Потоп в различных мифосистемах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

«Почти во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о Вселенском потопе – их более пятисот. Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается только один человек со своей семьей. В западных странах этот человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного средства, то в Библии оно называется “ковчег”, то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне» (А.Элфорд, «Боги нового тысячелетия»).

Работа содержит 1 файл

Потоп в различных мифосистемах.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Поцелуев  Алексей

719 группа

ПОТОП В  РАЗЛИЧНЫХ МИФОСИСТЕМАХ

    «Почти во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о Вселенском потопе – их более пятисот. Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается только один человек со своей семьей. В западных странах этот человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного средства, то в Библии оно называется “ковчег”, то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне» (А.Элфорд, «Боги нового тысячелетия»).

    В частности: «...месопотамский миф  о наводнении во многом перекликается  со знаменитой библейской историей о Ное и потопе. ...при всем разнообразии вариантов предания потомству всегда передается главное, а именно: была глобальная катастрофа, которая почти полностью уничтожила человечество» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    В Индии «...ученые обнаружили версии Великого Потопа! Ману – дравидийский Ной, а помогла ему спастись от гибели некая рыба джхаша (в которой воплотился творец мира Брахма, а по другим версиям – хранитель мира Вишну). «Шатапатха Брахмана», содержащая эту историю, тоже старше Библии! О Потопе же говорит и «Махабхарата»» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    По  индийской мифологии «Вишна [бог] предупредил Ману [человека] о грядущем потопе. Он прислал ему большой  корабль и велел погрузить  в него по паре всех живых существ  и семена всех растений, а потом сесть туда самому» (Г.Хэнкок, «Следы богов»). В индийской традиции ядро сюжета о потопе введено в схему, связанную с представлениями доарийского населения Индии. Существуют версии, по которым в конце каждого из четырёх мировых периодов (юга) потоп уничтожает мир. Так же известны и более частные сюжеты, связанные с потопом. Таков рассказ о конфликте между Кришной, советовавшим пастухам перестать чтить Индру, и Индрой, обрушившим на землю ливень, с тем чтобы потоп смыл с лица земли пастухов и их стада. Кришна, чтобы спасти их, поднял гору Говардхану и удерживал её на кончике пальца семь дней и семь ночей, пока Индра не признал своего поражения и не прекратил потоп.

    А в греческом варианте «...люди были уничтожены Зевсом, царем богов.... Мстительное божество воспользовалось для очистки Земли всеобщим потопом... В этом потопе погибло все человечество, за исключением нескольких людей, бежавших на самые высокие горы» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «В  мифах о потопе, существующих в  Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен... Однажды тены объявили, что, прежде чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило землю» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «Существуют японские предания, согласно которым  острова Океании появились после того, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

      «У ряда племен австралийских аборигенов... есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смыло ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями. Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    Египетская  версия мифа о потопе (в «Книге коровы»), видимо, представляет собой коренную переработку старой его схемы. Она предлагает инвертированную схему сказания: с помощью потопа удаётся спасти людей. Боги решают наказать людей за их грехи, наслав на них Око Ра (богиню Хатор-Сехмет). Истребление людей принимает такие размеры, что боги решают спасти их. Особый красный минерал – диди смешали с ячменным пивом и полученную жидкость вылили на поля. Утром богиня нашла всё затопленным (образ потопа в сниженном варианте) красной жидкостью, которую она приняла за кровь людей. «И тогда она стала пить, и сладостно было её сердце. И пошла она пьяная, и не узнала людей», которые были таким образом спасены. Концепция уничтожения мира через воду и огонь, холод, снег существовала в Иране. Однако подобные эсхатологические версии потопа образуют иной мифологический сюжет; его воплощениями можно также считать платоновский миф об Атлантиде, полинезийские версии о потопе (например: огонь и вода, отпрыски первородного осьминога, вступают в борьбу, побеждает вода, заливающая мир, позже восстановленный благодаря Тангароа).

    Миф о потопе в китайской традиции сообщает о страшном наводнении и сопутствовавших ему разрушениях: вода поднялась до небес, люди пришли в отчаяние. Гунь по поручению верховного правителя начинает борьбу с потоп. Девять лет он пытался дамбами (в некоторых версиях – также с помощью украденной у правителя чудесной саморастущей земли сижан) запрудить потоки воды, но потерпел неудачу и был казнён на горе Юйшань. Борьбу с потопом продолжает сын Гуня Юй, который прорыл каналы, отвёл воды в море, изгнал из болотистых низин змей и драконов и сделал землю годной для обработки. Обычно полагают (А. Масперо, В. Эберхард и др.), что миф о Гуне и Юе имел два центра, из которых он распространился по Китаю. В китайской версии потопа существенны два обстоятельства: отсутствие мотива преступления людей как причины потопа (потоп выступает как естественное природное явление) и подчинённость сюжета о потопе общей теме землеустрояющей деятельности.

