Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:00, доклад

Описание работы

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Работа содержит 1 файл

Ораторское искусство.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Ораторское  искусство

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг  и преклонение. В  ораторе видели наличие  особой силы, которая  может с помощью  слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе  предполагали таинственные качества, которых  нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились  государственными лидерами, великими учёными  и мудрецами, героями  и властителями дум.

Великий человек оставляет  после себя великие  дела – и эти  дела всегда воплощены  им самим в текстах: как письменных, так  и устных. Так, для  того, чтобы стать  государственным  деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников  и убеждать весь народ  в правоте своих  идей. Любая профессиональная карьера связана  с речевыми действиями – и так можно  перечислить политиков, предпринимателей (деловых  людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.

Ораторское  искусство – это  умение произносить  публичные речи убедительно  и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Произношение  публичных речей  – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому  делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантомчеловека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чём он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определёнными видами речи.

Какую бы профессию вы ни выбрали в будущем, она будет связана  с определёнными  формами речи и  текстами. Если вы захотите стать предпринимателем, вам придётся много писать деловых бумаг и вести деловые переговоры; если вы станете адвокатом, вам придётся писать документы, говорить с клиентами, выступать в суде; если вы будете заниматься политикой или социологией, вы тем более будете иметь обширные связи с людьми, а связь – это речевая коммуникация, активная речь. И чем успешнее будет ваша служебная карьера, тем более напряжёнными и сложными будут ваши речевые нагрузки. Например, директор предприятия потенциально связан речевыми отношениями с тысячами людей – и этим как раз трудна его работа.

А.П.Чехов писал: “Цветами” красноречия был усыпан путь ко всякой карьере…”*. Это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой и своеобразной речи. Если эта роль объединяет многих людей, то она становится публичным монологом или ораторской речью.

Ораторы Древней Греции

Алкифрон –  древнегреческий ритор, будучи одним из более молодых современников Лукиана, жил во II и III векен. э.

Алкифрон оставил 118 писем, в которых перед нами проходит население Афин и окрестностей: рыбакиземледельцы, паразиты игетеры; будучи написаны довольно чистым, обработанным по лучшим образцам языком, они дают нам целый ряд прелестных, живых, характерных картин жизни и быта. И на содержании, и форме заметно влияние новой аттической комедии. Письма Алкифрона издали лучше всего Зейлер (Лейпциг, 1853, новое изд. 1856); Мейнеке (Лейпц., 1853), и Герхер, в «Epistolographi Graeci» (Пар., 1873); нанемецкий язык их перевел Гевель (Альтенбург, 1767), на французский — Рувиль (Париж, 1874).

Андокид - сын Леогора, родного брата Антифонта. Афинский оратор, общественный и политический деятель. Второй в каноне десяти аттических ораторов. Наибольшую известность получил в связи с делом разрушителей герм, эпизоде произошедшем перед Сицилийской экспедицией и оказавшем влияние на ход Пелопоннесской войны.

Точная  дата рождения неизвестна. Хотя Псевдо-Плутарх  указывает, что Андокид родился в 78-ю Олимпиаду, то есть где-то в 468-464 гг. до н.э., большинство исследователей сходятся во мнении, что это дата не верна. Наиболее вероятной датой рождения считается 440 год до н.э..[1]

Принадлежал к древнему и очень  знатному аттическому  роду. Отец — Леогор. Дед — Андокид стратег в 466-465 гг. до н.э и в 441-440 гг до н.э..

Коренной  афинянин. Принадлежал  к дему Кидатены филы Пандиониды.

Во  время подготовки к Сицилийской экспедиции в одну из ночей в Афинах были разрушены все гермы, кроме одной. Началось расследование этого происшествия, повлекшее множество доносов, в которых заявлялось, что некоторые граждане справляют в своих домах пародии на элевсинские мистерии. Одним из обвиняемых был организатор и один из руководителей готовящегося похода Алкивиад. Многие были арестованы и казнены. Но усилия по поимке разрушителей герм успехом не увенчались. Обстановка в Афинах была накалена до предела.

