Кришнаизм, история, вероучение – критический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Ни одна из восточных религий и сект не учит, что человек вовлечен в глубокое и всеобъемлющее состояние греховности, выход из которого возможен только через покаяние и осознание того, что только Христос является нашим Спасителем, который, придя на землю, «по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он».

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Критический анализ кришнаизма………………………5
2.1. История возникновения …………………………………5
2.2. Некоторые основные аспекты вероучения кришнаизма с точки зрения христианина………………………………...10
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
4. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

Кришнаизм_реферат_final.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
 Саратовская Православная Духовная Семинария 
 
     
 
 
 

Реферат

по Сектоведению 
на тему: «Кришнаизм, история, вероучение – критический анализ»

         
 
 
 
 
 
 

учащегося 4 курса   

   
 

Саратов 2011

 

       

 

ПЛАН

    1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3  
     
    2. Критический анализ  кришнаизма………………………5 
     
    2.1. История возникновения …………………………………5 
     
    2.2. Некоторые основные аспекты вероучения кришнаизма с точки зрения христианина………………………………...10

    3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15  
     
    4. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . 17  
     

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

       Характерной чертой нашего времени является появление  большого количества всевозможных сект и культов, предлагающих обширный набор методов, ведущих к «одухотворению» личности. Среди них немалую активность в России, да и в других странах проявляет общество Кришны.

       Утверждение о традиционности того или иного  религиозного направления является в глазах общества подтверждением его легитимности. Неслучайно большинство сект, так или иначе, пытаются выдать себя или за традиционное христианство, или за ответвление другой традиционной религии.

       Этот  феномен имеет целый ряд предпосылок. Одним из объяснений неорелигиозности, с точки зрения людей, далеко отстоящих от православия, может служить проявление нарастающего – вследствие повышенной напряженности жизни – стремления современного человека найти душевную опору, уйти от гнетущих мирских забот. Однако, как показывает практика, неорелигиозная «отреченность» от забот и проблем часто приводит людей к духовному кризису, выход из которого бывает порой очень сложен.

       Ни  одна из восточных религий и сект не учит, что человек вовлечен в  глубокое и всеобъемлющее состояние греховности, выход из которого возможен только через покаяние и осознание того, что только Христос является нашим Спасителем, который, придя на землю, «по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он».1

       По  словам протоиерея Иоанна Мейендорфа: «Спасение и «новая» жизнь берут свое начало в Самом Боге, а не в каком-либо подчиненном или тварном посреднике».2

       Совершенно  очевидно, что христианство и кришнаизм настолько далеки друг от друга, что любые попытки привести их к общему знаменателю никогда не смогут увенчаться успехом. И, тем не менее, нападки на христианство со стороны кришнаитов не прекращаются. Используя тексты Ветхого и Нового заветов, они пытаются подтвердить некоторые свои концепции ссылками на Библию, приводя их в качестве контраргументов.

       Кроме того, они утверждают, что сами христиане  не понимают тайного, эзотерического смысла учения Христа, которое, якобы, Он передал  Своим ближайшим ученикам и которое  в дальнейшем стало уделом только посвященных. В какой-то период времени эта преемственность прервалась, и ключи этого учения были утеряны. Они указывают на внешнюю схожесть некоторых концепций, событий и таинств. И самое главное – они отвергают Иисуса Христа как Бога и считают его сыном Кришны – одним из миллионов его воплощений. Именно в этом контексте мы и проведем анализ их учения, чтобы опровергнуть эти нелепые утверждения.

       Объектом  данной работы является  кришнаизм как неорелигия, а предметом – история возникновения и  основные положения вероучения кришнаитов.

       Тема – «Кришнаизм, история возникновения, вероучение – критический анализ».

       Цель настоящего исследования – дать критический анализ отдельных основных положений вероучения кришнаитов, чтобы наглядно и объективно показать, что вероучение современного кришнаизма несовместимо с православием и представляет собой лишь суррогат веры, с явным деструктивным оттенком.

 

 

       

2. Критический анализ  кришнаизма

 

2.1. История возникновения 

 

       Кришнаизм – ветвь вишнуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное религиозное значение.3 В основе кришнаизма лежит культ Кришны, который является аватарой Вишну. Этот образ имеет древние истоки и складывался в течение длительного времени. Имя Кришна («Черный») встречается в «Ригведе» и в «Чхандогья-упанишаде», но образ Кришны, ставшего богом, впервые встречается в «Махабхарате». Кришна здесь царь пастушеского племени ядавов, сын Дэваки и Васудэвы, друг и наставник Пандавов. Вместе с тем он вполне определенно называется воплощением Вишну, а в «Бхагавадгите» выступает как высший бог, олицетворение Атмана. В «Бхагавадгите» содержится вложенная в уста Кришны первая развернутая проповедь бхакти, безраздельной любви к личному богу, то есть к самому Кришне.4

       Рождение  Кришны от царя кшатрийского клана  вришниев Васудэвы – относительно поздний момент развития его мифологии. На более раннем этапе Васудэва отождествлялся с Кришной, а еще ранее почитался как верховный бог вришниев и в этом качестве именовался Бхагаватом и Нараяной. Его культ вырос из культа пяти братьев-героев, одним из которых был Васудэва. Среди братьев примечательна фигура Баладэвы (Баларамы), ставшего впоследствии братом Кришны. Он был воплощением древнего божества плодородия со змеиной сущностью — Санкаршаны.

       Другая  линия развития кришнаизма, также восходящая к весьма архаическим культам, связана с самим Кришной. Его чернота (точнее, темно-синяя или темно-зеленая окраска тела) указывает на аборигенные истоки культа и, возможно, на демоническую природу бога, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но все же порой проступает в деталях (например, в родстве Кришны с асурой Кансой).

       В древности Кришна почитался среди  пастушеских племен как якша (полудемоническое существо) — дух гор, камней, растений. Довольно отчетливы и календарные ассоциации его образа, выявляемые в его связи с «темным» сезоном дождей. Наконец, исключительно важны в кришнаизме темы бога-младенца и бога-юноши, восходящие к древним неарийским, в частности, дравидским культам. Эти темы, однако, формируются в кришнаитском мифе довольно поздно, в вишнуитских пуранах, созданных после «Махабхараты».5

       Различные эпизоды жизни Кришны, имея разное происхождение, в конце концов собираются вместе, образуя его жизнеописание, имеющее значение кришнаитского  мифологического канона. В полном виде оно содержится в 10-й главе «Бхагавата-пураны» (IX—X вв. н. э.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается основным священным текстом кришнаизма.

       Поскольку проповедь любви к Кришне, содержащаяся в «Бхагавадгите», носила умозрительный  характер и была адресована ограниченному кругу адептов, статус массового религиозного течения кришнаизм обрел лишь, когда идея бхакти воплотилась в популярные культовые формы: гимны, песни, танцы. В немалой степени этому способствовало творчество религиозных поэтов.

       В некоторых книгах и, в особенности, в работах, написанных кришнаитскими авторами, утверждается точка зрения, согласно которой историю кришнаизма надо отсчитывать от времени проповеди идеи существования единственного Бога по имени Кришна религиозным мыслителем Чайтанья, жившем в XV - XVI веках. Несомненно, что философия Чайтаньи тоже стала идейным истоком кришнаизма. Однако в литературе нет данных, что его проповедь уже в XVI веке привела к появлению такого массового движения, которое можно было бы назвать религией.6 

       Чайтанья  одна из главных культовых фигур  современных кришнаитов, объединенных в «Международное общество сознания Кришны», основная деятельность которого проходит в странах Запада. Объединения этого общества имеются и в России. Международное Общество Сознания Кришны было зарегистрировано в 1966 году в Нью-Йорке. В своих книгах основоположник этого учения, Шри Шримад Абхай Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада, проповедовал новую восточную религию поклонения Кришне, как верховному личностному богу.7

