Материальная и духовная культура скифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. [1,с.59]В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках.

Содержание

Введение………………………………………………... 2
Глава 1.Степень изученности скифской религии…….4
Глава 2. Религиозные верования скифов………………9
Глава 3. Быт и культура скифов………………………..37
Заключение……………………………………………....46
Список использованной литературы………………….51

Работа содержит 1 файл

Курсовик №2.docx

— 95.78 Кб (Скачать)

Таков был погребальный комплекс центрального сооружения. А к западу от его входа археологи обнаружили захоронение коней и «конюхов». В трех ямах лежали скелеты 11 лошадей. На их уздечках и седлах было много  золотых и серебряных украшений. А рядом были похоронены два воина  с оружием и несколькими золотыми и серебряными украшениями, которых  условно можно назвать конюхами.

Даже при кратком ознакомлении с материалами раскопок Чертомлыцкого кургана нетрудно убедиться, что описанный Геродотом обряд похорон скифского царя в основном подтверждается.

Казалось бы, можно уверенно локализовать Герры в районе Запорожья – Никополя. Но так ли это? Все гораздо сложнее. Дело в том, что исследованные здесь богатейшие захоронения скифских царей относятся к IV-III вв. до н. э., т.е. к послегеродотовскому времени. Могильники более раннего времени здесь не найдены. А в Среднем Поднепровье в районе р. Сулы имеются большие курганные некрополи VI-V вв. до н. э., т.е. времен Геродота. Но эти погребения не отличаются особым богатством и пышностью и вряд ли могут считаться царскими. Поэтому вопрос о местоположении Герр окончательно еще не решен. Кроме того, были высказаны и другие точки зрения о том, где искать описанные Геродотом царские курганы скифов. Некоторые исследователи их даже на Кавказе.

Познакомимся с некоторыми выдающимися открытиями последних  лет в области скифоведения. Они связаны в первую очередь с раскопками курганов скифской знати, где были сделаны уникальные находки.

В 1071г. близ г. Орджоникидзе Б.Н. Мозолевским был раскопан курган Толстая Могила. Под насыпью высотой 8,6 м были захоронены знатный скифский вельможа, его жена и ребенок. Центральная могила была ограблена еще в древности. После грабителей здесь остались части бронзовой булавы, золотые обкладки ритона, обломки серебряных сосудов, золотые бляхи от горита и другие вещи.

Удача ждала исследователей в дромосе (коридор, ведущий в  могилу). Здесь еще в древности  обрушился свод. Это и спасло от грабителей часть вещей. Перед взором археологов предстали бронзовый  светильник, лутерий, амфора с тремя ручками, три колчанных набора, золотые украшения от нагайки, меч с обложенной золотом рукоятью и ножнами и главная находка – уникальная золотая пектораль. А поперек входа был захоронен слуга.

Восточнее входа в центральную  гробницу находились две могилы со скелетами шести лошадей, сбрую  которых украшали прекрасные золотые  и серебряные наборы. Рядом же похоронили и «конюхов». При одном из погребений найдены золотая гривна, железный браслет, два ножа и колчан.

В боковой гробнице была похоронена молодая женщина на 20-30 лет. Ее одежду украшало множество золотых  бляшек, головной убор расшит золотыми лентами, у головы – подвески с  изображением богини, сидящей на тропе, на шее – массивная золотая  гривна со скульптурными фигурками  львов, преследующих оленя, на руках  – пластинчатые браслеты, перевязи из бус и 11 перстней. В изголовье  стояли серебряный кубок, чернолаковая миска и несколько стеклянных сосудов, а ниже лежало бронзовое зеркало.

Справа от женщины был  захоронен двухлетний ребенок, очевидно, мальчик. При нем были золотые  маленьких размеров украшения: гривна, сережки, бляшки от одежды, перстень, в  руке – пластинчатый браслет. В саркофаге  находились миниатюрные серебряные сосуды: килик, ритон и кубок. Рядом в небольшой хозяйственной нише найдены бронзовый котел, сковородка и кости жертвенного животного.

