Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:34, реферат

Описание работы

Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита сияет куполами на склоне Афонской горы в Абхазии. Не смотря на то, что в современном виде обитель появилась здесь чуть более ста тридцати лет назад, ее история уходит корнями в далекое прошлое.

Работа содержит 1 файл

религионоведение.docx

— 27.55 Кб (Скачать)

Храмы и фрески

Во времена  своего расцвета Новоафонская обитель  разделялась на верхнюю (нагорную) часть  и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Путешественники, высаживающиеся из монастырских лодок  видели, как на вершине Иверской горы блестит на фоне неба крыша  Иверской часовни и любовались развалинами  древней крепости Апсара. А когда  они смотрели чуть ниже на искусственно выровненное плато, то их восхищенному взгляду представали светлые  стены монастыря и увенчанные золоченными крестами купола трех главных  церквей: храма Вознесения, храма  святого апостола Андрея Первозванного  и храма святых угодников Афонских.

«Из-за этого  же фасада нагорного монастыря, значительно  превышая высоту его стен, величественно  возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного  в 1900 году собора во имя святого великомученика Пантелеймона с четырьмя приделами. Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах  тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки  старого монастыря и среди  них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы  Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный  ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма  — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. В долине реки Псыртсхи стоит древняя  заново реставрированная в 1882 году византийской архитектуры церковь святого  апостола Симона Кананита. В ней  заметны еще в двух местах остатки  древней стенной живописи, при  чем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности», - писал С.В. Булгаков в своей книге «Русские монастыри  в 1913 году.

Грандиозный Пантелеимонов  собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают  пять сияющих куполов. Его архитектуру  относят к так называемому  ново-византийскому стилю, который  был широко популярен в русском  церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья  внутренние стены собора украшала богатая  роспись палехских мастеров и  известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что  не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что  при фрески собора были сознательно  допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении  Марии Магдалины, которое по легенде  выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене  Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи  Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной  школы, аналогов которому нет нигде  в мире.

Но в Новоафонском монастыре уникальны не только фрески Пантелеимонова собора. Сам архитектурный  ансамбль обители настолько выделялся  на фоне всех церковных построек того времени, что по праву негласно считался «чудом света». В нем было современно и ново все – от конструкций  незначительных хозяйственных построек, до плана главного храма. Что касается последнего, то он по замыслу архитектора, должен был стать законодателем  нового направления в церковном  зодчестве, так как в нем четыре боковых главы расположены не по диагонали, как это было принято  в классической русской архитектуре, а по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик  Пантелеимонова собора с традициями греческого зодчества.

Реликвии

Чудотворная икона  Богоматери «Избавительница» XVII века находится в монастыре с 1889 года. На ней Богоматерь изображена с сидящим  на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим  правою рукою и держащим в левой  руке свиток.

Предание гласит, что эту икону на рубеже XVIII и XIX веков тщательно скрывал у  себя афонский подвижник Констанций Феодул, а потом, после своей смерти передал «по наследству» греческому старцу Мартиниану, который прибыл на Афон в 1821 году. Прожив в Пантелеимоновом  монастыре двадцать лет, однажды  Мартиниан по зову сердца и с согласия игумена отправился путешествовать с проповедями по греческим городам  и селам, взяв с собой образ  Богородицы. В 1841 году жители селения  Маврония благодаря стараниям Мартиниана имели счастье молиться перед  иконой об избавлении от саранчи, из-за набегов которой они вот уже  который год страдали от неурожая и голода. Свершилось чудо, и через  день во всей округе не осталось ни одного вредоносного насекомого. Кроме того, молящаяся перед иконой мать одного умирающего мальчика испросила чудо, благодаря которому ребенок был  возвращен к жизни.

Мартининиан прожил в Мавронии примерно два года, и  за это время бережно хранимая им святая икона прославилась чудесными  исцелениями бесноватых и других недужных, которые потянулись в селение, чтобы обратиться с горячими молитвами  к Богоматери и попросить у  Нее милости пред Ее чудотворным  образом.

Вернувшись на Афон в родной монастырь Руссик, Мартиниан вскоре скончался, оставив  икону монастырю, где она хранилась  и привлекала к себе множество  паломников вплоть до 1889 года. После  чего, по решению настоятеля Пантелеимоновой  обители архимандрита Макария, единогласно  одобренного братией, икону Богородицы отправили с посланцами на Новый  Афон в Россию, чтобы она «проливала чудодейственный свет на людей русских  православных» в только что отстроенный  Новоафонский монастырь, где она  остается до сих пор, избежав все  превратности судьбы, постигшие государство.

Сегодня эта  икона, покрытая золоченой ризой  с эмалью, вделана в другую икону  большего размера, на которой ее держат в руках, изображенные в полный рост святой апостол Симон Кананит  и святой великомученик Пантелеимон.

Святыней Новоафонского  монастыря является и чудотворный  крест с частицей Древа Животворящего  Креста Господня, а также святые мощи Симона Кананита, которые почивают под спудом древнего храма Апостола.

В пещере, освященной водосвятием в 1884 году, где по преданию уединялся и молился Симон  Кананит, поставлена икона святых апостолов  Андрея и Симона. В ней прорублен  вход, сквозь который проходят паломники, чтобы помолиться и попросить  милости и благодати.  

Информация о работе Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе