Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Уровень развития экономики и науки зависит от уровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально. Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям.

Работа содержит 1 файл

Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Экономическое и научное развитие стран зависит, от того какую религию исповедует население, доказано, что протестанты и иудеи добиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане.

Актуальность  данного исследования состоит в  том, что уровень развития экономики  и науки зависит от  уровня свободы. Уровень свободы зависит  от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где  влияние религии велико, а влияние  церкви минимально. Уровень свободы  выше в тех странах, где преобладают  религии без жесткой церковной  иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям.

Цель – проанализировать конфессиональную географию и выявить  связь межлу религией и экономическим  развитием.

Информационной базой  исследования являются литературные источники и ресурсы Интернет - порталов.

 

 

 

1 Конфессиональная география

 

Конфессиональная  география (от слова «конфессия» - религиозная  община) занимается изучением распространения  на Земле различных вероисповеданий. Сюда относится:

  1. Русская православная церковь;
  2. Старообрядчество;
  3. Католическая и протестантская церкви.

  1. Русская православная церковь к началу 1991 года имела 13,5 тысячи приходов, 63 монастыря, 2 духовные академии, 24 других духовных учебных заведений (семинарии и духовные училища), иконописную школу.

  Псковская митрополия в настоящее время объединяет десять благочинии (округов) со 120 приходами (в начале 1991 года было 110 приходов). Границы благочинии не совпадают с адми­нистративными (рис. 13). Троицкий кафедральный собор в Пскове не входит в псковское благочиние. В нем находится кафедра митрополита, то есть он является главным в митрополии.

 Псковско-Печорский  (Свято-Успенский) мужской монастырь  относится к числу самых известных  монастырей Русской православной  церкви.

  Свое название Успенский монастырь  получил в честь первой церкви  по пришедшей из Киева традиции. Год освящения Успенской церкви (1473) и считается датой основания  монастыря. Печорским он стал  называться (подобно Киево-Печерской  лавре) из-за наличия здесь  пещеры, где размещалась первоначально  Успенская церковь (раздел: Западное  порубежье. Печорский край).

2. Старообрядчество называют религиозные  группировки, не принявшие реформ, проведенных во второй половине XVII века тогдашним главой Русской  православной церкви патриархом  Никоном. Проведенные Никоном  реформы заключались в исправлении  многочисленных неточностей, допущенных  ранее при переводе религиозных  книг с греческого языка. Исправление  эти, как правило, не имели  существенного значения.  Например,   имя   Сына  Божьего  стали  писать  «Иисус»  вместо прежнего «Иисус». В новых книгах стали писать «Господь Иисус Христос», истолкованное сторонниками старины как «Господь и Иисус Христос». Они говорили, что церковь Никона отлучила Господа от Христа и, следовательно, впала в ересь.

  Незначительны были и изменения обрядности. Так, несколько сокращалась продолжительность церковных служб, вводилось почитание шестиконечного креста вместо восьмиконечного, креститься стали тремя, а не двумя пальцами и так далее.

  Перемещение старообрядцев на  окраину России началось сразу  после раскола в Русской православной  церкви (1667 год). А с 1685 года, после  обнародования суровых законов  царевны Софьи против раскольников, усилилось их бегство за рубеж  - в Речь Посполитую, прибалтийские  земли, захваченные шведами и  другие. Псковская земля стала  местом оседания многих раскольников  и транзитной территорией для  их бегства за рубеж - в западное  Причудье, Латгалию, Белоруссию, Литву.

  Старообрядчество не является  однородным, оно разделилось на  большое число группировок, которые  сводят в два основных течения:  поповщина и беспоповщина. Поповщина  стоит близко к православной  церкви. Среди поповцев на Псковщине  были представлены единоверцы  и беглопоповцы.

  Единоверие возникло в результате компромисса между частью умеренно настроенных старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили свою старую обрядность, од­нако подчинялись руководству со стороны православной церкви. Иногда раскольников насильно обращали в единоверие.  В середине XIX века в Псковской губернии единоверцы составляли 0,5% верующего населения (в Псковском уезде - 1,5%). Но уже в начале XX века единоверцев осталось очень мало.

Беглопоповцы  принимали священников, переходивших к ним из православия. Отсюда и  название течения. Как и единоверцев, беглопоповцев в начале XX века было немного. Беспоповщина была наиболее радикальным  течением в старообрядчестве. Беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, от ряда таинств (крещения, покаяния н причащения). Беспоповцы делятся на большое число групп, которые объединяются в несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский. На Псковщине наиболее представительны два толка: поморский и федосеевский.

