История становления религии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 16:52, реферат

Описание работы

Актуальность темы на сегодняшний день достаточно велика - сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.

Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1 Христианство в России 4

2 Религия и общество 9

Заключение 14

Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по Казаковой.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Это одна сторона взгляда на религию сегодня  с точки зрения сложившегося государства. Скорее всего, такая точка зрения должна соответствовать представителям церкви, поскольку церковь уже давно не имеет никакого политического влияния на законодательную основу государства. Согласно Блаженному Августину, государство, не соблюдающее законы, превращается в шайку разбойников. Принцип «Всякая власть - от Бога» превратно толковался разными политиками и богословами - в том числе и современными. Но у Апостола Павла «всякая» - это не квантор общности, а неопределенный артикль: речь идет не о всякой конкретной власти, а о самом принципе властвования. Это - не эмпирическая выборка, это - методика исследования. Тот факт, что человеческое общество структурировано, что в нем есть те, кто может взять на себя ответственность и харизму управления общественной жизнью, то, что большинство остальных людей относятся к этому спокойно, - залог существования общества и стабильности, консервативности, которая только и может дать необходимый простор для постепенного становления отдельного человека и всего общества.

С другой стороны, существование религии отражается на самой важной стороне общества - духовной. Как уже говорилось выше, человеку надо иметь веру, верить во что-то, раз его существование на земле конечно. Это безусловно важно, чтобы не допустить абсурдности существования, чтобы не стать «посторонним» Камю.

Человечество  своим духовным развитием обязано  двум врожденным рефлексам своей  души: верованию и познанию. Эти  атрибутивные свойства, выделившие род  человеческого от природы, фактически являют собой и сущность индивидуума. Ведь, именно они и возвели его в ходе дальнейшего духовного развития до состояния «абсолютного блага», именуемого «личностью», воплотились в религии и философии.

     Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы, что соответствует Конституции РФ.

     Одной из форм частичной свободы совести  является веротерпимость. Веротерпимостью  называется свобода для функционирования многих религии при особом предпочтении одной из них. Религия, которой отдаётся предпочтение, негласно называется государственной религией. На сегодняшний день к христианской религии себя относят порядка 50% населения РФ.

Для царской  России также была характерна веротерпимость. Веротерпимость эта имела крайне узкие масштабы. Все религиозные организации по признаку отношения к ним государства делились на три основные группы: «государственная» (православие), «терпимые» (католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм и др.) и «нетерпимые» («люди божьи», молокане, старообрядцы-беспоповцы и др.). Причём религии объявлялись нетерпимыми не за преступления (ибо они их не совершали), а просто за другой ответ на вопрос о том, как устроен мир сверхъестественного.

Таким образом, можно отметить что всегда была особой статьей отмечена веротерпимость и ее понимание. Сегодня же религиозная проблема хоть и не стоит остро но тем не менее иногда дает о себе знать в виде различного рода конфликтов между представителями различных конфессий.

     Религия как социальный институт, безусловно, способствует становлению моральности в обществе, что во многом облегчает соблюдение закона среди представителями общества.

     Что касается социологического определения  религии, то исходя из всего вышесказанного, вполне возможно отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий.

     Институт  религии может быть представлен  как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

     Ценностно-нормативный  уровень религии представляет собой  сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые  содержатся в священных текстах  и писаниях. В христианской религии, источником ценностей и знания выступает Библия. Опять же, стоит отметить, что современные люди, особенно молодежь, практически не знакомы с Библией. Да, может быть благодаря телевидению, научно-популярным фильмам они знакомы вкратце с историей христианства, знают кто такой Иисус, но не более того.

Религиозные верования и знания сегодня могут  быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в  духовной культуре общества, поскольку  они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

     Это можно считать второй точкой зрения на религию в современной системе общества. Стоит отметить, что, несмотря на свою архаичность, религия все-таки за многие века смогла сохранить свою цель и смысл своей сущности.

Ведь  когда человеку хочется умиротворения, когда он, в отчаянии, он несмотря на всю, казалось бы, абсурдность, обращается к Богу, как к последней надежде.

Религия и духовность во многом до сих пор  определяют человеческое сознание, стремление постичь себя, познать сущность окружающего  мира. Религиозные мотивы определили нашу культуру, наш быт, уклад жизни, государственную направленность, направления в искусстве, народном творчестве, сказаниях и былинах.

