История христианства до разделения церквей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Апостольский этап в развитии христианской церкви (I в.). Церковь во II – начале IV вв. Катакомбный период
Церковь в IV – середине ХI вв. на Западе и Востоке.

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
В каких случаях священник  по канону не может совершить таинство венчания?

Сколько раз в венчанный брак может вступить мирянин? Какие дополнительные ограничения по поводу брака накладываются на священника?

6. Елеосвящение (соборование) – соборуют больных и умирающих, помазание больных мест освященным елеем – если человеку суждено выздороветь – помогает выздоровлению, если суждено умереть – сокращает мучения (христиане осознают, что в духовном плане – каждый из нас тяжело болен грехом, поэтому эти болезни нужно лечить, в т.ч. елеосвящением нужно в первую очередь).

В чем, согласно христианскому преданию, особая сила елеосвящения в Страстной Четверг (четверг накануне Пасхи)?

7. Священство – дар совершать все семь таинств. Человек становится священником через обряд рукоположения (в православной и католической церквах апостольская традиция канонического рукоположения сохраняется 2000 лет, протестанты сами ее прервали, у них канонически рукоположенных священников нет, значит, нет таинств, кроме крещения). В случае впадения в ересь или других серьезных грехов священник извергается из священнического сана. В этом случае все его последующие таинства становятся недействительными. Рукоположения извергнутого из своего сана епископа также считаются ничтожными.

Как поступают в православной церкви, если в православие переходит  католический священник (в католицизме в аналогичном случае с православным священником поступают также)?

Что такое «нехалкидонские  церкви»? Каково отношение к их священникам в православии и католицизме?

Какой бывший митрополит РПЦ был недавно извергнут из своего сана (а затем и вообще предан анафеме) за  создание путем раскола никем не признанной неканонической церкви?

Семь смертных грехов в христианстве

Согласно христианскому вероучению, если человек искренне и глубоко  раскается в своих грехах, любой, даже самый страшный грех Бог ему прощает. Библия подает пример раскаявшегося разбойника, распятого на кресте на горе Голгофе рядом с Христом – он покаялся перед смертью и, считается, что он первым попал в рай. Но есть смертные грехи, которые как яд входят в душу человеку (ему становится все труднее и труднее раскаяться). Единственное деяние человека, которое автоматически преграждает путь к раскаянию – самоубийство («главный грех Иуды»). Смертные грехи – это прежде всего не деяния человека, но те духовные мотивы, которые приводят его к убийству, самоубийству, грабежу и т.д.

  1. Гордость – «мать всех грехов». От нее как бы веером расходятся все остальные грехи.
  2. Уныние.
  3. Зависть
  4. Гнев
  5. Сребролюбие (алчность)
  6. Чревоугодие – угождение своему желудку
  7. Блуд  - выделяют блуд физический и духовный (поклонение другим богам, гадания, магия)

Кто с точки зрения христианства считается первым гордецом?

Почему главным грехом Иуды считается не предательство  Христа, а самоубийство?

Как Церковь относится  к самоубийцам?

Придумайте и запишите в столбик антоним (противоположность) к каждому из смертных грехов. Постарайтесь, чтобы это было слово или фраза без приставки «не» (т.е., не пишите «негордость», «независть» и т.д.). Таким образом, Вы получите семь основных добродетелей в христианстве. Какие сложности возникли у Вас при выполнении этой работы? Как Вы думаете, почему?

Посмотрите еще раз  на список семи смертных грехов и семи основных христианских добродетелей. Насколько современное массовое сознание, на Ваш взгляд, соотносится  с первым, насколько – со вторым списком ценностей?

Как Вы полагаете, насколько  современные психологические учения соотносятся с  семью основными  христианскими добродетелями, насколько вступают  в конфронтацию с ними?

Переживший фашистскую оккупацию Святитель Николай  Сербский ответил на вопрос, почему христианин не должен впадать в уныние», быть может, красивее всех: «Для христианина все беды переносимы, все проблемы разрешимы, потому, что…» (как звучит фраза дальше?)

Основные чины святости (категории святых)

Согласно христианскому вероучению, «един Бог без греха», все люди, даже самые большие праведники, совершают грехи. Тем не менее, церковь выделяет людей, которые молитвой, добрыми делами удостоились перед Богом особой чести, стяжали святость. Важную роль в христианстве играет понимание того, что святые – это прежде всего те люди, которые больше осознавали свои грехи и с большей силой проявляли глубокое раскаяние в них.

