Эволюция религии в соврменном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Цель работы - рассмотреть понятие религии, обозначить основные аспекты и причины её эволюции в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть само понятие религии и понятие эволюци религии;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о причинах и процессах эволюции;
Рассмотреть настоящую ситуацию и сравнить с предыдущими годами, чтобы наглядно показать изменения;
Проанализировать полученные данные и на их основе сделать выводы.

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1. Определение религии - 5 -
1.1 Что есть религия? - 5 -
1.2 Понятие эволюции религии - 10 -
Глава 2. Эволюция религии - 13 -
2.1 Процессы изменений - 13 -
2.2 Современная религиозная ситуация в странах СНГ - 22 -
Заключение - 30 -
Список используемой литературы - 31 -
Приложение - 33 -

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 93.12 Кб (Скачать)

       Если  принимать за основу религиозности  единство религиозного сознания (молитвы, исповедь, пропаганда религии) и религиозного поведения (посещение богослужений, сохранение предметов культа, чтение религиозной литературы), выделяя при этом основные и неосновные признаки религиозного поведения, то «неортодоксальный верующий» - это человек, который лишь эпизодически проявляет религиозное поведение, причем не основные его признаки29.

       «Неортодоксальный верующий» причисляет себя к верующим, однако, почти не посещает религиозные  службы, не совершающего обряды. Исходя из результатов социологических исследований30 среди причисливших себя к верующим не нашлось ни одного человека, который бы регулярно посещал все службы, соблюдал обряды, совершал все культовые отправления. Эпизодически посещают религиозные учреждения 24% опрошенных, в силу экстремальных жизненных обстоятельств – 30% (среди опрошенных женщин это число увеличивается до 50%). Никаких связей с культовыми учреждениями не поддерживают 31% респондентов, считающих себя верующими.

       В этой связи, сквозь призму кризиса традиционных религий, кризиса экономики, перехода России к демократии и других вышеуказанных обстоятельств, следует рассматривать появление и дальнейшее распространение новых религиозных организаций.

       Современная практика показывает, что в свете  возросшего интереса к новым религиям, необходимо разделение религий на традиционные (исторические) и новые (нетрадиционные).

       Традиционная  религия – это совокупность всех тех религий, которые М.Вебер31 называл «мировыми религиями», то есть иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам.

       Как правило, под традиционными религиями32 мы понимаем религии, сохраняющиеся на протяжении длительного времени, передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса или общности людей.

       Традиционные  религии зарождаются и развиваются  в рамках этнических или государственных границ, они глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии данного народа. Понятие «нетрадиционная религия» используется в содержательном аспекте в противоположность, в оппозиции к понятию традиционной (исторической) религии.

       Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

       Нетрадиционными, же, с другой стороны, могут быть и мировые религии. К примеру, одна из древнейших мировых религий – иудаизм для нас является нетрадиционным. А также в рамках самих традиционных религий возникают новые движения, именуемые последователями нетрадиционных религий ересью. Например, в исламе – ваххабизм.

       Таким образом, это все те религии, которые  не являются историческими в данном обществе, противоречат существующей культуре и ценностям общества или дают другое толкование исторических основ учения.

       Следует отметить, что все исторические религии  очень разные в содержательном аспекте их вероучений, но все они прошли очень длительный путь становления, развития и институциализации.

       Р.Белла33 выделяет следующие важнейшие черты традиционных религий, которые являются для них общими:

        - идея единого бога, когда у  бога нет ни придворных, ни родственников, он является единственным творцом и вседержителем мироздания;

       - все исторические религии универсалистичны, то есть они не привязаны к какой-то определенной группе или народу.

       Сходством же традиционных и нетрадиционных религий, на мой взгляд, является почитание священных писаний, книг своих основателей, живущих, или умерших. Скажем, Церковь Объединения признает в качестве главной книги «Принцип», составленный Муном.

       В то же время существуют принципиальные отличия традиционных религий от нетрадиционных. По моему мнению, критерием отличий следует считать социальную роль в обществе, а не особенности организации и культа.

       В целом, можно сказать, что религия  медленно, но верно возвращает себе утерянные, из-за репрессий советского периода, позиции в обществе. Но в  то же время, традиционные религии сталкиваются со множеством новых проблем, связанными с современными тенденциями.

