История становления религии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:52, реферат

Описание работы

Актуальность темы на сегодняшний день достаточно велика - сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1 Христианство в России 4

2 Религия и общество 9

Заключение 14

Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по Казаковой.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Саратовский  профессионально-педагогический

колледж имени Ю. А. Гагарина»  

Государственное и муниципальное управление  
 
 
 
 
 
 

История становления религии  в России

Реферат  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разработал 

             Студент гр. ГМУ-41

О.А. Левакова  

Проверил 

Преподаватель

В.И. Казакова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2009

Содержание

Введение             3

 1 Христианство в России           4

2 Религия и  общество            9

Заключение             14

Список использованных источников         16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

  Религия - это явление присущее человеческому  обществу на протяжении всей его истории  и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара.

    Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, исторически сложившееся с учетом обычаев, обрядов, философских осмыслений, учений, научных толков.

  Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было бы религии. Религия в разное время занимала то или иное место в социальной и культурной жизни общества. В разные исторические времена глава государства по-разному относилась к религии, в одно время заручались ее поддержкой, в другое стремились отделить государственный аппараты власти от влияния религиозных структур, отказывались от нее, пытаясь заменить идеологией, но никогда не игнорировали. Ведь религия обладает главным оружием, которого может не быть у государства - верой. Эта вера не только в Бога той религии, которую проповедует тот или иной народ, но и вера в то, что все в жизни устроено по заповедям, в то, что в трудное время с верой можно справиться с бедой и горем, а в хорошее верить, что все происходящее - это награда за праведную жизнь. Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», один из важнейших компонентов его мировоззрения. История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному. Религия характеризуется признанием Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремлением согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

  Актуальность темы на сегодняшний день достаточно велика - сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.

  Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.  
 
 
 
 

    1 Христианство  в России 

   Со  школьной программы мы помним, что переход от язычества к Христианству на Руси при князе Владимире носил достаточно острый характер. Язычная Русь, почитавшая многие века свой пантеон богов не могла в одночасье сменить одну веру на другую.

   Язычество тогда прочно удерживало свои позиции. В Киеве свершались публичные языческие моления, сопровождаемые человеческими жертвоприношениями. Идолам в жертву по жребию приносили и христиан, живших в поднепровской столице. В этой обстановке поворот Владимира к христианству мог показаться неожиданным. Но обращение князя к новой вере было мотивированным.

   Не  являлся простой случайностью и  выбор новой веры, павшей на христианство византийского толка. Для древнерусского общества с его доклассовой структурой большое значение имел определенный демократизм византийской церкви, известная терпимость ее служителей по отношению к язычеству. Важную роль сыграли тесные торговые и политические связи двух стран. Предпочтение, оказанное Владимиром христианству из Византии, зависело в немалой мере и от внешней обстановки на южных границах Руси. Во второй половине X века участились набеги печенегов на русские земли. Враги осаждали Киев, Белгород, жгли нивы, разоряли села. Тогда, по выражению летописца, была «рать велика бесперестани». В этих условиях дружеские и союзнические отношения Киева с Константинополем являлись весьма желательными для Руси. Приняв в соображение все эти обстоятельства, Владимир принял крещение от греков. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003., С. 20.

   В основном же, конечно, смена религии носила политические мотивы. Стоит отметить, что принятие христианства открыло для Руси новые политические, экономические и культурные возможности. На тот момент времени новая религия устанавливалась как основная и государственная. Потому как России нужны были новые пути развития и становления принципиально нового государства, новой власти, культуры и прочее.

   Зачем же это было необходимо? Что есть религия для общества, принявшего форму государства. Большинство  ученых, философов склоняются к мысли, что исторически религия возникла из попытки человека овладеть силами природы. Человек не мог объяснить структуру мира, не мог постигнуть сущности мироздания, поэтому объяснял это для себя существованием чего-то высшего, не предназначенного к постижению. На протяжении развития религии возникали нормы и каноны, свойственные той или иной религии. Религия заняла прочное место в воспитании с самого рождения человека, поэтому во многом определяла действия, поступки и социально - культурное направление развития общества.

Во всех формах религиозного сознания мы находим  признание существования высшего  начала и связи его с миром  конечных вещей. «Этой связью объясняется  и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что  религия служит не только теоретической  потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу». Спиркин А.Г.Философия. Москва, 2000, С. 132. Таким образом, религия не обосновывается на деятельности какой-либо одной стороны человеческой души. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. Что касается проблемы гносеологического смысла религии, или проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или направления в науке. Известны три подхода к этой проблеме: сциентистски-позитивистское, историческое (эволюционное) и абсолютное. Первый подход толкует религию как низший вид знания и, по существу, сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение. Сторонники второго подхода усматривают в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого уровня знания. При этом религиозное знание уступает отвлеченному знанию в понятиях. И, наконец, третий подход рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как, по сути, так и по значимости для человека и общества.