В это время в  Совете с заявлением выступил Диоклид. Он утверждал, что знает тех кто разрушил гермы. В ночь когда были разрушены гермы он видел большую группу людей и может опознать некоторых. Всего он назвал 42 человека, среди прочих схваченных оказался Андокид и многие его родственники. Двоюродный брат Хармид уговорил его признаться в содеянном преступлении. Он донес на четверых, остальные были уже казнены по другому доносу. Он обвинил в разрушении герм гетерию Эвфилета, членом которой он являлся. Сам же он был против разрушения герм, а непосредственно перед этим упал с лошади, сломал ключицу и разбил голову, отчего и физически не мог участвовать в преступлении. Диоклид был улучен во лжи и казнен, названые Андокидом были отправлены в изгнание, сам Андокид и прочие схваченные были освобождены

Впоследствии  был подвергнут различным  гонениям из за чего вынужден был удалится в изгнание. В результате Пелопоннесской войны разорился[3]. В изгнании занимался коммерцией. В частности пользуясь узами гостеприимства с царем Архелаем рубил и вывозил лес из Македонии[4]. Был судовладельцем[5]. Дела его пошли на поправку и он снова разбогател.

Согласно  утверждением его  обвинителей во время  изгнания успел насолить многим власть предержащим  царю кипрского города Китий, кипрскому царю Эвагору[6].

Дважды  безуспешно пытался  вернуться на родину. Первая попытка (411 год до н. э.) пришлась на правление Четырёхсот. Андокид поставил бревна для весел, хлеб и медь войску на Самосе. Прибыв после этого в Афины, надеясь на благодарность за оказанные им услуги, был немедленно схвачен. Поскольку войска на Самосе были настроены враждебно к Четырестам, его обвинили в помощи врагу[7]. Его заключили в тюрьму истязали, но выпустили на свободу[8]. Во время второй попытки (407 год до н. э.) поставил в Афины хлеб с Кипра надеясь на гарантии безопасности за это[9], но и эта попытка не удалась[10]. В 403 г. до н.э. ему удалось вернуться в Афины.

Был послом в Фессалии, в Македонии, в  Молоссии, в Феспротии, в Италии и в Сицилии. Исполнял различные литургии, побеждал в качестве организатора в состязаниях в мужской красоте, в беге с факелами и при постановке трагедий.[11]

В 399 г. до н.э. против него были выдвинуты обвинения, Андокид выиграл дело.

В 391 году до н.э. участвовал в посольстве в  Спарту для заключения мира. Вернувшееся  посольство было обвинено в нарушении данных им предписаний. Послы, не дожидаясь суда, удалились в изгнание.

Дальнейшая  судьба Андокида неизвестна. 

Гиперид  ,сын Главкиппа — один из 10 аттических ораторов (390-322 до Р. Х.). Ученик Платона и Исократа, Г. в политическом отношении примыкал к народной партии Демосфена, судьбу которого разделил. Когда, по смерти Филиппа, фиванцы и афиняне соединились против Александра В. , Г. примкнул в ним, но после поражения счастливо избег выдачи. По смерти Александра Г. принимал участие в неудавшейся Ламийской войне, после которой бежал в Эгину, где был схвачен и убит по приказанию Антипатра. Из 77 речей его только 52 считались подлинными александрийскими филологами. В 1847 и 1856 гг. в Египте были обнаружены папирусы с отрывками этих речей.

Демад — афинский оратор и политик.

Сын рыбака, малообразованный, но красноречивый. Приобрёл известность в 338 до н. э. благодаря своей промакедонской ориентации (битва при Херонее). Часто выступал на народных собраниях против Демосфена, не придерживаясь при этом никакой определённой политики.

Попав после битвы при  Херонее в плен к Филиппу Македонскому, приобрёл его расположение, выхлопотал себе и своим пленным соотечественникам свободу и действовал затем в интересах Македонии против Демосфена. К Александру Великому он тоже вошёл в милость, и ему удалось вместе с Фокионом отклонить от Афин месть разгневанного царя. За расточительность и роскошь Демад часто подвергался денежным взысканиям, даже атимии; но последнюю с него афиняне сняли, когда его надо было послать к Антипатру с поручением исходатайствовать удаление македонского гарнизона из Мунихии.

Был замешан в деле Гарпала, казначея Александра Великого, вынужден был удалиться в изгнание. Возвратился в 322 г. после поражения в войне с Македонией, и добился смертного приговора Гипериду и Демосфену. В 319 (или 318) г., обвинённый в предательстве интересов Македонии, был убит по приказу Кассандра.

Демад обладал врождённым ораторским талантом и большими способностями к импровизации. Он стал также знаменит благодаря шутливым рассказам, образцы которых сохранились у позднейших авторов. Речи Демада были утрачены ещё в I. до н. э.

Из  произведений Демада, полных меткими остротами, сохранились лишь небольшие фрагменты: отрывок, помещённый в «Oratores Attici» Беккера (1823), приписывается ему, вероятно, неправильно. 
 

Зои́л -  ораторгреческий философ (киник), литературный критик IVIII веков до н. э., родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: «фракийский раб». Со времени римских поэтов века Августа, Зоил — нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного.

Информация о работе Ораторское искусство