Кришнаизм, история, вероучение – критический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Ни одна из восточных религий и сект не учит, что человек вовлечен в глубокое и всеобъемлющее состояние греховности, выход из которого возможен только через покаяние и осознание того, что только Христос является нашим Спасителем, который, придя на землю, «по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он».

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Критический анализ кришнаизма………………………5
2.1. История возникновения …………………………………5
2.2. Некоторые основные аспекты вероучения кришнаизма с точки зрения христианина………………………………...10
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
4. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

Кришнаизм_реферат_final.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

       Вооружившись словами Св. Илария, мы попытаемся изложить точку зрения христианина на некоторые13 основные положения вероучения кришнаизма и показать их несостоятельность и, тем самым, что является самое главное, продемонстрировать, что эти две религии – христианство и кришнаизм – диаметрально противоположны в своих основополагающих принципах, и единство между ними невозможно.

         Основные вероучительные положения и культ кришнаизма в том виде, в каком они существуют сегодня, могут быть описаны достаточно полно, так как помимо «Бхагавадгиты» существует большое количество книг (все переведены на русский язык), излагающих вероучительные, нравственные, этические аспекты религиозной жизни кришнаитов. Эти книги, написанные в основном самим Прабхупадой, представляют собой переведенные им на английский язык с санскрита и прокоментированные им же тексты Вед и Упанишад, а также его комментарии к написанным первоначально на санскрите и бенгали вероучительным трактатам последователей Чайтаньи Махапрабху, заложившего в начале XVI века основы движения сознания Кришны. Авторитетом у членов Международного Общества Сознания Кришны пользуются и наставления самого Прабхупады, изложенные в виде бесед с различными людьми.

       Приступая к описанию кришнаизма, следует отметить, что современные неоиндуистские мистические учения заявляют о том, что и их традиция является монотеистической. Об этом, в частности, говорят кришнаиты. В их учении один из древних богов индийского пантеона – Кришна, известный еще с ведического периода, является источником материального и духовного миров и он признается личностным богом.

       Но, при исследовании учения кришнаизма, в нем сразу же бросаются в глаза ярко выраженные пантеистические и эманационные тенденции. Кришнаиты рассматривают Творца не в качестве конкретной личности, а в качестве безличного трансцендентного Абсолюта, который не проявляется в мире непосредственно из-за своей чрезмерной удаленности от мироздания. Он остается бесконечно удаленным и делегирует свои властные полномочия другим сущностям, которые почитаются в качестве богов. Следовательно, мы с полной убежденностью можем сказать, что кришнаизм – это политеистическая религия.

       Кришнаиты не признают Иисуса Христа Богом, Спасителем, Второй Ипостасью Святой Троицы.

       В «Бхагавадгите» Кришна заявляет: «Я, Верховная божественная личность, Кришна, прежде был безличным, а теперь обрел личностную форму».14

       В книге «Наука самосознания» Прабхупада пишет: «Кристос» - греческий вариант слова «Кришна»... Разумеется, учение, которое проповедовал Христос, соответствовало тому времени, месту и стране, где он проповедовал, и было адресовано конкретной группе людей. Но то, что он был представителем Бога, не подлежит сомнению... Он - наш гуру. Он проповедует сознание Бога, следоваетельно, он наш духовный учитель».

       Такое мнение Прабхупады опровергают слова самого Спасителя: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: «Вот здесь Христос», или «там», - не верьте» (Мф. 24, 5; 23). Святой Иоанн Богослов говорит в Евангелии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). 15

       Прабхупада  не признает Единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом, но учит, что Христос  является одним из полубожественных проявлений Кришны.

       На  такое мнение ответом могут служить  слова святого Иоанна Дамаскина, который пишет: «В отношении к Господу нашему Иисусу Христу нельзя найти общий (с людьми) вид. Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, Который состоял бы из Божества и Человечества, Который по Божеству и Человечеству - один и тот же - был бы и Богом совершенным, и человеком совершенным».16

       Ученики Христа, святые апостолы, в своей проповеди не пересказывали учения Христа, но формулировали свою керигму, обращаясь не только к учению, но к жизни и смерти Иисуса. Апостолы говорят об одном: Христос умер за наши грехи и воскрес, и в Его воскресении - надежда нашей жизни. Христиане верят не в учение Христа, а в Христа - Бога и Спасителя.

       Таким образом, в отличие от христиан, кришнаиты верят в другого «бога», другого Иисуса и, исходя из этого, предлагают путь спасения иной, нежели в Евангелии. Поэтому невозможно говорить, что между кришнаизмом и христианством есть что-то общее.

       По  учению «Бхагавадгиты», спасение есть не что иное, как освобождение от того, что удаляет от Кришны. Попадая в духовный мир, душа, по учению кришнаитов, обретает там новое «духовное», «тонкое» тело. Это «духовное» тело обладает сходными чертами с тем телом, которое имеет человек на земле, но оно не имеет свойств, присущих земному телу человека. Загробная жизнь души мыслится кришнаитами как некое идеальное существование на «других планетах» в виде «тонкого тела», полученного за «преданность Кришне». В ином случае душа вынуждена вернуться в земной мир и испытать на себе всю тяжесть кармического перерождения.

       Кроме того, кришнаитская антропология полностью расходится с христианским учением о человеке. Согласно Библии, человек - особенное творение Божие, созданное Богом по Его образу (Быт. 1, 27). Евангелие учит, что фактом Своего телесного воскресения Христос доказал Свое божественное достоинство. Но если бы только этим ограничивалось значение Воскресения Христова, то христианство как уникальное явление мировой истории даже не возникло бы. Значение Воскресения Христова гораздо глубже. Оно стало для апостолов и всех последующих поколений христиан указанием на возможность их собственного воскресения из мертвых, при условии принятия Христа как Спасителя, в том теле, какое каждому было даровано Богом в земной жизни, но преображенном божественной благодатью.

       Еще один вероучительный аспект учения кришнаитов, которое мы бы хотели рассмотреть, это учение о любви. Их понятие о любви диаметрально противоположно понятию христиан. Духовная любовь христиан требует очищения от чувственности и страстей; она чиста и жертвенна. Любовь для кришнаитов – источник наслаждений, инструмент наслаждений. Иконографические картины кришнаитов представляют сюжеты из «игр Кришны», например, похищение Кришной одежд у купальщиц. В алтарях кришнаитских храмов находятся изображения Кришны и Радхи, предающихся любовным ласкам. Обряды кришнаитов сопровождаются танцами, музыкой, театральной имитацией «свадьбы Кришны» и тому подобных эпизодов.17

       Современное движение «Сознание Кришны» представляет собой европеизированный и поэтому реформированный вариант кришнаизма. Подобно некоторым формам тантрического буддизма, «Сознание Кришны» стремится сочетать эротическую медитацию с внешним аскетизмом, потому кришнаиты находятся в состоянии постоянного нервного напряжения, которое воспринимают как общение с божеством. Это также было характерно для дуалистического сирийского гностицизма.

       Таким образом, рассмотрев некоторые основные вероучительные положения современного кришнаизма, можно отметить, что заблуждения кришнаитов состоят в том, что они проповедуют «любовь» без Истины, тогда как Христова Церковь заботится о спасении людей, питая их хлебом благодати и истины (Ин. 1, 17).

       Рассмотренные в данном разделе некоторые аспекты кришнаитского вероучения наглядно показывают, что они находятся в полном противоречии с Евангелием и церковной практикой, основанной на Божественном Откровении и Священном Предании.

       Активно проповедуя свое вероучение, современные  кришнаиты, по существу, сопротивляются Божественной истине и тем приводят людей к вечной гибели. Кришнаиты  говорят, что проповедуют бхакти, то есть любовь к Богу, однако отделяя любовь от Истины, они лишают любовь ее крепкой основы и тем искажают ее сущность. Кто желает спастись, должен следовать не только по пути любви, но и по пути истины.

