Одежда народного населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 09:30, реферат

Описание работы

ОДЕЖДА УДМУРТОВ. ОДЕЖДА МОРДВЫ. ОДЕЖДА МАРИЙЦЕВ. ОДЕЖДА КОМИ. ОДЕЖДА ХАНТЫ.

Работа содержит 1 файл

финны.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

ОДЕЖДА  УДМУРТОВ

    Народный  костюм удмуртов красочен и разнообразен. Удмуртская одежда в прошлом  была почти полностью  домашнего изготовления. Материалом для нее  служили белый  или синий холст, сукно, овчина. Производством  тканей и сукон  занимались женщины, а обработкой овчин – мужчины.

    Костюм  женщины-удмуртки состоял  из туникообразной рубахи, передника, вышитого нагрудника, головного  платка, длинного полотенца  с ярко вытянутыми концами, спускаемыми  на спину, высокого на берестяной основе головного  убора, обшитого холстом и украшенного монетами, лентами, бисером, раковинами, поверх которого надевалось покрывало. Право носить такой головной убор имела лишь молодушка: так удмурты называли женщину в течении восьми лет после замужества.

    Девушки надевали на голову платок или холщевую шапочку, также отделанную монетами, налобную повязку и накосник с монетами и бусами. Непременной частью праздничного женского костюма были украшения из монет, бус и бисера, перевязи через плечо, ожерелья, браслеты, медные или серебряные с прикованными монетами или вставленными в них цветными камнями, кольца с монетами, цепочки, серьги из серебряных денег, перстни, нитки мелких кораллов.

    На  ноги надевали чулки  и носки без  пяток, вязанные из шерсти или сшитые из холста, обували лыковые  лапти, башмаки, а зимой – валенки.

    В качестве летней верхней  одежды у северных удмуртов служил халат  из белого холста с  короткими рукавами, а у южных –  камзол или безрукавка. Более теплой верхней  одеждой были суконный кафтан или овчинная шуба, иногда покрытая какой-либо тканью.

    Очень сложными и разнообразными были старинные головные уборы удмуртов. Головной убор, как и прическа, был связан с определенным возрастом, символизировал то или иное положение  женщины в семье. По форме и внешнему виду женские головные уборы подразделяют на четыре группы: 1) покрывала, платки, полотенца; 2) повязки, налобники, венки; 3) мягкие шапки, чепцы; 4)высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. Все эти головные уборы вышли из массового употребления.

    Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником из белого холста, с разрезом на правой стороне груди. Ее носили поверх синих  в белую полоску штанов. Обязательной принадлежностью мужского костюма был пояс из сыромятой кожи с медной пряжкой или из шерсти фабричного производства, предпочтительнее в красную полоску. В ходу были также пояса домашнего изготовления, как тканые, так и плетенные из разноцветных шерстяных ниток.

    Головным  убором мужчин были валенные из белой  или черной шерсти шляпы с полями, барашковые шапки с ушами, крытые иногда тканью, а обувью лапти или валенки. Верхняя теплая одежда (суконный кафтан и шуба) не отличались по материалу и покрою от женской.

    Удмуртская  женская национальная одежда, утратив ряд  традиционных элементов, претерпев известную эволюцию, продолжает использоваться. В реальном повседневном обиходе чаше всего встречается национальное платье, которое многие удмуртки обычно шьют, как и раньше сами, но из фабричных тканей. В торжественных случаях, например, на свадьбу, надевают бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.

    ОДЕЖДА  МОРДВЫ

    Народный  костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного  творчества мордовских женщин. Будучи в  основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей.

    Расцветка мордовской вышивки  включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим  оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

    Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они  проводили много  времени. Обучение вышиванию  начиналось с шести-семи лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Об этом свидетельствуют и названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки».

    Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве  вышивания. А на свадьбе  было принято демонстрировать  многочисленные вышитые  невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

    Женскую рубаху носили с поясом или специальным  сложным набедренным  украшением, которое  по-мордовски называется пулай или пулагай. Первый раз девушки  надевали его в  день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный «пулай». Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика – верхней его части – оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.

    Декоративным  центром нагрудных  украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.

    Широкое распространение  у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические  изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

    Для эрзянок типичны  были высокие головные уборы на твердой  основе с длинной, спускавшейся на спину  лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками, а для  мокшанок – двурогие головные уборы, тюрбано-образные повязки. Прически замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской - серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

    Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался  красным сафьяном. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники  с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.

    Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки еще довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

    Лучшие  элементы мордовского  народного костюма  продолжают сохраняться  и развиваться  в творчестве мордовских модельеров, в работах мордовских вышивальщиц. На фабрике «Мордовские узоры» ежегодно разрабатывается до 10-12 видов новых изделий, украшенных народной вышивкой.

    На  выставках самодеятельного  и народного искусства  не только в своей  республике, но и  за ее пределами, в ряде зарубежных стран (Японии, Индии, Бельгии, Франции) экспонировались работы вышивальщиц Мордовии. Яркость колорита, богатство орнаментальных мотивов, высокая исполнительская техника вызывали живой интерес к ним.

ОДЕЖДА  МАРИЙЦЕВ

    Женский костюм больше, чем мужской, сохранил этнические особенности марийского народа, что не исключало межэтнических взаимосвязей и взаимовлияний. Так, в марийской одежде можно проследить черты сходства с чувашской, мордовской, удмуртской, татарской, русской одеждой. Древние исторические, бытовые, экономические и культурные связи, а также территориальная близость указанных народов, сходство географических условий их жизнедеятельности способствовали выработке аналогичных компонентов быта и культуры для всего многонационального региона.

Единый  тип марийского женского костюма подразделялся  на три подтипа, соответствующих  в целом тем  трем этнографическим  подразделениям, которые  сохраняются в  этноструктуре народов  до сих пор (марийцы  горные, луговые и  восточные). Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-мари называли женщину, носящую сороку – лопатообразный головной убор; шимакшан-мари именовали женщину, носящую шымакш – конусообразный головной убор в виде колпака, и шарпан-мари – женщину, носящую шарпан (головное полотенце).

Традиционная  мужская одежда состояла из холщевой вышитой  рубахи, штанов, холщового  кафтана, онучей и  лаптей, реже – кожаных  сапог. Рубаху, часто  имевшую разрез на правой стороне груди, иногда со стоячим  воротником, перепоясывали узким плетенным из шерсти пояском или кожаным ремнем. Мужские суконные кафтаны белого цвета и шубы по покрою не отличались от женских. На мужской одежде в сравнении с женской было меньше вышивки. На голову марийские мужчины надевали плоские войлочные шляпы цилиндрической формы или с загнутыми краями, круглые меховые бараньи шапки.

Народная  марийская одежда широко использовалась вплоть до начала ХХ века. Наиболее прочно она сохранялась  при исполнении тех  или иных национальных обрядов. Существовало, к примеру, правило, что невеста надевала одежду исключительно старинного покроя и только домотканую, особенно богато украшенную вышивкой.

    В настоящее время  широкое распространение  получили модернизированные  формы национальной одежды, в которых  те или иные традиционные черты, например, цвет, покрой, вышивка, украшения, сочетаются с новыми материалами фабричного производства. Народные костюмы, нередко уже стилизованные, очень широко используются в художественной самодеятельности.

ОДЕЖДА  МАНСИ

    Традиционная женская одежда — платье, распашной халат (сатиновый или суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове — платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.); мужская одежда — рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьих шкур ( малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено ткачество из крапивного и конопляного волокна. 
 

ОДЕЖДА  КАРЕЛ

    В традиционной одежде преобладали северо-русские  формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с XVI века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хуруст), у олонецких карелов — юбочный комплекс. Для северных карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп карелов — шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

ОДЕЖДА  КОМИ

    На  одежде коми в очень  большой степени  сказалось влияние  северного русского костюма. Одежду шили из холста, сукна, шерсти, кожи и меха. Основу женского костюма  составляла рубаха, ее верхнюю часть  шили из цветной ткани, а нижнюю – из белого холста. На плечах рубахи делали орнаментальные вставки из яркой ткани или вышивали геометрический или цветочный узор. Кроме того, рубаху украшала цветная кайма по воротнику и оборки на рукавах. Поверх рубахи надевали сарафан, а на него еще передник или фартук с нагрудником. Перепоясывали все узорным тканым поясом.

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки, часто тоже с расшитым воротом и рукавами, которая выпускалась  поверх полосатых  штанов. Еще в начале XX века можно было встретить  мужские рубахи с  вышитым подолом  или отделанные узорной тканью.

На  ноги мужчины и  женщины надевали узорные шерстяные  носки, а на них  лапти из липового лыка или кожаные  сапоги, зимой –  меховые сапожки  пимы. У охотников, в особенности  у коми-пермяков, были своеобразные кожаные  башмачки с загнутыми кверху носками – чтобы меньше цепляться за кусты и ветки, идя по лесу. Зимой носили также валенки или валяные головки с пришитыми к ним кожаными голенищами.

Информация о работе Одежда народного населения