Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:00, доклад

Описание работы

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Работа содержит 1 файл

Ораторское искусство.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

За  насмешки и издевательство над Гомером Зоил был прозван «Бичом Гомера» (Όμηρομάσιξ); называли его также «собакой красноречия». Насколько можно судить по уцелевшим, довольно многочисленным его, критическим замечаниям, по названиям его сочинений и по суждениям о нём Лонгина и Порфирия, древних знатоков литературы, Зоил принадлежал к числу софистов пытливых, остроумных, но очень мало понимающих в поэзии и вовсе не сообразующихся в оценке древних поэтических произведений с миросозерцанием и вкусами общества, для которого произведения эти первоначально и назначались.

В гневе на ахеян Аполлон мечет свои смертоносные стрелы сначала в мулов и собак (Ил. I, 50); по мнению Зоила — это непристойная напраслина на божество, «ибо чем провинились перед ним мулы и собаки»? При известии о смерти ПатроклаАхилл предается безмерной скорби и изливается в слезах (Ил. XVIII, 22-35); вслед за Платоном Зоил повторяет, что смерть не следует почитать злом, что слезы и отчаяние — удел женщин; «даже Гекуба, при виде влекомого за колесницей тела Гектора, не проявляет такого исступления, каким Гомер наделяет здесь своего героя».

В изображении Приама, выпрашивающего у Ахилла останки сына, Зоил находил несколько несообразностей: Гермес не провожал Приама до Ахиллова шатра, троянский старец запасся раньше пропуском от Ахилла. Приам и Ахилл не могли говорить так, как они говорят у Гомера; но нелепее всего вмешательство в дело Аполлона, с целью сохранить нетленным труп Гектора (XXIV, 470 сл.).

О Диомеде поэт сообщает, что Афина «пламень ему от щита и шелома зажгла неугасный» (V, 4). «Это верх нелепости, — восклицает Зоил — Что же станется с героем? Он должен тотчас обратиться в пепел». Эти и подобные примеры Зоиловой критики Гомера не более странны, нежели многие замечания Платона против царя поэтов; в том же направлении критиковали гомеровские поэмы Аристотель и александрийские грамматики, предшественником которых был Зоил.

От  других критиков того же рода он отличался, вероятно, лишь большей  настойчивостью в  поиске всевозможных недочетов в Илиаде и ОдиссееПлиний старший две книги своей «Естественной истории» составил по Зоилу; Лонгин находил весьма остроумным выражение Зоила: «плачущие поросята» о спутниках Одиссея, обращенных Цирцеей в свиней. Обличители Гомера появляются в литературе уже с VII века до н. э.; но они выступали в интересах морали и религиозного спиритуализма, а Зоил — обличитель Гомера во имя здравого смысла. 

Коракс - сицилиец, после смерти Гиерона и изгнания Фрасибула из Сиракуз (467 до н. э.), благодаря своему ораторскому дарованию, встал во главе управления республикой.

Позже, оставив участие  в общественных делах, открыл школу красноречия. Он и его ученик Тисий обычно называются изобретателями риторического искусства у греков. Коракс считается также первым писателем, изложившим письменно правила риторики. Его труд (греч. Τέκνη), служивший образцом для последующих, до нас не дошёл. Было высказано предположение, что ему принадлежит сохранившаяся среди сочинений Аристотеля «Rhetorica ad Alexandrum»

Ликург -  афинский государственный деятель и оратор.

Сын Ликофрона, из древнего рода Бутадов, в течение 12 лет управлял финансами Афин (338326 до н. э.); умер вскоре по окончании управления. Его заслуги по вооружению и украшению города подробно изложены в народном декрете 307 года, определившем поставить Ликурга медную статую, дать старшему в роде его потомку даровой стол в пританее и вырезать на мраморных камнях все его постановления; несколько обломков от последних дошло до нас. Ликург, ставивший своей специальной целью предавать суду всех казнокрадов и изменников, не мог не быть оратором. Древние знали 15 речей его, в том числе 2, сказанные в оправдание его финансовой политики. Сохранилась из них только речь против Леократа, бежавшего после битвы при Хероне. Из одного намёка Эсхина в речи против Ктесифонта можно заключить, что Леократ был оправдан. Издавали Ликурга Rehdantz (Лпц., 1876), Thalheim (Берл., 1880) и Scheibe (в «Bibl. Teubn.»). 

Эсхин -  древнегреческий государственный деятель, один из десятиаттических ораторов.

Родился в Афинах, родители были уважаемыми людьми, хотя небогатыми. Отец Атромет был учителем письма, мать Глаукотеа помогала в религиозных обрядах для бедных. Сначала Эсхин был помощником отца в школе, затем пробовал себя в актёрстве, после отличился в армии, был служащим, в том числе в буле. Участвовал в нескольких военных компаниях, проявил себя в качестве отличного организатора и оратора. После Осады Олинфа был в составе посольства в Пелопоннесе, где организовал компанию против Филиппа Македонского.

