Первобытные формы религиозности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Работа по истории первобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество» явилась отправным пунктом для целой серии этнографических изысканий. Выводы, которые Маркс и Энгельс сделали на основании обстоятельного труда Моргана, особенно известная работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудах Г. Уайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других советских исследователей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Первобытная община, тотемизм и шаманизм……………………….4
Глава 2. Магия и религия………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Реферат по формам религиозности.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Первобытные формы  религиозности»

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Первобытная община, тотемизм и  шаманизм……………………….4

Глава 2. Магия и религия………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  литературы………………………………………………………………23 

 

Введение

     На  сегодняшний день существует пять основных наук, с помощью которых изучается первобытные формы религиозности, возникновение религии и ее дальнейшее развитие:

     - археология доисторического времени, изучающая памятники, могильники, местность, где они находятся, и особенно орудия труда отдаленных эпох и те изменения в образе жизни людей, к которым вело постепенное совершенствование орудий;

     - антропология, занимающаяся проблемой видоизменения биологического типа человека во взаимосвязи с преобразованиями структуры общества на протяжении ряда сменявших друг друга исторических эпох;

     - лингвистика, позволяющая выявлять различные периоды истории человечества, отраженные в языковых формах, письменных или устных;

     - фольклористика, исследующая легенды, мифы, обычаи и традиции, подлинную литературу слаборазвитого в культурном отношении общества;

     - палеонтология и этнография, единственные науки, к которым обычно прибегают при изучении истоков религии.

     Работа  по истории первобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество»  явилась отправным пунктом для  целой серии этнографических  изысканий. Выводы, которые Маркс  и Энгельс сделали на основании  обстоятельного труда Моргана, особенно известная работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудах Г. Уайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других советских исследователей.

     Этнографические данные, при достаточно серьезном и обдуманном их использовании, имеют большое значение также для выяснения одного из основных свойств религиозной идеологии — устойчивости ее пережитков в сменяющих друг друга фазах развития общества.

 

Глава 1. Первобытная община, тотемизм и шаманизм.

     Одним из наиболее распространенных верований  первобытного человека был анимизм (от лат. Anima - душа), проявлявшийся в  вере в различных духов, душу как  двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений. Материалы  об этих верования собрал и описал английский этнолог и религиовед Э. Тейлор в книге "Первобытная культура". По Тейлору, теория анимизма распадается на два главных догматы, составляющих части одного цельного учения. Первый из них касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти. Другой - остальных духов. Анимисты признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека и влияют на них в этом и потусторонней жизни. Поскольку анимисты считают, что духи общаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному чествования или желание их умилостивить. Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в "руководящие" божества и подчиненных им духов, в душу и будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

     Анимизм следует рассматривать в том  смысле, насколько он составляет древнюю и новую философию, что в теории выражается в форме веры, а на практике в форме чествования.

     Характер  учения о душе  примитивных обществах  можно выяснить в ходе рассмотрения его развития. Очевидно, мыслящих людей, находящихся на низкой ступени культуры, более всего интересовали две группы биологических вопросов. Они пытались понять, во-первых, что составляет разницу между живым и мертвым телом, что составляет причину сна, экстаза, болезни и смерти. Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся во снах и видениях. Рассматривая эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде сделали "очевидный" вывод, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, несомненно, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе "я". И то и другое, таким образом, отделима от тела: жизнь может уйти из него и оставить его без сознания или мертвым, а призрак выдается людям стороне от него.

     Таким образом, согласно теории Э. Тейлора, анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе рассуждений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ" производит понятие о душе, содержащаяся в теле человека и оставляет его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник с присущим первобытным людям стремлением к олицетворению и одухотворения окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, находящихся в процессе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.

     Понятие о личной душе, или дух, в примитивных  обществах может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, но своей природе, чем подобная воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мышления той существа, которое она одухотворяет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного хозяина, способная покидать тело и быстро переноситься с места на место. Основном неуловимая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и появляется преимущественно как призрак, отделенный от тела, но похож на него. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.  
Наиболее характерная черта представления о душе - это ее пассивность. Душа человека представляется как слабая, беспомощная существо, легко подвергается нападениям со стороны колдуна или злого духа. Этот пассивный характер души лучше всего свидетельствует о происхождении самой идеи души. Душа - это невидимое уязвимое место человека, объект злой магии, добычу для злых духов.

     Хотя  это определение не может иметь  общего применения, оно в любом  случае достаточно широк, чтобы быть принятым за норму, изменяющуюся в силу больших или меньших различий между отдельными народами.

     По  мнению многих исследователей, термин "анимизм" нельзя присваивать какой-либо определенной, ранний или поздний, форме или степени развития религии, поскольку "даже поверхностное знакомство с историей религий показывает, что анимистические представления, т.е. вера в душе и в духов, присутствующие в всех без исключения религиях, начиная от самых примитивных и вплоть до наиболее развитых "мировых" религий. Мало того, никак нельзя сказать, чтобы анимистические верования были наиболее характерны для ранних стадий развития религии, а на поздних стадиях сохранялись бы лишь как пережиток, как это предполагают сторонники "анимистической теории". А из всего этого следует, что анимизм никак нельзя рассматривать как определенную форму религии. Наоборот, это неотъемлемая составная часть всякой религии, особенно наиболее сложных и развитых религий ".

