается уже более чем 2000 лет (протестанты ее сознательно прервут в ХVI в.).

В христианстве три священнических чина:

1. Епископ – высший священнический чин (папа Римский, патриархи – тоже епископы). Апостолы рукоположили первое поколение епископов

2. Пресвитер (поп).

3. Диакон (дьякон)– младший чин, он может только помогать вести богослужение.

Только канонически рукоположенный священник имеет возможность совершать семь таинств (это сердцевина всего христианства!!!!) – о них мы скажем позже.

Есть ли в Сургуте люди в епископском, пресвитерском и диаконском священническом чине?

Какой епископ руководит  православными приходами на территории ХМАО? Какова тема его кандидатской диссертации?

Кто является настоятелем храмов в г. Сургуте?

41 г. – составлено первое каноническое Евангелие – от Матфея (Матфей заменил в ряду 12 апостолов Иуду после его предательства)

48 г. – успение Богородицы: считается, что нам пока недоступна тайна, как Богородица покинула земной мир – или умерла во сне, или ее душа живьем была вознесена на Небо во время сна.

Какой реликвии со Святой горы Афон, связанной с именем Богородицы, в 2011 г. пришли поклониться миллионы православных людей в России

51 г. – Апостольский Собор  (прообраз будущих Вселенских  Соборов). Принято решение о необязательности обрезания для желающих креститься.

Иудеи преследовали христиан как последователей обманщика, римляне – поскольку  христиане не могли нарушить первую заповедь Моисееву, отказывались приносить  жертвы официальным римским богам (Юпитер, культ обожествленного императора).

По преданию, все 12 апостолов, кроме  ап. Иоанна Богослова, автора «Апокалипсиса», умерли насильственной мученической смертью (судьба  ап. Матфея неизвестна).

II. II – начало IV вв. – катакомбный период. Гонения на христиан то затухали, то разгорались с новой силой. Для христиан придумывались самые свирепые казни – кидали в клетки со львами, распинали, сжигали живьем. Многие отрекались, но многие шли на смерть и становились мучениками. В Риме христиане прятались в заброшенных шахтах – катакомбах. Служить службы открыто было невозможно – приходилось прятаться. В Малой Азии христиане создали целые подземные поселения.

Казнь 40 мучеников Севастийских – в Армении, римляне живьем вмораживали в озеро 40 христиан. Один отрекся, но эта казнь настолько поразила одного из солдат, что он добровольно присоединился к христианам и стал сороковым мучеником.

Великомученица Татьяна – покровительница российских студентов (II в.).

Вера, Надежда, Любовь и  их мать Софья – тоже мученицы (II в.)

Почему великомученица Татьяна стала покровительницей российских студентов?

Гонения не приносили никакого результата, многие были поражены мужеством христиан. Христиане проявляли невиданную честность, не воровали, поэтому было выгодно держать у себя в доме работника-христианина, даже под угрозой репрессий со стороны властей. Интерес к этой религии становился все большим.

Какой символический  знак, практически исчезнувший впоследствии из христианского обихода, был очень  популярен у христиан первых веков? Что он означал?

II-III вв. – несмотря на преследования, идет догматическое развитие Церкви. Окончательно утверждаются основные догматы христианства (на практике христиане в них их, конечно, верили с самого начала). Основные догматы в христианстве.

1. Библейский монотеизм (вера в одного Бога, не просто в какого-то, а Бога Библии!)

2. Догмат о Св. Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Понять разумом, как три ипостаси соединяются в одном Боге невозможно – это превосходит наше разумение.

3. Иисус Христос как Богочеловек (не просто Бог, и не просто Человек, а именно Богочеловек) – это тоже тайна, как в Христе соединилась божественная и человеческая природа.

4. Догмат об искуплении – Христос своей смертью и воскрешением искупил первородный грех и открыл дорогу к спасению всем, кто верит в него. Вера в Христа – единственный вариант спасения.

    1. Догмат об иконопочитании и почитании святых (не поклонении как Богу!)

    1. Догмат о семи таинствах – их благодатной силе.

7. Позже, когда прекратятся гонения, к ним добавится догмат о непогрешимости Вселенских соборов – таким образом, в христианстве существует двуединый фундамент вероучения: священное Писание (Библия) и Священное Предание (труды Отцов церкви, решения Вселенских Соборов).