    Особое  развитие мифопоэтическая тема потопа получила в Новом свете. Американские версии потопа имеют независимое происхождение (хотя в некоторых поздних версиях обнаруживаются частные, и притом вторичные, следы влияния библейской истории о Ное). Чаще всего потоп в этих традициях связан с временем вскоре после творения мира и с персонажем – первопредком ныне существующего племени. Характерный пример – версия потопа в эпосе киче «Пополь-Вух». После того как кончилась неудачей попытка создать людей из глины, боги сотворили деревянных людей. Но те не имели ни души, ни разума, не помнили о своих творцах, бесцельно блуждали по земле, и боги решили уничтожить этих людей, устроив потоп. Сверху лилась густая смола, боги вырывали людям глаза, отрывали головы, пожирали их плоть, ломали кости, крушили жилы. Лик земли потемнел, начал падать чёрный дождь. Тогда сошлись все животные, деревья, скалы, вещи, утварь и стали бить и упрекать деревянных людей. Спасаясь от преследователей, люди карабкались на деревья, на крыши, но те сбрасывали их наземь, пещеры закрывались для них. Деревянные люди погибли, от них остались только жалкие потомки – лесные обезьяны. По сравнению с версиями потопа, известными в традициях Старого света, миф из «Пополь-Вух» представляет сам мотив потопа как периферийный и не акцентирует вину людей. Майя, полагавшие, что мир не раз подвергался потопу (или пожару, землетрясению), почитали четырёх братьев - бакабов, спасшихся от потопа. В книге «Чилам-Балам» есть предсказание о гибели мира, которая будет вызвана бакабами, наславшими ливни и обрушившими небеса на землю. Близкие сведения содержатся и у Б. де Лас Касас в «Истории Индий». В мифологии инков потоп вызывается высшим божеством Виракоча, недовольным первыми людьми и замыслившим их уничтожить.

    Различные версии связывают потоп со слезами покинутого мужа или ревнивого возлюбленного, с водой, вытекшей из чрева поражённого героем чудовища, и т. п. Различны и способы спасения от потопа (влезание на небо, иногда с помощью быстро вырастающего дерева). У чибча бог Чибчачум затопил долину Боготы, чтобы покарать людей за нанесённые ему обиды. Яганы считали, что потоп был послан луной как месть за её оскорбление людьми, узнавшими тайну инициационных ритуалов. Некоторые индейские племена Эквадора связывали потоп с убийством фантастического удава. Бороро объясняли потоп действием водяного духа, получившего рану. В Гайане считается, что потоп вызывает падение древа жизни. Сходную причину (рубка больших деревьев «небесными людьми») выдвигают индейцы кашинауа. Иногда потоп насылают существа подземного мира. У арауканов потоп – результат соперничества и поединка двух чудовищных змей, которые, демонстрируя свою силу, заставляют вздыматься воды. Индейцы каража объясняют происхождение потопа тем, что некий человек подземного мира разбивает тыкву, наполненную водой. Индейцы ипурина, напротив, считают, что потоп возникает от того, что огромный котёл на солнце переполняется водой. У индейцев тайно из-за четырёх мифологических героев-братьев, разбивших магическую тыкву, массы воды заполняют землю. В ряде случаев потоп объясняется нарушением табу (в частности, менструального, как у индейцев тоба). Особую роль в сюжете о потопе играют Анды, на которых спасаются избранные герои (у инков, гуанка и аймара, напротив, герой спасается в запечатанной пещере). Мотив ковчега в южноамериканских версиях довольно редок. Иногда его объясняют заимствованием из Библии, хотя в некоторых традициях он представляется вполне самостоятельным (индейцы Карибских островов, макуши, ягуа, апинаже и др.). У некоторых племён (гуарайо, чири-гуано и др.) распространён мотив спасения во время потопа маленьких мальчиков и девочек, укрывшихся в тыкве. Иногда сюжет потопа усложняется: у индейцев каинганг к спасшимся от потопа, но истощённым от голода персонажам прилетает водоплавающая птица с корзиной земли; иногда после потопа земля воссоздаётся водоплавающими птицами (в частности, утками). Отмечается мотив заселения послепотопной земли с помощью бросания камней (у индейцев макуши, таманак и др.). В некоторых случаях тема потопа включается в миф, реализующий противопоставление огня и воды. Так, у ряда индейских племён Бразилии главный бог насылает огонь с целью уничтожить мир и его нечестивых обитателей, но волшебник, чтобы потушить пламя, вызывает обильные дожди, которые затопляют землю. Отмечены (например, в Мексике) сюжеты об антипотопе: солнце впитывает в себя всю земную влагу и выпускает её не в виде дождя, а в виде пара; вся жизнь на земле погибает, спасается только одна человеческая пара, предупреждённая заранее богом. В мифе о потопе индейцев Северо-западного побережья Тихого океана великий дух, живший на снежной вершине горы Рейнир, разгневался на людей и зверей и решил их уничтожить, дав возможность спастись только семье одного праведного человека и добрым зверям. Он велел этому человеку выстрелить стрелой в тучу, затем второй стрелой выстрелить так, чтобы попасть в оперение первой, и т. д., пока не образуется длинная цепь стрел. Когда это было сделано, великий дух приказал человеку, его семье и добрым зверям лезть на небо, что они и сделали, когда же полезли дурные люди и злые звери, первая стрела была выдернута из тучи, вся цепь распалась и неугодные великому духу существа снова оказались на земле; начался ливень и вода затопила землю, уничтожив всё живое. Тогда потоп был прекращён; после того как земля высохла, добрый человек со своей семьёй и зверями спустился на землю и жил в благоденствии.