Весной 347 г. до н. э. Эсхин своим выступлением на собрании из десяти тысяч человек в Мегалополисе в Аркадии побудил их объединиться и выступить против Филиппа. Летом 347 г. до н. э. он был участником мирного посольства к Филиппу и убедил его принять предложения послов. Его медлительность во время второго посольства (346 г. до н. э.), призванного ратифицировать мирное соглашение, вызвало негодование у Демосфена и Тимарха, стало поводом для обвинений в измене. Эсхин показал себя прекрасным оратором и опровергнул все обвинения Демосфена (первая речь Эсхина). В 343 г. до н. э. Демосфен возобновил наступление, и Эсхин снова ответил блестящей речью (вторая речь Эсхина).

В свою очередь Эсхин выдвинул против Демосфена несколько серьёзных обвинений (третья речь), но на этот раз Демосфен одержал победу. Чтобы избежать уплаты большого штрафа, Эсхин отправился в изгнание на Родос, открыл школу риторики, позже переехал на Самос, где умер в семьдесят четыре года.

Три речи Эсхина, которые в древности называли «Три грации», сохранились.

Сохранился  также сборник  из 12 фиктивных писем  Эсхина, составленный в поздней античности.[1]

Кастор -  ритор с острова Родос, по другим — из Массилии, живший в I веке до н. э. и носивший прозвище Φιλορωμαϊος.

Он  написал несколько  исторических и риторических сочинений, из которых  от их большей части  нам известно только заглавие. В «Χρονικά» он переработал и довел до 61 до н. э.краткое изложение в стихах всей истории, составленное около 144 до н. э. Аполлодором. Этой хроникой пользовался Евсевий Кесарийский.

Не  принадлежит Кастору  дошедший до нас под  его именем (поставленным в заголовке сочинения  лишь в XVI веке) риторический трактат о предложениях и периодах, византийского происхождения.

Кастор  был женат на дочери царька (тетрарха) галатского Дейотара, который отдал ему во владение гор. Горбейус. Во время борьбы Цезаря с Помпеем он вместе с тестем принял сторону Помпея и отправил на помощь ему 300 всадников, но после Фарсальской битвы, вероятно, подчинился Цезарю. В 45 до н. э. Кастор донёс Цезарю на своего тестя, якобы тот, угощая два года тому назад у себя Цезаря, имел намерение его убить.

Цицерон принял на себя защиту Дейотара, и донос не имел никаких последствий. Дейотар же жестоко отомстил Кастору, убив его и жену его и разрушив его город.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). 

Каллистрат - сын Калликрата, влиятельный афинский оратор.

Его речь «τήν περί Ωρωποϋ δίκην» побудила Демосфена к изучению ораторского искусства. В 378 до н. э. — 377 до н. э. Каллистрат был полководцем вместе с Хабрием иТимофеем, в 373 — с Ификратом и Хабрием, а в 372 до н. э. способствовал заключению мира со Спартой.

В политике Каллистрат был патриотом  и противником беотийской партии. Ему принадлежит замена дани союзников (греч. φόρος) складчиной (греч. σύνταζις), когда в 378 до н. э.был организован второй морской союз афинян. Последним его делом в политике был союз спартанцев, эдейцев и ахейцев против фивян в 364 до н. э., вскоре после которого Каллистрат по неизвестной причине был изгнан. Он бежал в Македонию, где наладил работу таможни и основал с фазосцами Датон на берегу Фракии. В 355 до н. э. Каллистрат из тоски по родине вернулся без разрешения в Афины, был схвачен у алтаря 12 богов и казнён. 

Критий - значительнейший из так называемых Тридцати тиранов в Афинах.

Из  знатного рода, дядя Платона, учился у софистов, особенно у Горгия и Протагора, был близок и к кругу учеников Сократа. В 415 до н. э., замешанный в процесс Алкивиада, он выдвинулся в 411 до н. э., во время правления четырёхсот. Пять лет спустя он в качестве изгнанника, жил в Фессалии, где агитировал народ против богатых.

В 404 до н. э. он снова появился в Афинах, как член назначенного спартанцами, через Лисандра, правления тридцати. Он достиг большого влияния среди сотоварищей, устранил вождя умеренных Терамена и увлёк соправителей к длинному ряду произвольных и жестоких деяний. В борьбе с возвратившимися под начальством Фрасибуладемократическими изгнанниками Критий был убит, в начале 403 до н. э.. Как политический писатель, философ, оратор и поэт-элегик, Критий не раз упоминается древними, но его сочинения до нас не дошли. Платон вывел его действующим лицом в диалогах «Тимей» и «Критий».

Информация о работе Ораторское искусство