Семь таинств  в христианстве – самое важное по христианству!!!

1. Крещение – троекратное погружение во имя Отца, Сына и Святого Духа (у католиков - окропление) – это единственное таинство, которое в крайнем случае (если крещаемый при смерти или если в этой земле вообще нет священников) может совершить не священник, а мирянин, все остальные таинства – только священник.

Как, согласно христианскому  канону, должен поступить священник, если один из родителей хочет крестить своего ребенка, а второй – против этого?

Какой текст читает наизусть во время крещения крещаемый или, если он еще мал, его крестный отец или крестная мать?

Какого известнейшего  советского барда окрестила перед  смертью его жена?

Кого в нашей стране называли «погруженными»?

Что такое «условная  крещальная формула»?

В фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем -2» священник после кораблекрушения крестит героиню, плывущую вместе с ним и держащуюся за мину? В чем символический смысл этого эпизода?

Как Вы думаете, существует ли в христианстве обряд «раскрещения»?

2. Причастие (евхаристия) – самое важное из всех таинств, причастие – это кульминация всей христианской жизни - вкушение освященного хлеба и вина (христиане верят, что в них чудесным, невидимым образом присутствует плоть и кровь Христова). У православных – как в первые века существования христианства - полное причастие для всех (и священникам, и мирянам дают и хлеб и вино), у католиков – мирянам только хлеб, с 1965 г. католики-миряне могут потребовать для себя полного причастия; освященный хлеб тоже разный; у православных -квасной, у католиков – опресноки.

Как Вы думаете, что имел в виду один из отцов Церкви Ириней Лионский, говоря, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом?

Как, согласно канону, христианин должен приготовиться к причастию  в период говения?

3. Покаяние – в форме устной исповеди. На исповеди христианин должен без утайки сказать обо всех своих грехах и покаяться в них. По канону, тайна исповеди свята, нельзя разглашать не при каких обстоятельствах. В 1722 г. Петр I издал указ о нарушении тайны исповеди, по которому попы были обязаны доносить в полицию обо всем крамольном, выявленном на исповеди – согласно церковным канонам, этот указ - страшное преступление Петра I перед Богом.

За выявленные на исповеди грехи  священник налагает специальные епитимию – иногда говорят, что это наказание, но в дословном переводе это «врачевание», самая крайняя степень епитимии – анафема – отлучение от таинств. У православных видят исповедующегося, у католиков – в кабинках. У каждого христианина есть свой духовник (духовный отец), он есть и у патриарха. Духовный отец В. Путина – предположительно архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов).

Когда окончательно был  отменен исповедальный указ Петра I?

Какой великий русский  писатель был подвергнут анафеме  за пропаганду под маркой истинного  христианства своего собственного учения?

Какая епитимия была наложена на Ивана Грозного за убийство собственного сына?

Что, по христианскому  канону, должен сделать священник, если, человек, преданный анафеме находится  при смерти?

Кто предположительно является духовным отцом Д.Медведева? Кто является духовным отцом патриарха Кирилла?

Какая новация, вызывающая сильное смущение традиционно настроенных  верующих, касающаяся формы исповеди, сейчас быстро распространяется в католическом мире?

4. Миропомазание – священник помазывает специальным благоухающим миром лоб, лицо. У православных сразу после крещения, у католиков – миропомазание только при совершении церковного совершеннолетия (не раньше 12-14 лет), кроме того, у них при миропомазании отсутствует словесная формула: «ставится печать Духа Святого». Миропомазание, как и крещение, совершается только один раз в жизни.

5. Брак – в форме венчания. К браку в ЗАГСе церковь относится с уважением, но таинством это не считает, все остальное – прелюбодеяние (в т.ч. т.наз. «гражданский брак»). В последнее время РПЦ несколько раз выступала с разъяснением этого положения, поскольку некоторые верующие их искривляют. В 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где были уточнены основания для расторжения венчанного брака (покушение на жизнь супруга или детей, измена, хронический алкоголизм или наркомания).

Почему свадьба называется словом «брак»?

Почему на вступающих в брак накладывают венец?

Информация о работе История христианства до разделения церквей