       На  сегодняшний день возникла объективная  необходимость коренной перестройки системы отношений государство–религия–общество. Поскольку до сих пор не определены содержание, принципы и приоритеты политики государства в области религий (как традиционных, так и новых), не определена четкая система контрольных органов за деятельностью новых религиозных организаций. Вместе с тем, эти факторы негативно сказываются на отношении граждан к государственной политике в области свободы совести. Ситуацию осложняют споры между представителями традиционных и новых религий относительно их главенствующей роли и месте в общественном развитии.

 

Заключение

 

     Религия во все времена играла очень важную роль в жизни общества. Но, с момента появления мировых религий, будь то христианство, буддизм или ислам, прошло достаточно много времени - изменился человек, устои государств, изменился сам менталитет человечества, и мировые религии во многом перестали отвечать требованиям нового общества..В связи с этим уже давно появились тенденции возникновения новой мировой религии, которая будет отвечать потребностям нового человека и станет новой глобальной религией для всего человечества. Ответом на это стал экуменизм, процесс объединения христианских церквей, который быстро растет и развивается. Его идеи подхватили и другие мировые религии, такие как Ислам, Буддизм.

     Этот  процесс осложняется из-за множества  возникающих «нетрадиционных» религий. Люди могут верить в то, во что хотят верить. С одной стороны свобода совести это хорошо, она даёт людям право выбирать, но с другой – люди, из-за активной миссионерской практики, легко попадаются на призывы различных «новоиспечённых» религиозных течений, которые в большинстве своем являются обманом.

       Другой  стороной свободы совести являются «свободомыслие». Под влиянием процесса секуляризации у людей формировалось и формируется нерелигиозное мировоззрение, которое основывается на приоритете гуманизма и ориентации на науку. Иначе их так же называют «скептиками», или же «атеистами». На протяжении большей части человеческой истории религия обладала монополией на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. В настоящее время мы являемся свидетелями того, что секуляризация ведет к формированию радикально иной ситуации - ситуации плюрализма.

       Все это демонополизирует религию, в рамках современного общества ей становится все труднее сохранять прежние позиции, а также религиозные верования как вечные и неизменные истины. Эти явления в совокупности образуют «кризис доверия» к религии.

     На  основе проделанной работы можно  сделать следующие выводы: Религия для людей потеряла свое изначальное значение и во многом была переосмыслена. И теперь, на этой основе формируется новое религиозное мировоззрение, новое отношение к религии, новое восприятие ее идей и ценностей. Но она никуда не исчезает из жизни людей и остается одним из важных ее компонентов.

 

 

     Список  используемой литературы 

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// М. Вебер. Избранное. – М., 1998.
  2. Гараджа В.И. Религиоведение. М.,1994.
  3. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Институт Открытое Общество, 1995. - 223 с.
  4. Кислюк К.В. Религиоведение: Учебное пособие для вузов / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. - 2-е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2003.
  5. Левада Ю. М. Мониторинг перемен: основные тенденции. //Вестник общественного мнения, 2004, №3(71) май-июнь, С.80-119.
  6. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента / Независимый открытый ун-т. - М.: НОУ, 1998. - 328 с.
  7. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира, М.,1995.
  8. Новые религиозные объединения России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Издание 3-е, дополненное. / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник №1. – Белгород, 2002. – 446с.
  9. ООН Всеобщая декларация прав человека, 1948.
  10. Петрова Н.В.Современная религиозная ситуация в России, 2008.
  11. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 2001.
  12. Сборник статей. Роль религии в формировании личности. – Уфа: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002.
  13. Узланер Д. А.Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов)
 

Ресурсы сети Интернет 

  1. What is the World Council of Churches? // http://www.oikoumene.org/en/who-are-we.html, 17.03.2011.
  2. World Muslim Congress // http://www.worldmuslimcongress.com/, 17.03.2011.

 

Приложение

 
 
 
 
 

       Таблица 1

Вариант ответа 1989г. 1991г. 1993г. 1994г. 1996г. 1998г. 2002г. 2004г. 2011г.
Верующим 30% 31% 50% 56% 44% 47% 57% 61% 63,6%
Неверующим 65% 61% 40% 39% 43% 38% 33% 30% 18,2%
Число опрошеных 1300 2964 1930 2957 2404 2407 2105 2100 536
 
 
 
 

График 1

 

(Из 536 опрошенных  человек – 43% мужчины, 57% женщины) 

График 2

Информация о работе Эволюция религии в соврменном мире