Вместе с женщиной и  ребенком были похоронены четверо слуг, которые сопровождали свою госпожу  и ее сына.

Несколько слов о рве, который  окружал курган. Там были найдены  следы обильной тризны: обломки амфор, кости коня, дикого кабана и лося. А с внутренней стороны рва  вся площадка, где совершалась  тризна, была сплошь покрыта обломками  амфор. Исследователи подсчитали, что в тризне и строительстве кургана могло принять участие до 2500 человек.[5,c.200]

Б.Н. Мозолевский считает, что это захоронение по времени несколько предшествует Чертомлыцкому кургану и относится к середине – началу третьей четверти IV в. до н. э.

Курган Гайманова Могила был раскопан в 1969-1970 гг. под руководством В.И. Бидзили. В нем были также ограбленные еще в древности центральная могила и три выпускные. Наиболее интересные находки были сделаны в северной могиле. Здесь за головой центрального (мужского) погребения был не замеченный грабителями тайник. В небольшой круглой яме лежали серебряный килик, два серебряных кубка, два ритона с золотыми наконечниками, два деревянных сосуда с золотыми обивками, серебряная позолоченная чаша с боковыми ручками-упорами.

Последняя находка – уникальная. На широком фризе чаши мы видим  две пары скифских вельмож и двух прислуживающих им скифов. Чаша изготовлена  по образцу скифских сосудов талантливым  мастером и, бесспорно, является выдающимся произведением античного торевта.

Уникальные находки были сделаны также в Мелитопольском кургане, раскопанном А.И. Тереножкиным в 1954г. Здесь в мужской могиле на полу перед входом был обнаружен не замеченный грабителями тайник. В нем лежали боевой пояс с бронзовым покрытием, портупейное украшение из 50 золотых блях с изображением сидящей богини с зеркалом и стоящего перед ней скифа с ритоном, а также горит с золотой обивкой со сценами из мифа об Ахилле. Эта обивка – также один из выдающихся шедевров античной торевтики.

Среди других известных скифских курганов следует назвать раскопанные Б.Н. Мозолевским курган Хомина Могила, Малый Чертомлык, а также ряд других памятников. Одна из замечательных находок Хоминой Могилы – золотая фигурка вепря, которая служила ручкой деревянного сосуда.

На степных просторах  Причерноморья есть еще немало впечатляющих своими размерами курганов, хранящих тайны древней Скифии. Они ждут своих исследователей. Впереди – новые раскопки и интересные находки.

 

2.6 Похороны простых  скифов

 

Вернемся, однако, к Геродоту. Описав нам царские похороны, он рассказывает также о том, как  хоронят простых скифов: «Так они  хоронят царей. Других же скифов, когда  они умрут, самые близкие родственники везут, положив на повозки, к друзьям  каждый из этих друзей, принимая сопровождающих у себя, обильно их угощает и  ставит возле трупа все то же, что и другим. Частных людей  возят так сорок дней, затем  погребают их. Совершив погребение, скифы очищаются таким способом: вымыв и умастив головы, они  проделывают с телом следующее. Поставив три жерди, наклоненные  одна к другой, они натягивают вокруг них шерстяные покрывала. Сдвинув  покрывала как можно плотнее, они кидают в чан, поставленный в  середине жердей и покрывала, раскаленные докрасна камни» [18,c.511].

Сведения о том, что  покойника возят к друзьям, подтверждает аналогичный обычай у осетин. У  них покойника оплакивают не только родственники, но и вся округа. Там  же зафиксирован обряд, когда покойника  перед выносом на кладбище сначала  кладут на сани в любое время года. Б.А. Калоев видит здесь отголоски  обычая возить умершего царя по земле  всех подвластных ему племен.

Описанный Геродотом обряд  очищения полностью подтверждается находками в курганах скифского  времени Горного Алтая. В условиях мерзлоты там прекрасно сохранились  изделия из ткани, кожи, войлока, дерева и других материалов. Как отмечает С.И. Руденко, во всех Пазарыкских курганах, широко известных своими знаменитыми находками, найдены связанные вверху ремнем жерди, на которые накидывались войлочные или кожаные покрывала. А в погребальной камере 2-го Пазарыкского кургана обнаружены две связки по шесть жердей каждая, стоявшие над бронзовыми курительницами или котлами, которые были наполнены обожженными камнями, причем ручки котлов были обернуты берестой.

