Православие в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ века, христианство останется доминантой культуры.

Содержание

Введение 3
Предпосылки принятия Русью христианства 5
Причины принятия восточного христианства 6
Значение принятия христианства для отечественной культуры 7
Православие и особенности духовной культуры 9
Святость в православии 10
Православие в Российской империи 12
Православная церковь в конце XVIII- XIX веках 13
Русское православие в XX веке 14
Положение церкви в конце ХХ века 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 40.86 Кб (Скачать)

Переломными во взаимоотношениях Русской церкви и  Советского государства стали годы, связанные с важными датами в  истории православной церкви: 1000-летием крещения Руси (1988) и 400-летием установления патриаршества на Руси (1989). Уже в 1988 г. Русская церковь смогла возвратить около 700 ранее закрытых приходов. Начали открываться семинарии, духовные училища  и монастыри, насильственно упраздненные ранее. Многие древние храмы и  монастыри возвращаются церкви. Только в период с 1991 года по конец ХХ века в России образовано свыше 8 тысяч  новых приходов, возрождена монашеская жизнь более чем в 300 обителях, в 15 раз возросло количество духовных учебных заведений, открыто 39 епархий.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к  Церкви, и сознание граждан. Вновь  зазвонили колокола, в открытых и  восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку. Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш - предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям. В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Церковь возобновила  причисление к лику святых не только церковных, но и выдающихся государственных  деятелей, знаменитых представителей культуры. В частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Бранчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник, патриархи Иов и Тихон. Активизировалась учебная, издательская деятельность, увеличилось  количество духовных учебных заведений, воскресных школ. Религиозные центры стремятся к повышению профессионального  уровня духовенства, качественному  обновлению подготовки священников. 

Заключение

Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. В то время  когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая  культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые языческие  поверия были похожи на христианские и поэтому христианство привилось  сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и  начинается с принятием христианства.

С принятием  христианства русские люди получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и  т.д. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием 1000-и летней христианской проповеди. Этим и объясняется  изобилие христианских качеств в  русском народе, которые часто  подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт  с русскими. Можно свободно сказать  что православная вера является колыбелью  русской культуры и воспитательницей русского характера.

Действительное  единство Русской земли во все  времена сохранялось благодаря  цельности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви. В течение долгих веков православная церковь определяла стиль, манеры, образ  мыслей и чувств русского человека. По-разному складывались отношения  государства и церкви. Из полностью  самостоятельной церковь постепенно превращалась в институт государства  и попадала в полную зависимость  от правительства, но всегда сила российской государственности заключалась  в опоре на народ, приобретавший  благодаря православию особую нравственность, силу духа и необыкновенную мощь. 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века. -М., 2000.
  2. Бородина А.В, Основы православной культуры. М.: Покров, 2003
  3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., 2001.
  4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.
  6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
  7. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
  8. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

Информация о работе Православие в русской культуре