  Поморцы занимают довольно умеренные  позиции. Это наиболее ранний  толк беспоповщины, возникший еще  в конце XVII века. Из Псковской  земли поморцы переселялись на  западное побережье Чудского  озера, в то время принадлежавшее  шведам. В начале XX века в Псковской  губернии проживало 8 тысяч поморцев.

  Федосеевцы - более радикальная группа старообрядцев, отколовшаяся от поморцев. Основателем толка считается дьячок Феодосии, уроженец Новгородской губернии. Разойдясь с северными поморцами, федосеевцы обосновались в приграничном с Литвой Невельском уезде Витебской губернии. Первоначально федосеевцы требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, но затем во многих сектах отказались от этих требований. В начале XX века на Псковщине проживало 38 тысяч федосеевцев.

Раскольники (беспоповцы) в середине XIX века составляли 1,2% верующего населения Псковской  губернии. Первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала 40,5 тысячи старообрядцев всех толков (кроме  единоверцев), что составляло 3,6% населения  губернии.

  Больше всего старообрядцев жило в Порховском (около 13% всех верующих) и Новоржевском (5%) уездах, меньше - в Опочецком (3%) и Псковском (2%). Легально действовало 18 старообрядческих общин и много - нелегально.

  Кроме того, в трех уездах Витебской губернии, присоединенных в 1924 году к Псковской, проживало около 8 тысяч старообрядцев. Они составляли около 5% верующего населения Невельского уезда, 2,5% - Себежского уезда.

Сейчас  зарегистрировано лишь три старообрядческие общины: в Пскове, Бежаницком (деревня  Сысоево) и Дновском (деревня Корьхово) районах (рис. 13). В Псковской области можно встретить и незарегистрированные старообрядческие общины в других местах (раздел: Шелонская земля. Шелонские лядины).

  3. Католическая и протестантская церкви. Римская католическая церковь на Псковщине имела своих последователей среди поляков, литовцев и латгалов. Так как эти национальные группы концентрировались в Пскове, здесь был построен католический костел, который после гражданской войны так и не был восстановлен. Второй католический костел в Псковской губернии был построен в 1904 году в Опочке. На рубеже XIX-XX веков римско-католики составляли 0,5% верующего населения губернии.

  Еще два костела были возведены польскими магнатами в XVII веке на территории, входившей тогда в состав Речи Поспо-литой: в 1625 году - в Себеже, в середине XVII века - в Неве-ле. Здание костела в Себеже сохранилось до нашего времени, а в Невеле было разрушено в годы Великой Отечественной войны.

  Протестантские общины на Псковщине представлены лютеранами, евангельскими христианами-баптистами, евангельскими христианами в духе апостольском (пятидесятники) и адвентистами седьмого дня.

  Лютеранство получило название в честь Мартина Лютера - лидера реформационного движения в Германии в первой половине XVI века. Лютеранство стало государственной религией во многих скандинавских и североевропейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландия и Дании. Датчане и шведы насильно внедрили лютеранство в Эстонии и западной Латвии взамен католичества (раздел: Западное порубежье. Пыталовский край).

 В Пскове  в начале XX века были две лютеранские  кирхи (церкви): одна эстонская,  другая немецкая. После революции  и гражданской войны лютеранские  общины в Пскове пришли в  упадок. Еще одна лютеранская  кирха была построена в 1874 году  в Опочке. Ее посещали эстонцы,  латыши и немцы.

  Сейчас единственную в Псковской области лютеранскую кирху, построенную в готическом архитектурном стиле, можно увидеть в Печорах. Лютеранская община в Печорах - следствие вхождения Печорского края в состав Эстонии в 20-30-х годах XX века.

  Секта евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) образовалась в результате слияния в 1944-1945 годах трех прежде самостоятельно существующих религиозных групп: баптистов, евангельских христиан и пятидесятников.

  Баптизм проник в Россию из Германии в 50-60-х годах XIX века и вначале получил распространение лишь среди немецких колонистов. В баптизме упрощен культ, он отказался от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужение заменено молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми.

  На территорию нашего края баптизм проник в основном через латышей и эстов, переселившихся в Псковскую губернию в конце прошлого века. В то же время среди русского населения возникло сектантское течение, названное штундизмом. Штун-дисты впервые появились в Островском уезде, их было более 200 человек. Но вскоре они слились с баптистами.