Такие сооружения, по всей вероятности, скифы воздвигали и в курганах степной и лесостепной Скифии, но они не сохраняются и оставляют очень мало следов.

А горноалтайские курганы по сохранности находок представляют собой уникальное явление и дают богатейшие материалы, которые практически невозможно получить в других регионах.[17,c.331] Как подчеркивает С.И. Руденко, они полностью подтверждают описанный Геродотом погребальный ритуал. Здесь все соответствует данным Геродота: форма и устройство погребальной камеры, роскошная колесница, богатая сбруя лошадей, захороненные вблизи последнего пристанища хозяина, умерщвленные воины, слуги, наложницы, последовавшие за своим повелителем в загробный мир, бальзамированные тела  умершего и т.д.

                         2.7 Скифские легенды и сказания  об их происхождении

По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они  произошли в пустынной земле  от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр  (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второго – катиары, а от третьего -- скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А слово “сколоты”, безусловно искаженное эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как “схылты”, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех скифов – Таргитая.[4,с 170]

Геродот слышал и другое предание или легенду, что скифы  происходят от брака Геракла с  полудевой, полузмеей, у которой  верхняя часть тела была женской, а нижняя - змеиной.

Однако, Геродот продолжает описание происхождения скифов: “Есть, впрочем, и иной рассказ, которому сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Действительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи - авт.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам. Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сыр-Дарью. Следовательно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приаралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.

 

Глава 3. Быт и  культура скифов

О физическом типе скифов Гиппократ  писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада. Глос. Персеполь, Аму - дарьинский клад.[20,c.230]

По изображениям работы греческих  мастеров можно также составить  полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью  вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным  поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь  стоит обратиться к так называемому  “звериному стилю” в скифской культуре. Понятием "звериный стиль" принято  обозначать широко известную изобразительную  манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до н. э. Эта манера изображения имела характерные общие черты в декоративно- прикладном искусстве скифских, сарматских, сако-масагетских и других кочевых племен, населявших Великую степь. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники.

 [20.c 221]Тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи, обнаруженных в степях Евразии, имели общие художественные мотивы - изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных.

Дискуссия о происхождении  скифо-сибирского звериного стиля  в отечественной науке многие годы велась вокруг двух гипотез. Одна группа исследователей считала, что скифское искусство целиком сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию на основе древневосточного искусства и в готовом виде быстро перенесено в степную Евразию (М. И. Артаонов, Н. Л. Членова)[2,с 71] Другие исследователи считали, что скифское искусство сложилось в недрах евразийских степей, т. е. выдвигали центральноазиатскую гипотезу (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин). Современный взгляд на указанную проблему определяет две точки зрения:

           1. Раскопки царского кургана Аржан в Туве, где были найдены древнейшие предметы скифо-сибирского звериного стиля IX -VIII вв. до н. э., позволил одним исследователям утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует искать в глубинах Азии, а не в Северном Причерноморье и не в Передней Азии" (В. А. Ильинская,А.И.Тереножкин,(1983)..[10,c.55] 
             2. " Не исключено, что именно племена скифов принесли с собой на Передний Восток мотив оленя с поджатыми ногами и ветвистыми рогами, мотив пантеры, стилизованное изображение головы грифа... Вместе с тем, не говоря уже о позе оленя или барана, распространенной весьма широко в искусстве Передней Азии еще во II тысячелетии до н. э., на территории Ирана найдены памятники с изображением тех же животных, хотя в иной стилизации[3,с45]. Голова грифа венчает обухи луристанских топоров еще в X - IX вв. до н. э., олень с поджарыми ногами есть на луристанских "псалиях" конца VIII в. до н. э." (В. Г. Луконин, 1984 ). Глос. Аржан, псалии, Луристан или луристанские бронзы.

Информация о работе Материальная и духовная культура скифов