    В мексиканской мифологии «разрушение  явилось в виде проливного дождя  и наводнений. Горы исчезли, и люди превратились в рыб...» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «...в  Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «В  провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался, что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка. Они говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили тот район...» (Кристобаль де Молина).

    «В  доколумбовом Чили арауканы сохранили  предание о том, что некогда случилось  наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая имела три вершины и была способна плавать в воде» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «На крайнем юге континента легенда  народа ямана с Огненной Земли повествует: «Потоп вызвала женщина-Луна. Это было время великого подъема... Луна была полна ненависти к человеческим существам... В то время утонули все, за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые вода не покрыла»» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «У  луизенов из нижней Калифорнии есть легенда  о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. ...Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов. Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа...» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «В  «Истории индейцев дакота» Линда... излагается миф ирокезов о том, как «море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую». Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, «но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида». Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «Жители Огненной Земли... говорили, что Солнце и Луна «упали с неба», а китайцы - что «планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться  по-новому»... У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца.... Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает наводнение с длительным периодом тьмы: «Солнце и Луна упали с неба, и мир оставался без света».

    «В  гимнах Виракоче, записанных Пачакути Ямки, встречается термин ананкоча, буквально - «море сверху», в прямом отношении к звездным небесам. Что бы еще ни означал данный миф, источники надвигавшегося потопа находились где-то снаружи, в астрономической сфере» (У.Салливан, «Тайны инков»).

    «В  другом мифе о Кецалькоатле, также  записанном на науатле, мы узнаем, что  смерть Четвертого Солнца (предшествующего  Пятому Солнцу, которое ацтеки старались  сохранить в живых) пришла от рук  звезд. Этот миф, переработка несколько  более старой (и, вероятно, уничтоженной) версии, имеет свой точный дубликат в Андах, в мифе о ламе и потопе. Для ацтеков звезды были врагами Солнца, Пятого Солнца» (У.Салливан, «Тайны инков»).

    У славянских народов потоп связан с борьбой Дажьбога и Кащея. Борьба завязалась из-за того, что Кощей увел у Дажьбога жену Марену. Богиня смерти предала Дажьбога и вышла за Кащея. Жива-лебедь «…увидела бога распятого, молодого Тарха Пepуновича» и спасла за обещание взять ее в жены. Решил покарать Дажьбог Кащея и Марену. Макошь рассказала ему: «… на  Буяне-острове  вырос  дуб до  самого неба,  на том дубе сундук окованный, в сундуке спрятан заяц, в зайце спрятана утка, а в той утке яйцо. В том яйце ты отыщешь Кащееву Смерть!». «И разбил Дажьбог Золотое Яйцо – и упал Кащей Вия грозного сын. Как разбил Дажьбог Золотое Яйцо - раздался голос Рода  небесного: – Из Яйца возникает Великий Огонь! Наступает Конец Света  Белого! Поднимаются Воды Вeликие! Пришло время очистить Землю! Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идет!». После этого Дажьбог с Живой восстанавливают землю, «И пошли  у Живы  Cвароговны с  молодым Дажьбогом  Пepуновичем скоро дети:  князь Кисек, отец Орей.  А отец Орей  породил сыновей – Кия, Щека и Хорива младшего». «Появились у них и внуки, а потом появились правнуки -  то потомки Дажьбога и Живы  и Роси – русалки прекрасной,  то народ великий и славный, племя то по имени – русь» (Песни птицы Гамаюн).

    У скандинавов потоп связан с убийством  великана Имира Одином, Вили и Be. «Имир  был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумла. Лишь одному из внуков Имира – Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой».

Информация о работе Потоп в различных мифосистемах