Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Уровень развития экономики и науки зависит от уровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально. Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям.

Работа содержит 1 файл

Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

Отрицающий  бога гуманизм является по-человечески  благородным жестом, но истинная религия - это единственная сила, способная привести к устойчивому повышению чувствительности одной социальной группы к нуждам и страданиям других. В прошлом институциональная религия могла оставаться пассивной, когда верхние слои общества были глухи к страданиям и угнетенному состоянию беспомощных низших слоев, но сегодня низшие социальные классы более не являются ни столь же откровенно невежественными, ни столь же политически беспомощными.

Религия не должна непосредственно заниматься светской задачей социального переустройства и экономической реорганизации. Однако она должна активно идти в  ногу со всеми успехами цивилизации, ясно и решительно подтверждая свои нравственные полномочия и духовные заповеди, свою прогрессивную философию  человеческой жизни и трансцендентального  спасения. Дух религии вечен, но форма  ее выражения должна заново определяться при каждом обновлении словаря человеческого  языка.

Институциональная религия неспособна стать вдохновителем  и руководителем этого надвигающегося всемирного социального переустройства и экономической реорганизации, ибо, к сожалению, она - в большей или меньшей степени - стала органической частью социально-экономической системы, которой суждено быть преобразованной. Только настоящая религия, основанная на личном духовном опыте, способна выполнять полезную и созидательную функцию в условиях нынешнего кризиса цивилизации.

Институциональная религия оказалась в безвыходном  положении, заколдованном круге: она  неспособна переустроить общество, не переустроив вначале себя. Однако, являясь столь неотъемлемой частью существующего порядка, она неспособна переустроить себя, пока не будет радикально переустроено общество.

Верующие  должны функционировать в обществе, промышленности и политике как индивидуумы, а не группы, партии или институты. Религиозная группа, которая позволяет  себе действовать как таковая, в  отрыве от религиозной деятельности, сразу же становится политической партией, экономической организацией или  социальным институтом. Религиозный  коллективизм должен ограничить свои усилия содействием религиозным  целям.

В социальном переустройстве верующие - по сравнению с людьми неверующими - представляют собой большую ценность лишь постольку, поскольку религия расширила их дальновидность и наделила их той высшей социальной мудростью, которая рождается из искреннего желания любить Бога высшей любовью и любить каждого человека как своего брата в царстве небесном. Идеальный социальный порядок тот, в котором каждый человек любит своего ближнего так же, как себя.

Возможно, что в прошлом институциональная  церковь действительно служила  обществу, прославляя существовавшие политические и экономические уклады, однако, если она хочет сохраниться, ей следует как можно быстрее  отказаться от этой роли. Единственно  подобающим отношением церкви является проповедь отказа от насилия, доктрины мирной эволюции вместо насильственной революции - мира на земле и доброй воли среди людей.

Современной религии трудно изменить свое отношение  к стремительным социальным переменам  только потому, что она оказалась  скованной своей институциональностью, традициями и догмами. Религии, основанной на живом опыте, легко оставаться впереди всех этих социальных перемен  и экономических потрясений, когда  своими действиями она неизменно  укрепляет мораль, является социальным руководителем и духовным кормчим. Истинная религия переносит из одной  эпохи в другую то ценное, что  есть в культуре, а также ту мудрость, которая рождается в опыте  людей, познавших Бога и стремящихся  стать такими, как он.

Раннее  христианство было полностью свободным  от каких-либо гражданских обязательств, социальных обязанностей и экономических  объединений. Только позднейшее христианство, превратившись в институт, стало  органической частью политической и  социальной структуры западной цивилизации.

Небесное  царство не является ни социальным, ни экономическим укладом; оно представляет собой исключительно духовное братство богопознавших индивидуумов. Конечно, такое братство само по себе новый  и удивительный социальный феномен, который влечет за собой поразительные  политические и экономические последствия.

Верующий  не является глухим к болезням общества, невнимательным к гражданской несправедливости, неспособным к экономическому мышлению или равнодушным к политической тирании. Религия непосредственно  влияет на социальное переустройство потому, что она наделяет индивидуального  гражданина духом и идеалом. Отношение  таких индивидуальных верующих косвенно воздействует на культурную цивилизацию  по мере того, как они становятся активными и влиятельными членами  различных социальных, моральных, экономических  и политических групп.

Достижение  высокой культурной цивилизации  предполагает, во-первых, наличие идеального типа гражданина и, во-вторых, идеальных  и адекватных социальных механизмов, с помощью которых эти граждане могли бы контролировать экономические  и политические институты такого развитого человеческого общества.

Как группа, верующие должны иметь отношение  только к религии, хотя, как отдельный  гражданин, любой верующий может  стать выдающимся лидером какого-нибудь движения за социальное, экономическое  или политическое переустройство.

Потребность в истинной религии в периоды  экономических кризисов

Какие бы потрясения ни сопровождали социальное и экономическое развитие цивилизации, религия остается истинной и полезной, если она развивает в индивидууме опыт, в котором господствуют истина, красота и добродетель, ибо такова подлинная духовная концепция высшей реальности. Через любовь и поклонение эта концепция обретает смысл в братском отношении человека к человеку и сыновнем отношении человека к Богу.

  В конце концов, именно то, во  что человек верит, а не то, что он знает, определяет его  поведение и личные действия. Знание одних только фактов  оказывает весьма незначительное  воздействие на обычного человека, если оно не активизировано  эмоциями. Однако религиозная активизация  сверхэмоциональна; религия объединяет  весь человеческий опыт на  трансцендентальных уровнях, соприкасаясь  с присутствующими в смертной  жизни духовными энергиями и  высвобождая их.

В условиях психологически неустойчивого  двадцатого века - с его экономическими потрясениями, противоречивыми моральными доктринами и социологическими волнениями, характерными для циклонических  переходных периодов научной эры, —  тысячи и тысячи мужчин и женщин по-человечески сбились с пути; они испытывают тревогу, волнение, страх, неуверенность и беспокойство; как  никогда раньше, они нуждаются  в утешении и устойчивости, которые  может дать разумная религия. На фоне беспрецедентного научного прогресса  и развития техники существует духовная косность и философский хаос.

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что  определенные религиозные ценности и установки могут способствовать развитию или упадку экономической  системы. Если религиозная этика  ориентирует на трудолюбие, прилежание, самоограничение п скромный образ  жизни, служение "делу", а не самоублажение, то она может способствовать умножению  богатств. Как считал М. Вебер то, что экономика - одно из основных условий человеческого существования, - воплощалась в различных типах хозяйственной деятельности, которые характеризуются не только технологическими различиями, но и разной социальной организацией труда; существенным факторам хозяйственной деятельности является менталитет субъектов экономической деятельности. В выработке экономического менталитета религия могла играть и действительно играла важную роль.

 

Библиографический список

 

  1. Севрук М.Г. Международная энциклопедия. Страны и их объединения : география, история, религия, власть, экономика, социальная сфера / М.Г. Севрук. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Содружество, 2009 – 358 с.
  2. Сорокин П.Н. Система социологии. Религия  и общество. Хрестоматия по социологии религии / П.Н. Сорокин. – М. : ИНФРА-М, 2006 – 423 с.
  3. Булгакова С.А. Народное хозяйство и религиозная личность : учеб. пособие / С.А. Булгакова. – М. : Либроком, 2009.  - 264 с.

 


Информация о работе Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития