Одежда народного населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 09:30, реферат

Описание работы

ОДЕЖДА УДМУРТОВ. ОДЕЖДА МОРДВЫ. ОДЕЖДА МАРИЙЦЕВ. ОДЕЖДА КОМИ. ОДЕЖДА ХАНТЫ.

Работа содержит 1 файл

финны.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

    Верхней одеждой служили  суконные армяки или  глухие, то есть без  разреза, суконные балахоны (малицы) с капюшоном из оленьих шкур, заимствованные у живущих по соседству ненцев. Распашная зимняя одежда была характерна для южных коми, а глухая – для северных и оленеводческих групп.

Обязательным  составным элементом  костюма были пояса. Их носили мужчины  и женщины. Ими перепоясывали и легкую летнюю одежду и меховую зимнюю. К поясам прикрепляли все необходимые человеку предметы: мужчины – топор, нож, огниво, компас; женщины – сумочки, кошельки, расчески.

    Мужчины носили меховые шапки, валяные войлочные  шляпы с круглым или квадратным верхом. Женские головные уборы были очень разнообразны. Девушки носили платки, ленты, обручи с разноцветными лентами, а женщины – твердые кокошники и мягкие сложны уборы из нескольких повязок, наложенных одна на другую, которые назывались «сороки».

    Оленеводы-ижемцы считались до революции  наиболее богатыми среди  коми. Костюмы женщин этой группы были самые  роскошные: из парчи, бархата, шелка, дорогого сукна. Их сарафаны, рубахи и головные уборы украшались отделкой из золотой  тесьмы, кружев, позумента, лент. 
 

ОДЕЖДА  ХАНТЫ

    Одежда  у северных хантов близка к ненецкой: распашная женская  шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У  восточных хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

ОДЕЖДА  ИЖОР

    Мужская одежда ижор в XIX в. уже  не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны).

    Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические  черты. Женщины носили рубаху "рятсиня", ворот которой  скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. Одно из полотнищ ("хурстут")закрывало левый бок и крепилось лямкой, перекинутой через правое плечо. Второе ("аануа") закрывало правый бок и крепилось лямкой на левом плече. "Хурстут" обычно был полосатым, украшенным по подолу разноцветными лоскутами, "аануа" — синим или черным. Поверх одевали крепившийся на поясе передник "полле", который ткали из шелка или из шерсти и украшали бисером. Под названием "хурстут" известна также несшитая юбка типа южнорусской поневы, которую носили на Нижней Луге во второй половине XIX в.

    В XIX в. в связи с  русским влиянием получили распространение  различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в  обиход вошли юбки и кофты, такие  же как и у других этнических общностей региона.

Архаичным женским головным убором был полотенцеобразный "сапано", вытесненный в XIX в. под русским  влиянием головными  уборами типа сороки и повойниками.

    Женский костюм дополняли  украшения, из которых  наиболее распространены были серьги и ожерелья (в том числе из раковин-каури).

    На  ногах носили суконные красные обмотки ("риват") и обувь из сыромятной кожи – поршни (несшитая обувь из одного куска  кожи), улиги (сшитая обувь).

ОДЕЖДА  ВОДЬ

    До  начала XIX века сохранялся женский костюм с  чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх — короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во второй половине XIX века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко). 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Белицер В. Н.  Народная одежда  удмуртов. М., 1951. 

2. Белицер В. Н.  Народная одежда  мордвы. М., 1968. 

3. Молотова Т.Л. Книга: "Этнография марийского народа". Йошкар-Ола. 2001 

4. Белицер В. Н.  Крестьянская одежда  населения Европейской  России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего  Поволжья и Приуралья. - М.: Издательство  «Советская Россия», 1971. 

5. Прыткова Н. Ф.  Одежда хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. -1953. -Вып. XV.-С. 123-233. 

6. Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985. 

7. Энциклопедия «Народы и религии мира», М. 1998. 
 
 
 

Информация о работе Одежда народного населения