     Библейские  заповеди нашли свое отражение во многих законах, отложились на нормах поведения в обществе.

     Религиозное начало определяет семейный уклад, традиции обрядов.

Тем не менее, религия отнюдь не самобытна, на положение религии в современном  обществе решающее воздействие оказывают  две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в  современном обществе ведут к  неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности.  
 
 
 
 
 

Заключение 

     Можно много спорить о положении  религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту не возможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого или близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи.

     Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и неотразимые изменения.

     В этой работе был сделан краткий обзор  становление религии христианства на Руси, роли, которую она сыграла  в развитии государства российского.

     Трудно  переоценить значимость и влияние религии на жизнь общества. Она как невидимая нить проходит сквозь сознание и определяет нравственно-моральные ценности общества.

     Сегодня религия и государство как  институт неотделимы друг от друга  и взаимодополняемы.

     И все же стоит отметить, что религия является суверенной. Никакие законы не могут вмешиваться во внутренний устав церкви и тем более диктовать свои условия.

     В процессе работы было сделано два  вывода:

- каноны религии как нравственно-моральной основы современного законодательства не соблюдаются им же;

- невмешательство религии в политику и политики в религию имеет свои плюсы.

Да, конечно, правительство может попросить  поддержки у церкви, потому что  патриарх является политически не заинтересованным лицом, что послужит непременным плюсом в глазах общества определенного события. На сегодняшний момент представители церкви активно учувствуют в культурной жизни общества, принимают участие в заседании международных организаций, высказывают свое мнение относительно глобальных проблем различного рода, поддерживают граждан в трудную минуту утраты.

     В настоящее время большинство  церковных иерархов и рядовых  священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально - экономических и общественно - политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентирует церковь на повышение нравственного потенциала человека.

     Можно сделать вывод, что религия в  течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияла на процессы формирования и функционирования различных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности. Но все-таки хочется верить, что власти прислушаются, присмотрятся к нынешней ситуации и поспособствуют более активной интеграции религии в духовную сферу общества. Может быть, посредством образования, Средств массовой информации, литературы, новой концепции подачи религиозного учения.

     Религия достаточно эмоциональное явление. Некоторые видят в этом плюсы, другие - минусы. Сложно сказать, что  лучше. С одной стороны, именно эмоции постоянно вызывали раздражение со стороны науки как постоянной спутницы религии. Именно эмоции порождали то неизвестное, чего так боялись и не могли объяснить наши предки. Эмоции породили многочисленные мифы и заложили основы религии.

     Но  с другой стороны именно эмоции сделали  религию такой сострадательной  для всех. Религия очень терпима, особенно сегодня - она позволяет  выбирать веру, сменить ее. Идея гуманизма  в религии как нигде проявляет  жалость и сострадание. Это, несмотря на то, что религия достаточно строга к проявлению нарушений заповедей, укладов, канонов и пр.

     Многие  из верующих видят в вере спасение. Религия во многом изменила понятие  веры. Сегодня многие верят в науку, в высший разум, в судьбу, и нельзя сказать, что это познание тоже является религией, но и к науке его не отнести.

Появились институты, если так можно выразиться, субрелигии, которые выражают потребности  и нравственные стремления большого количества граждан.

     Можно отметить, что религия для верующих людей - это е только путь к себе, но и философия, философия жизни, по канонам которой они живут, которая установила их морально-нравственные качества и принципы. И эти принципы не противоречат имеющемуся законодательству, значит, религия все-таки явилась первоосновой межличностных отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1 Бузский М.П. Субъективная основа бытия и регулирования общества. Волгоград, 2002.

2 Елисеев Г.А. История религий. М. 1997.

3 Зубов А.Б. История религии. М., 1997.

4 Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. Проблемы философии религии и религиоведения. Калининград, 2003.

5 Любищев А.А. Наука и религия. М., 2000.

6 Осипов А.И. Религия, философия, науки. М., 2003.

7 Спиркин А.Г. Философия. Москва, 2000.

8 Федеральный закон №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»         подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений»

9 Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1955.

10 Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003.

 

Информация о работе История становления религии в России