Канонизация святых – возведение в чин святых. Условия канонизации – должен сложиться культ почитания святого, чудеса от мощей, предметов, нетленность мощей, мироточение освященных икон в церкви, доказательства святости жизни.

Слышали ли Вы что-нибудь о дискуссии в Церкви по поводу воина Евгения Родионова?

  1. Пресвятость («святее всех святых») – высший чин святости, пресвятая в христианстве только одна Богородица, Дева Мария.
  2. Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) – этот святой, считающийся величайшим в христианстве, также выделяется особо.

Как в иконостасе подчеркнуто  особое почитание Богородицы и Иоанна Крестителя?

Почему Иоанн называется Предтечей и Крестителем?

Почему на Руси детям очень часто давали имена Иван да Марья?

  1. Апостолы – это особый чин святости. К апостолам примыкают равноапостольные – они, подобно апостолам, принесли христианство целым народам (РПЦ, например, почитает как Равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира).

Какие имена Ольга  и Владимир получили в крещении?

  1. Пророки – ветхозаветные пророки Моисей, Илья Пророк и т.д.
  2. Праведные – канонизированные миряне (Авраам, праведная Иулиания и т.д.).
  3. Преподобные – канонизированные монахи (Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский).

Сейчас во многих городах  России, в т.ч. и в Сургуте, идет православный телеканал, название которому дали слова, с которыми Св. Серафим  Саровский обычно обращался к  каждому, человеку, пришедшему к нему. Как называется этот телеканал?

Почему Преподобный Сергий Радонежский считается самым великим из русских святых?

  1. Святители – канонизированные высшие церковные иерархи (патриархи, митрополиты) – митрополит Петр (ХIV в.), патриарх Тихон (ум. в 1925 г.).

Почитание какого святителя IV в. получило невероятно сильное развитие и среди православных в России, и среди католиков в Европе? Как его обычно называют на Западе?

Какое чудо происходит ежегодно с обувью Святителя Спиридона  на о.Корфу?

  1. Мученики – умершие за веру, самый массовый чин святости (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья – II в., замученные за веру священники становятся священномучениками). Сейчас канонизированы новомученики ленинско-сталинского времени. Среди новомучеников есть дед нынешнего патриарха Кирилла.
  2. Благоверные – канонизированные правители (цари, князья) – Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской.
  3. Страстотерпцы – «претерпевшие страсти», т.е. умершие глубоко по-христиански, но не за веру – как царственные страстотерпцы, канонизированы Николай II и царская семья.
  4. Блаженные – канонизированные юродивые, на Руси их было особенно много, это своеобразный вклад русского православия во Вселенское православие («юродь» - божья болезнь, юродивые во Христе ходили голыми, делали вид, что они страшные грешники, но на самом деле не грешили даже в женских банях). Василий Блаженный. На Руси было немало обманщиков, которые только играли роль юродивых, но на самом деле юродивыми во Христе не были – они, естественно, не канонизировались (пример лжеюродства: Гр. Распутин).

Какая слепая российская христианка, прославившаяся своими чудесами в сталинское время, была недавно  канонизирована РПЦ в чине блаженной?

С каким юродивым во Христе связан особо почитаемый в России праздник Покров?

Как Иван Грозный хотел посрамить  Василия Блаженного и что из этого вышло?

Какой юродивый спас во время  спас от погрома опричников город  Псков?

304 г. – император Диоклетиан  начинает самые свирепые гонения  против христиан, в ряде мест  происходит настоящая резня христиан. Историкам удалось установить, что  на Западе Римской империи  около 5-10 % населения в то время  были христианами, на Востоке  империи – 10-15% населения. Рим уже чувствовал серьезную угрозу со стороны христианства.

313 г. – император Константин  круто меняет политику по отношению  к христианству – издает Медиоланский  эдикт: христианская религия объявлена  государственной религией (пока  наравне с языческой), затем были изданы другие законы, дававшие христианству многие привилегии. Большую роль в изменении политики сыграла мать императора Елена – она уже была христианкой

330 г. – Константин переносит  столицу в Константинополь, новая  столица строится как христианский город, языческие капища не допускались. Катакомбная эпоха закончилась

 

Семь Вселенских Соборов

С самого начала существования христианства в Церкви возникали различные  споры вокруг вероучения. Для преодоления  недогматических толкований вероучения – ересей – и утверждения (или прояснения) догматов собирались Вселенские Соборы. Почти все споры велись на Востоке христианской Церкви, Запад ничего в них не понимал, его богословский уровень был очень невысоким.

