Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита сияет куполами на склоне Афонской горы в Абхазии. Не смотря на то, что в современном виде обитель появилась здесь чуть более ста тридцати лет назад, ее история уходит корнями в далекое прошлое.

Работа содержит 1 файл

религионоведение.docx

— 27.55 Кб (Скачать)
 

Новоафонский  монастырь: русская  обитель на абхазской  горе 

Новоафонский  монастырь Святого Апостола Симона Кананита сияет куполами на склоне Афонской горы в Абхазии. Не смотря на то, что в современном виде обитель появилась здесь чуть более ста тридцати лет назад, ее история уходит корнями в далекое  прошлое.  

Первые  христиане 

Летопись Новоафонского  монастыря отсылает нас к Евангельскому  описанию первого чуда, сотворенного Иисусом Христом. В разгар свадьбы  Симона Кананита, куда кроме прочих гостей был приглашен Спаситель  с Матерью своею и учениками, внезапно закончилось вино. Служители  были в отчаянии и рассказали об этом Богородице. Узнав, от Нее, что  происходит, Иисус Христос сказал: «Наполните сосуды водою. Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Не смея ослушаться, они так и  сделали, а когда главный виночерпий отведал воды, то понял, что это  прекрасное вино. Он позвал Симона Кананита и сказал: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе». «Так положил Иисус  начало чудесам в Кане Галилейской  и явил славу Свою».

Всем сердцем  уверовав в Христово учение, Симон  Кананит решил посвятить ему  свою жизнь и стал ходить по миру, повсеместно проповедуя христианскую веру. Он жил в строгом посте, беспрестанно молился и прославлял Иисуса Христа с помощью многих чудесных знамений.

Предание гласит, что Апостол Симон проповедовал в Иудее, Египте, Ливии, Персии, а  после, в пятидесятых годах нашей  эры, нашел приют в уединенном уголке Псыртцха, где жил в пещере на берегу горной речки. Говорят, что  он попадал в свою каменную келью  через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым  захотелось бы увидеть, как живет  иноземный молельник.

Абхазские легенды  гласят, что постепенно Симон Кананит  стал известен среди местных жителей, как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.

Так на территории будущей Абхазии появился первый поборник Христианского учения, который  начал крестить местных жителей  и обращать их в истинную веру. Но тернист был путь Апостола Симона. Поскольку в этой части Понта  Эвксинского христианство было религией непризнанной, однажды римские язычники, жестоко каравшие иноверцев, выследили  скромного проповедника и предали  его мучительной казни. По легенде  его живьем распилили на части  и показывали голову новообращенным христианам. Преданные Симону Кананиту жители села Псыртцха, испросили разрешение похоронить тело Апостола и сделали  это неподалеку от его пещеры.

Прошли столетия. В IX веке, когда был расцвет Анакопии – древней столицы Абхазского царства, христианские правители приняли  решение выстроить на мощах Симона Кананита храм, который должен был  стать оплотом веры для жителей  этих мест. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями.

Однако память о сотворенных добродетелях было невозможно стереть из людских сердец. И спустя менее чем сто лет, в Х веке, храм Святого великомученика Симона Кананита был полностью восстановлен на руинах старого фундамента и украшен  внутри уникальными фресками. С тех  самых пор в него приходят многочисленные паломники, чтобы поклониться Апостолу и испросить счастья в супружеской  жизни, познания радостей чистой любви  и семейного благополучия.  

В дальний путь

Но перенесемся  мысленно на греческий полуостров Афон, где на протяжении столетий боролся  с превратностями судьбы Свято-Пантелеимонов  монастырь, известный под именем Руссик. Так случилось, что, не смотря на период расцвета, в 1874 году эта русская  обитель оказалась под угрозой  закрытия.

Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских  властей вывезти на турецком корабле  всю братию Руссика в Малую  Азию и оставить на каком-нибудь берегу для восстановления любого пустующего христианского монастыря.

Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой  обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе  графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед российским императором о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который  был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители».

Император Александр III, который с трепетом относился  к Руссику и старался всячески поддерживать его разнообразными пожертвованиями, незамедлительно принял решение  об удовлетворении просьбы афонского  игумена. И 27 ноября 1875 года было опубликовано высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в  Абхазии «327 десятин земли и  передаче монастырю развалин храма  апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о  предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Буквально несколько  дней понадобилось игумену Руссика, чтобы начать претворять в жизнь  задуманный им проект возведения на русской  земле отделения Афонского Пантелеимонова монастыря, который, однако, обладал  бы полной самостоятельностью. Еще  не начался декабрь, а на берегу реки Псыртсхи возле пещеры Апостола Симона уже высадились первые посланцы. Это  были самые мастеровые и опытные  в строительных делах монахи, которые  не понаслышке знали о том, как  надо возводить храмы и рассчитывать технические сооружения. Особенно активно  принялся за работу будущий настоятель обители иеромонах Иерон, который  еще во времена бурного строительства  в Руссике проявил себя как  одаренный инженер и талантливый  архитектор.

Всю зиму трудилась  братия, подготавливая место для  возведения монастыря. Валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали  огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Все понимали, что предстоит  проделать колоссальную работу, которую  возможно осилить лишь с беспрестанной  молитвой и смирением в сердцах.

Для расчистки  плато, на котором позже возвели  монастырь, надо было срезать часть  горы, вывезти прочь десятки тысяч  тонн горной породы и уравнять площадку. Причем из-за того, что местом для  строительства была выбрана возвышенность  на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких  подъездных путей там не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов  и даже строительство некоторых  церквей были выполнены всего  за несколько лет, что оказалось  даже дольше предполагаемого, так как  с 1877 по 1878 годы работы пришлось прервать в связи с русско-турецкой войной.

