Иудаизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:35, доклад

Описание работы

Иудаизм — религия еврейского народа. Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероучения. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлинное искажение «истинной веры».

Работа содержит 1 файл

иудаизм(2).docx

— 34.82 Кб (Скачать)

В этот период систематизируются  книги Священного Писания и составляется так называемый Масоретский кодекс Танаха. Его составляют 39 книг, разделенных  на три раздела: Тора (Учение) - книги  Берешит ("В начале", христианское наименование "Бытие"), Шемот ("Имена", христ. "Исход"), Вайикра ("И воззвал", христ. "Левит"), Бемидбар ("В  пустыне", христ. "Числа") и Деварим ("Слова", христ. "Второзаконие"); Невиим (Пророки) - книги Йе'ошуа (христ. Иисуса Навина), Шофетим (Судей), Шмуэль 1 и 2 (христ. 1 и 2 Царств, или пророка  Самуила), Мелахим 1 и 2 (христ. 3 и 4 Царств), Йэшайя (пророка Исаии), Йирмея'у (пророка  Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля) и Терей-Асар (книги 12 так называемых малых пророков); и Кетувим (Писания) книги Те'иллим (Восхваления, христ. Псалтирь), Мишлей (Притчи, христ. Притчей  Соломоновых), Ийов (Иов), Мегиллот (Свитки); состоит из 5 отдельных книг: Шир-аширим (Песнь песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Ко'элет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (Ездры), Нехемия (христ. Неемии, или 2-я Ездры) и Диврей'айамим 1 и 2 (христ. 1 и 2 Паралипоменон, или Хроник).  

В начале III в. составляется свод правил и устных преданий - Мишна (Толкование), или Шас (Шесть порядков), к которому в III -V вв. были добавлены  комментарии к священным текстам - Гемара. Мишна и Гемарасоставляют Талмуд - вторую священную книгу  иудаизма. Талмуд имеет две редакции, получившие название "Иерусалимский" и "Вавилонский" Талмуд.  

В начале VIII в. иудаизм  распространился среди части  тюркских племен, входивших в Хазарский  каганат. Их потомки - караимы, образовали отдельную ветвь иудаизма. Особенность  иудаизма караимов заключается в  том, что он признает только книги  Танаха и отвергает Талмуд.  

В XII в. выдающийся еврейский  мыслитель и раввин Моисей Маймонид, или Рамбам (1135 - 1204), систематизировал основную догматику иудаизма и изложил  ее в обширном трактате "Мишне  Тора" ("Толкование Торы"), ставшим  энциклопедическим руководством к  Торе и Талмуду. В XVI в. раввин Йосеф  Каро (1488-1575) завершил систематизацию предписаний  Талмуда. Составленный им кодекс "Шулхан Арух" ("Накрытый стол") стал практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом. 

После изгнания еврейского народа из Израиля в иудаизме получили особое развитие мистические школы, известные под общим названием  Каббала (Наследие). Один из наиболее влиятельных  центров этого учения сформировался  в XVI в. в галилейском городе Цфате  под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный  смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих, как они считали, символическое описание Бога и всех Божественных процессов. Каббалисты развили  учение о сфирот - десяти ипостасях  сокровенного Бога, каждая из которых  наделена особыми качествами, а все  вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют  материальным миром. Главное сочинение  каббалистов - "Зогар" ("Сияние"), почитается ими наравне с Торой  и Талмудом. Учение Каббалы оказало  большое влияние на формирование других мистических течений в  иудаизме, и прежде всего на хасидизм (от др. евр. хасид - благочестивый), возникший  в ХVIII в. и получивший широкое  распространение среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал  авторитет раввинов и почитал  цадиков - праведников, находящихся, по мнению хасидов, в постоянном общении  с Богом и одаренных сверхестественной  силой, позволявшей им распрояжаться  всем существующим по собственной воле. Постепенно хасидизм нашел компромисс с раввинатом и был признан  ортодоксальным иудаизмом.  

В конце XVIII в. под  влиянием идей Французской революции  возникает движение за эмансипацию  евреев - аскала (просвещение), которое  приводит к кризису ортодоксального  иудаизма и появлению реформистского направления, стремившегося приспособить иудаизм к нормам европейского образа жизни. Однако боязнь ассимиляции с  нееврейским населением уже в  середине XIX в. активизировала и традиционное ортодоксальное течение, выступавшее  против реформизма. В настоящее время  большинство евреев Европы и США  являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле  преобладает иудаизм ортодоксальный.  

Особенностью  учения иудаизма является то, что в  его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о  богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории.  

Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе  Бога, творца и источника всего  сущего. Бог бестелесен и не имеет  зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском  символе веры "Шема", которым  начнаются богослужения: "Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь  один!". В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонай" ("Владыка", "Господь"). Закрепляя это правило, хранители  священных текстов ставили к  согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонай". Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".  

Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу  воли и выбора, но повелел исполнять  мицвот (заповеди), воплощающие добро  и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов  Ноя. Они устанавливают запреты  на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие, воровство, кровосмесительные связи, употребление в пищу мяса, отрезанного  от живого животного, и повеление  жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно  для других народов. Большинство  из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных  установлений, правил обрядовой чистоты, гигиенических норм, и запретов на соединение несовместимых сущностей (льна и шерсти; двух разных тягловых животных в одной упряжке и  т. д.). Особые предписания касаются культовой практики и соблюдения праздников.  

Среди мицвот особо  выделяются так называемые Десять Заповедей (греч. Декалог), содержащие универсальные  этические нормы человеческого  поведения: единобожие, запрет на изображение  Бога, на произнесение Его имени  всуе (напрасно), соблюдение святости дня  отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие  действия принципа свободы воли, рассматривается  как грех, который влечет за собой  воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Таким  образом, этическая и социальная справедливость, заключённая в заповедях, становится центральным положением всей догматики иудаизма.

Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем  воскресении мертвых в Торе непосредственно  не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение.

Информация о работе Иудаизм