  Сейчас молитвенные дома евангельских христиан-баптистов зарегистрированы в Пскове, Печорах, Великих Луках, Стругах-Красных, Дне. Небольшие группы последователей этого религиозного течения можно встретить и в других местах области.

  Евангельские христиане в духе апостольском (смородинцы) - одно из направлений пятидесятничества. Смородинцы отрицают Божественную Троицу, не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность. Впервые пятидесятники появились в США в начале XX века и почти сразу распространились по всему миру, в том числе и в России.

  Молитвенный дом евангельских христиан в духе апостольском есть в Великих Луках. А в Пскове зарегистрирован молитвенный дом адвентистов седьмого дня.

В 30-х годах XIX века в США возникла секта адвентистов (от латинского слова  «адвентус» - приход, пришествие). Адвентисты верят в близкое пришествие Христа, который должен установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд.

  Адвентисты седьмого дня считаются  самой влиятельной сектой в  адвентизме. Они руководствуются  «откровениями» американской проповедницы  Елены Уайт, жившей в XIX - начале XX века, о седьмом дне недели - субботе - как дне отдыха, о  падении всех церквей, кроме  адвентистской и так далее.

 

 

2 Связь религии и экономического развития

 

Религия достигает своего высшего социального  служения, когда она наименее всего  связана со светскими институтами  общества. В прошлые века, ввиду  того, что социальные реформы в  основном ограничивались сферой нравственности, религии не приходилось приспосабливаться  к радикальным изменениям в экономической  и политической системе. Главной  проблемой религии было стремление заменить зло добром в пределах существующего  социального порядка политической и экономической культуры. Поэтому  религия косвенным образом способствовала сохранению установившегося в обществе уклада, укреплению существующего типа цивилизации.

Однако  религия не должна иметь непосредственного  отношения ни к созданию новых  социальных систем, ни к сохранению старых. Истинная религия действительно  противится насилию как методу социальной эволюции, но она не противится разумным попыткам общества адаптировать свои обычаи и приспособить свои институты  к новым экономическим условиям и культурным требованиям.

В прошлом религия иногда действительно  одобряла социальные реформы, но в двадцатом  веке ей приходится сталкиваться с  необходимостью приспособления к широкомасштабному  и долговременному социальному  переустройству. Условия жизни изменяются столь стремительно, что необходимо значительно ускорить преобразование общественных институтов. Поэтому религия должна быстрее адаптироваться к этому новому и постоянно изменяющемуся социальному порядку.

Технические изобретения и распространение  знаний видоизменяют цивилизацию; некоторые  экономические приспособления и  социальные перемены обязательны для  предотвращения культурной катастрофы. Потребуется тысячелетие, прежде чем  этот новый, грядущий социальный порядок  станет устойчивым. Люди должны примириться  с процессом перемен, адаптаций  и повторных адаптаций. Человечество находится на пути к новой, нераскрытой  планетарной судьбе.

Религия должна стать ощутимым и динамичным фактором моральной устойчивости и  духовного прогресса, действующим  в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и нескончаемых экономических  преобразований.

Урантийское общество не может надеяться на то, что ему удастся прийти в устойчивое состояние так же, как это было в прошлые века. Социальный корабль  вышел из тихих гаваней устойчивых традиций и отправился в плавание по бурным морям эволюционной судьбы. И, как никогда прежде в мировой  истории, человеческая душа должна точно  сверяться с навигационными картами  морали и неукоснительно следовать  компасу религии. Высшей миссией  религии как социального фактора  является стабилизация идеалов человечества в это опасное время перехода от одной стадии цивилизации к  другой, от одного уровня культуры к  другому.

У религии не появляется новых обязанностей, однако ее неотложная задача состоит  в том, чтобы действовать в  качестве мудрого руководителя и  опытного советчика во всех этих новых  и быстро изменяющихся ситуациях. Общество становится более механическим, более  тесным, более сложным, а взаимозависимость  его отдельных частей более опасной. Задача религии — не допустить  того, чтобы эти взаимосвязи привели  к взаимному регрессу или, тем  более, уничтожению. Религия должна служить космической солью, не позволяющей  ферментам развития уничтожить культурный аромат цивилизации. Только с помощью религии эти новые социальные отношения и экономические потрясения могут привести к устойчивому братству.

Информация о работе Конфессиональная география. Связь религии и экономического развития