     Чтобы достичь компромисса между этими  двумя взглядами на понятие "анимизм", я позволю себе высказать следующее предположение: анимизм как определенная форма религии существовал на первоначальных этапах развития человеческого общества, впоследствии войдя и став неотъемлемой составной частью других видов религиозных верований.

     Еще одним распространенным верованиям первобытного человека является фетишизм (от португальского fetiço - волшебный, чудодейственный), заключающийся в мысленно-фантазийном наделении некоторых предметов и явлений неживой природы сверхчувствительными качествами.

     Понятие фетишизма как формы религии опутанным значительной неясностью, поскольку разные исследователи придают этому термину различных значений. Действительно, в то время как одни исследователи (Шульце) называют фетишизмом почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных), другие (Штейнберг, Тот) склонны ограничивать объем этого понятия, включая в него только почитание неодушевленных и притом земных предметов. Одни авторы при этом называют фетишем материальный предмет, которому отдается почитание (де Брасс), другие относят это название не к самому предмету, а к духу, который находится в нем (Тейлор, Спенсер, Шуйц), в то время как третьи считают характерной чертой фетишизма именно неотделимость предмета от духа, живущего в нем (Вайц, Харузин, Зеленин). Мало того, хотя большинство авторов называют фетишем материальный объект культа, есть исследователи, склонны настолько расширять это понятие, в него включаются не только объекты, но и материальные принадлежности культа (например, церковная утварь, одежда), которые сами по себе не является предметом почитания (Францев).

     Наконец, для других исследователей термины "фетиш", "фетишизм" означают не какой-нибудь определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение  человека к сверхъестественному  миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность заставить сверхъестественные существа служить себе.

     Впервые феномен фетишизации подробно описал французский исследователь Шарль  де Брюс в книге "Культ богов-фетишей". Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, привлекали внимание человека какими-то особыми чертами. Действительно, фетишистские представления связывались не со всеми, а лишь с особыми предметами и явлениями. Для человека раннеродового общества, например, не каждый камешек мог быть фетишем, а лишь тот, который поражает воображение особенностями формы или обстоятельствами, при которых его нашли.  
Но неправильным было бы по примеру, где Брюса и некоторых других исследователей, считать фетишизм за веру в сверхъестественные свойства мертвых предметов. Такое толкование фетишизма противоречит самой его сущности как олицетворению неживой природы. Фетиши - не просто предметы, а за воображением человека, которые чтит, - существа, наделенные жизнью и способны именно благодаря каким-то таинственным, сверхъестественным, сверхчувствительным свойствам определенным образом действовать на человека и его среды, т.е. этим предметам приписывались не присущие им свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.д.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, она считала, что в этом ей помог фетиш, и оставляла его себе. Если же человек получил какой-либо неудачи, то фетиш выбрасывали или заменяли другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранному предмету: за оказанную помощь ему благодарили, за беспомощность "наказывали". С этой точки зрения интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не, только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

     Особая, скрытая сила фетишей, талисманов, амулетов - это так называемая манна. Термин "манна" европейские антропологи XIX в. позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющий природными процессами. Реальное содержание понятия "манна" не сводится ни к "имперсональны силы", ни к "сверхъестественного". Наиболее подходящее значение слова - "высшая сила". Человек обладает наваждением, когда она счастлива, талантлива и демонстрирует какие-то экстраординарные достижения, например, как земледелец, воин или вождь.  
Чтобы содержательнее представить "механизм" образования фетишистских представлений, примем во внимание условия их появления. На основе многовекового опыта человек раннеродового общества уже выработала представление о том, что любая ее действие определенным образом связана с ее собственной волевой деятельностью, ее желаниями, целями. Но, ограниченная в знаниях об окружающем мире и о самом себе, человек еще не мог дать разумного объяснения, ни природы этой связи, ни причины происходящих вокруг нее. Абстрагируясь, различные проявления собственной мыслительной и волевой деятельности, люди по аналогии с собой пришли к мнению, что и предметы и явления природы являются живыми существами, наделенными умственными и волевыми качествами, благодаря которым они являются чувственно-сверхчувствительными и могут вступать в отношения с человеком и между собой. Такое вынесение собственных смыслов на другие "значения", собственных умственных и волевых качеств на природу вело сознание человека к воображению о способности вещей целенаправленно изменять свои действия в отношении человека, подобно тому, как она сама меняет направленность своих действий по окружающему миру. Элементы фетишизма сохранились в религиозном представлении людей и по настоящее.

     Достаточно  осмотреть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления составляют неотъемлемую часть любой религии. Вряд ли хоть одна из них, в которой фетишистские верования не занимали бы более или менее заметное место. Фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. Это универсальное явление истории религиозных верований.  
На низших ступенях культуры часто встречается социальный институт, известный под именем тотемизма (на языке индейцев-оджибве ot-totem означает - его род) - вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений.  
Тотемизм тесно связанный с хозяйственной деятельностью первобытного человека: сбором плодов, охотой. Животные и растения, которые давали людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном обществе, основанные на принципе кровного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним была связана ряд мифов, описывали его жизни и подвигах, предписаний, позволявшие его убивать лишь при соблюдении определенного религиозного действа, обрядов, задабривали тотем и способствовали его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных.

Информация о работе Первобытные формы религиозности