       Иногда  пишут, что кришнаизм имеет тысячелетнюю историю, имея в виду, что в вероучении кришнаитов упоминаются боги, о которых речь шла ещё в «Ведах». А история «Вед» восходит почти к XI в.до н.э. Однако на «Веды» опирались разные религии: прежде всего, ведическая религия, затем брахманизм, затем - индуизм. Ни одну из этих религий нельзя отождествлять с кришнаизмом. Истина состоит в том, что индуизм явился основным идейным источником кришнаизма. Однако индуизм и кришнаизм - это принципиально разные религии: индуизм ориентируется только на индусов и признает существование многих богов, кришнаизм зовёт в свои ряды людей всех национальностей и признаёт существование только одного Бога.8

       Основной  обман, с нашей точки зрения, состоит в том, что кришнаиты представляются как последователи древней (5-тысячелетней) ведической традиции, а также как члены 500-миллионной (или 700-миллионной, или даже миллиардной – они сами указывают любую выгодную цифру) армии индуизма.

       Но, во-первых, ведические писания начали складываться около 1500 г. до Р. X., то есть лишь около 3500 лет назад.

       Во-вторых, индуистский священный текст, на который они ссылаются, – «Бхагавадгита» – вообще не принадлежит к ведам. «Махабхарата», частью которой является «Бхагавадгита», – это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся лишь к середине первого тысячелетия по Р. X., а кроме того, кришнаитская книжка «Бхагавад-Гита как она есть» – не более чем адаптированный американизированный пересказ подлинника с комментариями к нему.

       И, в-третьих, сами западные кришнаиты имеют не больше отношения к традиционному индуизму, чем мальчик, воткнувший себе в волосы перья и раскрасивший лицо акварельной краской, к настоящим апачам и могиканам. Известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, писала по этому поводу: «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода».9

       Одним из любимых аргументов кришнаитов при полемике с христианами является аргумент о том, что Веды древнее Библии, а значит, они более авторитетны. Но так ли это? Библия начала создаваться примерно в то же время, что и Веды: «Даже если не учитывать неопределенность в датировке Книги Иова и тех источников, которыми мог бы пользоваться Моисей, первая из книг Библии была написана не позднее 1400 г. до Р.Х, тогда как последняя незадолго до 100 г . по Р.Х.».10

       Следовательно, Веды и Ветхий Завет – ровесники. Хотя нельзя не заметить, что попытка заявить об авторитете книг на основании времени их создания сама по себе ущербна. Возраст учения не доказывает ни истинности учения, ни его ложности. Что же касается степени достоверности переданной информации, то можно ли предположить, что книга, написанная через несколько тысяч лет после описываемого в ней события, например, Бхагавадгита, более достоверна, чем книга, написанная очевидцами или со слов очевидцев, как Новый Завет.

       Кстати, ученые, изучившие вопрос аутентичности  текстов рукописей Махабхараты  и Нового Завета, пришли к выводу, что точность работы переписчиков рукописей Нового Завета составляет 98,33% (53), в то время как переписчики Махабхараты относились к своей работе менее внимательно и разночтения в разных экземплярах ее рукописей составляют больший процент, а аутентичность Махабхараты составляет только 90% . Если Бхагавадгиту скорее можно назвать мифами о жизни и учении Кришны, то Новый Завет составляют свидетельства современников о жизни и смерти Христа, а также повествование о становлении христианской общины. Кришна мифологичен, Христос историчен.

       При этом о жизни Христа есть свидетельства  независимых писателей первого  и второго веков по Р.Х., а существуют ли независимые свидетельства о  жизни Кришны? К тому же, о духовных учителях, приходивших до Него, Христос высказался достаточно прямо: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин.10:8). Так что, у кришнаитов нет повода радоваться тому, что Кришна жил ранее Христа.11

 

       

2.2. Некоторые основные аспекты вероучения кришнаизма с точки зрения христианина

 

       «Злоба  еретиков и богохульников вынуждает  нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные.

       Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ»12.

Информация о работе Кришнаизм, история, вероучение – критический анализ