     Становление научной картины мироздания не противоречит религии и не ослабляет религиозного восприятия мира. Нельзя считать парадоксом факт, что те, кто внес в науку масштабный вклад (например, такие новаторы, как Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.), относились терпимо к религии и размышляли о ней в положительных тонах.

     Человеку  не дано восприятие целостности мироздания. Целостность Вселенной, по словам И. Канта, трансцендентна, т.е. запредельна, «ибо в опыте и эмпирических науках мы не встречаем этой целостности и не можем спроецировать мироздание как целое, чтобы оно приоткрыло нам свои высшие духовно-разумные свойства.» Спиркин А.Г.Философия. Москва, 2000, С. 134.

     Религия подразумевает, что Вера дается Богом  человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений и целесообразность самых замысловатых образований и процессов в мироздании.

     Помимо  этого, в мире есть области, где кончаются  проблемы и начинаются тайны: это сфера трансцендентного. И мудрый человек может смириться с этим, а для смирения нужно мужество, выражающееся в готовности признать и принять, что далеко не все зависит от нас. Мы вынуждены смириться и принять конечность нашего земного бытия в мире, нашу доступность страданиям и пр.

     В этом случае в философии возникает  понятие бытия человека, экзистенции, появляется поиск смысла жизни, возникает  понятие абсурда. Отсюда возникает  основной вывод в религии с  точки зрения философии и познания ее научно - вера сама по себе не является заслугой, а отсутствие веры или сомнение в ней сами по себе не являются виной: это дело совести каждого. Важнее всего в религиозной вере - это поведение. Именно оно определяет принадлежность человека к религии и ее восприятие сознанием.

     Принятие  христианства и Крещение Руси заняло длительное время. На Северо-востоке  обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление, что логично, потому что язычество было частью культуры славян, основой их быта и жизнедеятельности.

     Многие  древние славянские верования вошли  на Руси в христианский канон. Громовержец  Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился  в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Все это свидетельствует о том, что религия насаждалась сверху, властью и в короткое время, не имеющего адаптационного периода.

     Тем не менее, сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь напоминание о том, что «русский народ крещен, но не просвещен», как говорили в народе.

     Итак, если поставить вопрос, что в большей  степени определяло мировоззрение  древнерусского общества - язычество  или христианство, то можно, не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен существованием на Руси XI XII столетий оязыченного христианства, то есть «двоеверия», с одной стороны, и чистого язычества - с другой. Наличие последнего объясняется тем, что население Древней Руси не было сплошь охвачено крещением и какая то часть его оставалась в язычестве, которое, впрочем, утратило свой прежний официальный характер, в результате чего массовые публичные моления верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу, Велесу и прочим превратились в частные, ограниченные отдельным домом и семьей, свершаемые скрытно «под овином». Но тем не менее эти моления продолжались. И только позднее, на протяжении второй половины XIII, XIV и XV столетий, когда христианство окончательно утвердилось на Руси и все русские люди стали (во всяком случае, формально) христианами, язычество как самостоятельное вероисповедание отошло в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся смесью христианства с язычеством «двоеверие», из которого впоследствии и выросло современное русское православие. Да и стоит ли убирать эти прочно вошедшие в культуру традиции, которые соблюдали наши предки издавна. Они не делают русского человека язычником, вместе с тем, помогая ему сохранить самобытность русского менталитета и культурную целостность. С другой стороны, принятие христианства открывало все новые возможности в общественной и политической жизни русского государства.

     В соответствии с российским законом  о религии 1997 года, Московская Патриархия обязана уважать историческое язычество, для этого, в частности, этот закон и создавался. В соответствии с православной верой, однако, Русская Православная Церковь должна была бы поступать прямо противоположно.

В преамбуле  закона 1997 года говорится, что религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» заслуживают соответствующего уважения. Официальные комментарии к закону определяют, что такие религии включают «древние языческие культы, сохранившиеся или возрождающиеся в республиках Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, на Чукотке и в ряде других субъектов Российской Федерации» Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

     Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Религия требовала определенного оформления. Стали развиваться иконопись, фреска, мозаика, каменная и кирпичная кладка - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.

     С христианством пришла и письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Следствием распространения церковных книг стало обучение грамотности при церквях и монастырях.

Принятие  христианства также повлияло на нравы  и мораль, т. к. церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

     Христианство  повлияло и на укрепление княжеской  власти. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. В последствии утвердилось понятие помазанника божия, коим представлялся глава монархического российского государства. Стоит отметить, что при этом церковь сохраняла независимость от государства - не была в подчинении у власти, тем самым показывая обществу, что нет никого выше Бога и религии.

     Приняв  христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной, а стала полноправным партнером. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Смена религии способствовала сплочению  восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену  сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских народов. С этого момента началось становление русской государственности, того духовного начала, что определяет любое образование государства, ведь прежде всего есть человек, его вера и стремления, а потом уже политика, экономика и прочее.

Информация о работе История становления религии в России