325 г. – I (Никейский) Вселенский Собор – созван для преодоления ереси арианства (лидер – александрийский пресвитер Арий: принижал второе Лицо Троицы, утверждал, что Бог-Сын есть Бог только по благодати, но не по существу). Выдающуюся роль в победе над арианством сыграл Отец Церкви Св. Афанасий Великий. Предание говорит, что упорствующему в пропаганде своих идеи Арию дал затрещину епископ Мирликийский Св. Николай Чудотворец. I Вселенский Собор принял знаменитый Никейский Символ Веры. Однако вскоре выяснилось, что ариане окончательно не сложили оружие. Более того, под их влияние подпал император Констанций.

381 г. – II (Константинопольский) Вселенский Собор – окончательное поражение ариан. Символ Веры был дополнен – так возник Никейско-Цареградский Символ Веры.

431 г. – III (Эфесский) Вселенский Собор – созван для преодоления ереси несторианства (лидер – архиепископ Несторий: утверждал, что божественная и человеческая природы Христа существовали параллельно, Несторий отрицал термин «Богородица», заявляя, что Мария – только Христородица, т.е. Богом Христос стал только после Крещения). Собор осудил точку зрения несториан. Утвердив тезис о нераздельности божественной и человеческой природ Христа. После Собора несториане ушли проповедывать свое учение в Персию, Индию, дошли до Средней Азии и Китая, до сих пор существует несторианская Церковь в Ираке.

На этом же Соборе была осуждена ересь пелагианства (Пелагий отрицал первородный грех, утверждал, что человек способен добиться искупления собственными силами). Против пелагианства активно выступал Августин Блаженный (Аврелий). Эта ересь имела местное значение.

454 г. – IV (Халкидонский) Вселенский Собор – созван для преодоления ереси монофизитства («моно» «физис» - одна природа, признавали только одну (божественную) природу Христа, лидер - Евтихий). Собор принял знаменитую формулу, разработанную каппадокийскими богословами (Св. Василий Великий, Св. Григорий Нисский, Св. Григорий Богослов) о том, что два естества (две природы) Христа существуют «неслитно, неизменно, нераздельно». Однако у монофизитов по-прежнему было много сторонников. Эта ересь сотрясала Церковь более 100 лет, в результате от православия отпали Армянская, Эфиопская и Коптская (Египетская) Церкви.

553 г. – V (Константинопольский) Вселенский Собор – окончательно осуждено монофизитство. В это время в западной части Церкви с целью борьбы с монофизитством в Символ Веры была внесена спорная вставка «филиокве» (о нисхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Впервые «филиокве» («и от Сына») появляется в Символе Веры Испанской Церкви, Папы вначале возражали против этой вставки, но потом склонились к ее признанию. Отцы Восточной части Церкви с самого начала выступали против «филиокве».

680 г. – VI (Трулльский) Вселенский Собор – созван для преодоления ереси монофилитства (признавали только одну волю у Христа – божественную, лидер – антиохийский патриарх Макарий). На путь соглашательства с монофелитами встала большая часть высшего духовенства и императорская власть. Православное вероучение твердо отстаивала только небольшая группка епископов во главе со Св. Максимом Исповедником. С благословения монофелитствующих епископов Максиму Исповеднику был вырван язык, он был сослан на Кавказ, в район нынешней Грузии. В начале ХХ в. специальная ученая экспедиция Синода пыталась отыскать место ссылки Максима Исповедника, но помешала революция 1917 г. На Трулльском Соборе монофелитство было осуждено. В результате деятельности монофелитов от православия отпала Сирийская Церковь (Церковь арабов-айсоров).

787 г. – VII (Никейский) Вселенский Собор – созван для преодоления иконоборческой ереси. Иконоборцы считали почитание икон остатками идолопоклонства. Необычность данной ереси было в том, что ее начали императоры Исаврийской династии. Им удалось запугать и склонить на свою сторону большую часть епископата Востока. Иконопочитатели нашли поддержку у Римских Пап. Именно твердая позиция Папства в вопросе иконопочитания во многом спасла православие (Папа Мартин I был вызван в Константинополь и замучен иконоборцами в Крыму). Никейский Собор осудил иконоборческую ересь. Однако полная победа иконопочитателей выявится только через полвека

Информация о работе История христианства до разделения церквей