 

 

Заключение

 

       В наши дни невозможно не заметить увлечения  многих людей теософскими системами и восточными учениями всех видов. Смысл этих систем и учений состоит в том, чтобы сделать божественную реальность предметом исследования, а это в действительности означает отвержение веры в Бога или непонимание сути Божественного бытия и смысла человеческой жизни.

       Нельзя  не признать, что вероучение определяет сущность, исходные идеи и принципы той или иной религии.  Что касается кришнаизма, то в конце ХХ в. мы наблюдаем  в России (и не только) процесс появления быстрого распространения и специфической адаптации религии, которая исторически никак не связана с культурой и религиями народов России.18

       Самыми общими причинами появления и распространения нетрадиционных культов в России являются социальные, гносеологические, психологические факторы, среди которых наиболее значимыми, по нашему мнению, это социально-политические, духовно-идеологические условия жизни человека, реализации его политических и гражданских прав, с одной стороны, а с другой – активность международных центров новых культов, использующих несовершенство существующего законодательства Российской Федерации, по закреплению своих миссий на необжитой ими территории. Кроме того, эффективность распространения новых религиозных движений объясняется удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического толкования христианства, кришнаизма (буддизма) с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых состоит в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека.

       В ходе работы над данным исследованием  мы выяснили, что монотеизм   культа   Кришны  явным  образом носит  монистический характер, поэтому он принципиально отличен от ветхозаветного монотеизма. В  религиозном  мировоззрении  монизм по сути ничем не отличается от пантеизма. В своих храмах, помимо ежедневных  жертв Кришне, кришнаиты приносят жертвы другим божествам и полубогам, а, по словам апостола Павла, язычники, принося такие жертвы, приносят их «бесам, а не Богу» (1 Кор. 10, 20).19

       Кришнаизм представляет собой один из рецидивов  язычества в современном обществе. В нем отразились древние культы ведийских божеств, преломленные через мистику позднейшего индуизма, соединенную с языческой атрибутикой, ритуальными песнями и плясками, употребляемыми жрецами и жрицами, зоолатрией (почитание коровы, вегетарианство), а также стремлением современного гуру придать ему, в результате сложной интеллектуальной косметики, приличный вид, приемлемый для европейцев.

       Когда весь мир давно уже просветился светом Евангелия, последователи «сознания Кришны» еще находятся на уровне «сознания» древних идолопоклонников. Но на то и «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1-е послание Иоанна, гл. 3, стих 8) и основать Свою Святую Церковь, в которой содержатся спасительные истины о Боге.20

       Являясь чадами Святой Церкви, православные христиане знают, что во все времена Церковь просвещала людей светом Христовой правды, являя на земле присутствие Живого Бога. Сегодня, как и в апостольские времена, только Святая Церковь может научит всех отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы.

 

Список  использованной литературы

 

I. Источники:

       1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989.

       2. Предисловие // Против ересей. Кн. 5 святого Иринея Лионскогоhttp://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/5adv_haer/5ah00.htm

       3. Св. Иларий Пиктавийский. О Святой Троице. 2,2. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Традиция, Догмат, Обряд. М.,1995. С.136.

 

  

II. Литература:

       4. Алексеев В. Христианство и кришнаизм / Одесская богословская семинария – http://www.odessasem.com/publishing/bogomyslie0405.html

       5. Бхагавад-Гита. Глава 7. «Знание Абсолюта». – http://subscribe.ru/archive/religion.studyprabhupada/200610/27060417.html

       6. Дворкин А.Л. Сектоведение. Глава 9. «Общество сознания Кришны». – http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=917

       7. Дерягина Е.Э.  К вопросу о «традиционности» российского кришнаизма. – http://religio.rags.ru/journal/2009/2009_4_8.pdf

Информация о работе Кришнаизм, история, вероучение – критический анализ