Первый Покровский храм был освящен уже в октябре 1876 года, но вскоре был разрушен турецкими  войсками, а позже – в 1879 году – восстановлен всего за четыре месяца. В те же годы подняли из руин и полностью восстановили древний  храм Симона Кананита. Буквально на глазах вырастали монастырские здания и хозяйственные постройки, появилась  пристань на прочных железных сваях. После завершения работ по обустройству прибрежной территории иноки приступили к самому сложному – возведению нагорной части обители.

Окончательно  строительство Новоафонского монастыря  было завершено в 1896 году, но еще  за несколько лет до этого в  Абхазию потянулись паломники и  стали приезжать купцы и промышленники, желающие оказать материальную поддержку  чудесному «Русскому Афону», который  стремительно вырастал на склоне горы. В 1888 году монастырь посетил Александр III с семьей, в честь приезда  которых на месте встречи царя с настоятелем, спустя некоторое  время монахи построили часовню. Александр III подарил обители уникальные куранты с непередаваемо мелодичным боем, которые позже были установлены  на самой высокой колокольне монастырского  комплекса.  

Период  расцвета

В марте 1896 года закончившие основное строительство  монахи, наконец, смогли предаться спокойной  жизни и посвятить себя неторопливым трудам и усердной молитве. Они переехали  в сияющий новизной Новоафонский монастырь и начали заниматься благоустройством прилегающих территорий и хозяйством. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное  освящение главного престола соборного  храма, на которое собралось более  двадцати тысяч паломников.

В те годы слава  о Новоафонском чуде гремела на всю  империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде –  на море они пересаживались на гребные  монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам  вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной  стороны которой шумела ветвями  сосновая роща и источал ароматы  сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей.

А на горном уступе, рядом с которым был заново отстроен храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад, соединенный с монастырем, так  называемой Царской аллеей. Именно по этой дороге, а тогда она была всего лишь тонкой тропкой, прошел в 1888 году пешком Александр III.

Развитие монастыря  не прекращалось ни на миг. Денно и  нощно трудились иноки, чтобы  превратить свою обитель не просто в благоустроенный оплот духовности, но в очень современный и красивый монастырь, который доказывал бы своим видом всем паломникам, сколь  сильна в Российской империи вера Христова.

В 1910-х годах  стараниями монахов и благодаря  пожертвованиям государства и отчислениям  частных лиц на Афонской горе были построены канатные дороги, узкоколейная железная дорога для подвоза в  монастырь дров, плотина на реке Псырцтха для организации одной  из первых русских гидроэлектростанций, которая полностью освещала и  снабжала электричеством все монастырские сооружения. При этом ранее заболоченная и поросшая кустарниками долина реки была полностью очищена и трансформирована в парк, славившийся своей системой сообщающихся прудов. При ее гидротехнической разработке инженерная мысль создателей зашла так далеко, что стекающая  с гор вода попадала в верхние  пруды, затем перетекала в нижние, а из них сбегала в море, благодаря  чему в этих водоемах хорошо плодились  огромные зеркальные карпы.

При обители  работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная  и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная  и даже часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали пряный и  удивительно вкусный мед. Поля регулярно  засеивали картофелем, кукурузой  и пшеницей. В огородах обильно  произрастали овощи. На склонах гор  на удивление всем приезжим иноки  развели фруктовые сады, где росли  яблоки, мандарины, оливки и бананы. А поскольку рядом была Абхазия  с ее самобытной культурой, монахи переняли опыт коневодства и открыли еще  и собственный конезавод. Во главе  каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал  сам настоятель обители архимандрит  Иерон.

И конечно, как  всякий большой русский монастырь, активно занималась обитель и  благотворительностью. Монахи, а к 1917 году их насчитывалось более семисот, открыли мужскую школу для  абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания  малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь.

В те времена  каждый православный человек мог  в любое время дня и ночи постучаться в ворота Новоафонского  монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.  
 

Смутное время

Возможно, что  Новоафонская обитель так и сохраняла  бы за собой позиции одного из крупнейших православных монастырей России и духовного  центра Кавказа, но грянула Октябрьская  революция, и подул роковой ветер  перемен.

В 1924 году руководство  Советской Абхазии в связи  с активным противодействием братии антицерковным порядкам большевиков  и за контрреволюционную агитацию приняло  решение о закрытии Новоафонского  монастыря. Некоторое время он стоял  заброшенный, заболачивались уникальные пруды, не работала электростанция, зарастали  сады и огороды.

В годы активного  увлечения строительством санаторно-курортных  комплексов, по распоряжению новой  власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а  в соборе – историко-краеведческий  музей.

На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И.В. Сталина, где он неоднократно бывал. А чуть поодаль был выстроен дом для  Л.П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в  этих местах. По легенде в конце  тридцатых годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники  подали Сталину документ о ликвидации Новоафонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания  отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно  повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря  этому Новоафонский монастырь сумел  пережить трудные годы и дожил  до времен ренессанса, когда наступил период его второго рождения, начало которого, однако, затянулось из-за постоянных грузино-абхазских конфликтов, в  том числе войны 1992-1993 годов, во время  которой в монастырских стенах был  развернут полевой госпиталь, а  сам монастырь сильно пострадал  от обстрелов грузинской артиллерии.

В 1994 году Новый  Афон после семидесятилетнего перерыва наконец-то огласился звоном колоколов. В обитель стали прибывать  иноки, возобновились богослужения, стало налаживаться хозяйство. Кроме  того велась и продолжается по сей  день работа над реставрацией внутреннего  убранства храмов и церковных  построек. Сегодня Новоафонский монастырь  является обителью Сухумо-Абхазской  Епархии и принимает к себе паломников со всего православного  мира.  

Информация о работе Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе