Первобытные формы религиозности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Работа по истории первобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество» явилась отправным пунктом для целой серии этнографических изысканий. Выводы, которые Маркс и Энгельс сделали на основании обстоятельного труда Моргана, особенно известная работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудах Г. Уайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других советских исследователей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Первобытная община, тотемизм и шаманизм……………………….4
Глава 2. Магия и религия………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Реферат по формам религиозности.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Первый  вид магии лучше обозначить термином гомеопатическая, потому что альтернативный термин - магия имитативный - не исключает или даже подразумевает сознательное подражание, что значительно сужает сферу действия магии. Ведь колдун уверен, что принципы, которые находят практическое применение в его искусстве, управляют также неживой природой. Иными словами, он допускает, что законы подобия и соприкосновения распространяются не только на человеческие действия, но имеют общее применение. Как система природных законов, то есть совокупность правил, "определяют" последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать, чтобы достичь своей цели, она может называться магией практической. Вместе с тем, следует иметь в виду, что первобытный колдун знает магию только с ее практической стороны. Он никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия, никогда не задумывается над абстрактными принципами, содержащимися в них. Магия является для него искусством, а не наукой, а сама идея науки отсутствует в его неразвитом уме.

     Гомеопатическая магия основывается на связи идей по сходству; контагиозна магия основывается на связи идей по смежности. Ошибка гомеопатической магии заключается  в том, что сходство вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозна магия делает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, однажды побывав в столкновении, находящиеся в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются. Точнее говоря, если гомеопатическая, или имитативный, магия может практиковаться сама по себе, то контагиозна магия, как правило, связана с применением гомеопатического принципа. Обе разновидности магии - гомеопатическая и контагиозна - могут быть обозначены единым термином - симпатичная магия, поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи влияют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой с помощью невидимых связи. 
Вся система симпатической магии состоит не из одних лишь положительных предписаний, она также включает в себя большое количество отрицательных предписаний, т.е. запретов. Она указывает не только на то, как следует поступать, а также на то, чего делать не следует. Совокупность положительных предписаний составляет колдовство, негативных - табу. Фактически, все представления о табу, в любом случае, в своем большинстве, являются лишь частными случаями применения симпатической магии с ее законами подобия и контакта. Хотя, конечно, эти законы не сформулированы дикарем в словесной форме и не осознанное им абстрактно, он, тем не менее, верит, что эти законы регулируют ход природных явлений совершенно независимо от воли человека.

     Цель  позитивной магии или колдовства - сделать так, чтобы желаемая событие  произошло; цель негативной магии или  табу - сделать так, чтобы нежелательное  событие не состоялась. Но предполагается, что оба следствия (желательный и нежелательный) имеют место в соответствии с законами подобия или контакта. И подобно тому, как желаемое явление в действительности вовсе не является следствием осуществления магического обряда, явление, которого страшатся, в действительности не вытекает из нарушения табу.

 

Заключение

     Религия не появляется вместе с человеком. Сотни  и, может быть, тысячи веков на нашей  земле, возраст которой, вероятно, равен 4 миллиардам лет, группы людей, подобно животным, питались травами, кореньями, соками растений, улитками и насекомыми, бродили в теплых и сырых лесах доледникового периода.

     Они еще не знали огня и не испытывали потребности в жилище и одеждах.

     Первым  орудием труда, которое вызвало  подлинный переворот как в физическом облике людей, так и в их обществе в ходе все большего выделения человека из животного мира, явилась рука. Тот процесс, который антропологи назвали открытием руки, ставшей в одно и то же время орудием и продуктом труда, послужил образованию основных признаков человека: мышления, языка и вертикального положения тела.

     В данной работе рассмотрены первобытные формы религиозности, становлении религии, ее зарождение в первобытном обществе, проследили путь ее возникновения от тотема до персонифицированного бога. 

 

Список  литературы

     1. Гараджа В. И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.

     2.     Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.

     3.     Доусон К. Г. Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.

     4.     Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.

     5.     Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005

     6.     Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.

     7.     Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.- М.: Слово, 1991.

     8.     Померанц Г. С. Великие религии мира.- М.: Унив. кн.: Per Se, 2001.

     9.     Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.

     10. Токарев С. А. Религия в истории  народов мира. М.: Политиздат, 1976.

     11. Угринович Д. М. Искусство и  религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982.

     12. Философский энциклопедический  словарь ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.].- М.: ИНФРА-М, 1999.

     13. Хомутов А. Е. Антропология  учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

     14. Элиаде М. Словарь религий,  обрядов и верований При участии  Г. С. Винер.- М.; СПб.: Рудомино: Унив. кн., 1997.

     15. Миголатьев А.А. Философия культуры //Соц.-гуманит. знания.-2002.- № 6.-С.75-82. 

Информация о работе Первобытные формы религиозности