Православная икона, её история

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:09, реферат

Описание работы

Икона, как образ священный, всегда рассматривалась церковью как одно из проявлений Священного Предания, тождественному Преданию записанному и Преданию, передаваемому устным путем. Для православного восприятия мира, как и для образно-символического познания всего относящегося к сфере духовного и божественного, является характерным не только антиномия восприятия (разум — чувства), не только философское видение всего окружающего мира (вера — знание), но главное — какова высшая и окончательная цель наших знаний о Боге и о человеке, в чем суть богословского знания и видения.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Сущность православной иконы в богословской и светской традициях.........5
2.Православная икона в истории РПЦ. Её изображение и традиции написания.................................................................................................................9
3.Влияние иконописи на развитие древнерусской культуры..........................19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы.......

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Условность иконы не дает возможности отождествить ее с  рисунком человеческого тела. В иконе отсутствует тяжесть и масса, плоть и кровь. Поэтому икона в отличии от картины не действует на страстно-эмоциональную глубину человеческого подсознания, как "анатомический атлас" искусства Ренессанса.

Православная икона  лаконична. В ней идея и образ, как выражение идеи, - совпадают, лишние детали отсутствуют. Страстное чувство - иногда не осознанное, скрытое под душевным возбуждением, восторгом или экзальтацией.

Католическая икона  заключает в себе красоту и  страстность человеческого тела, она эмоциональна и часто лирична. Она может вызвать тайное сексуальное чувство, которое человек принимает за религиозный подъем.

Вывод. Православная икона условна. В ней отсутствует "зрелище" обнаженных тел. Определенная асимметрия и отличающиеся от естественных цветов краски икон уже не позволяют смотреть на икону как на портрет живого человека. Икона не должна быть средством внешней информации, действующей только на рассудок.

 

3.Влияние иконописи на  развитие древнерусской  культуры

Православная иконопись является органической частью предания. Нарушение канонов иконописи или же подменяет духовные переживания душевными, эстетическими, эмоционально-чувственными и т. д. или превращает икону в средство информации, т. е. иллюстрации библейского текста или, что еще опаснее - способствует ложной мистике, деформации и искажению в созерцании духовного мира, в некоторых случаях - контактированию нашего подсознания с демонической сферой (картины Врубеля и Дали на религиозные темы).

Интересен факт: вид в  космосе чем-то напоминает вид иконы. В космосе, где атмосфера разрежена настолько, что можно говорить о практически безвоздушном пространстве, краски приобретают резкую тональность и контрастность, без полутонов и мягких переходов от одного цвета к другому - это характерно для древних икон, когда с них снимают потемневший слой олифы. Для отдаленных предметов, рассматриваемых из космоса, как и в иконе, теряется прямая иллюзорная перспектива. В космосе свет и мрак разграничены друг от друга. Свет кажется сгущенным и концентрированным. Мы воздерживаемся делать какой-либо вывод, тем более, что икона не космическое, а духовное зрение; только отмечаем сам факт: православная икона выходит за пределы земного видения в надземное.

Отказ от иконописного канона может привести к ошибкам, которые имеют непосредственное влияние на духовную жизнь человека: I. Мечтательность - это уход от молитвы в мир своих собственных грез.

Иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Уже Дионисий Ареопагит указывал на то, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Икона на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картина имеет границы, рамки сюжета; икона - включает в безграничное. Некоторые считают, что древние иконописцы не знали законов прямой перспективы и симметрии человеческого тела, т. е. были незнакомы с анатомическим атласом. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве).

На протяжении веков  менялись школы иконописи, колорит  икон, однако неизменными оставались сами композиции да вера в их чудотворную силу.

Вывод. Развитие науки и техники, конечно, не могло не повлиять и на иконы, фото святых чудотворных образов  сегодня не редко можно встретить на православных календарях, закладках, да и сам фотографический метод нанесения образа на твердую основу значительно уменьшает затраты времени и упрощает процесс изготовления икон. Но и по сей день ни что не может сравниться с кистью настоящего мастера, преисполненного Божественного вдохновения и благословленного на написание святых ликов. И именно поэтому сейчас, как и много веков назад,  есть иконописные мастерские и не уменьшается интерес к рукописным образам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В наши дни обострился интерес к русскому религиозному искусству: иконописи, храмовой архитектуре, богослужебному пению. Пошла мода называть это народным русским искусством такого-то века, поясняя при этом, что оно ценится за красоту и человечность. И только. О религиозной сущности если и говорят, то как о чем-то второстепенном. Икона, лишенная своего прямого назначения, для которого она и создавалась, выставленная для показа, для обозрения ее теми, кто не верит в То, Что на ней изображено, естественно, теряет свой смысл, свое назначение. Икона пишется для выражения соотношения Бога и человека, она становится как бы залогом реальности этого соотношения, как бы его связующим звеном. Вырвать икону из атмосферы молитвы - значит обессмыслить ее. Взять икону из храма и поместить ее в музей или весь храм превратить в музей - значит нарушить ту основную цель, для которой писалась икона и строился храм. Превратить икону из средства живой связи человека с его религиозным идеалом в музейный экспонат - значит попытаться убить икону, превратить живое в мертвое. Для музеев специально убивают животных и выставляют их на показ. Но это только трупы. В них нет жизни, нет движения. Это ясно и не требует пояснений. Икона, выставленная как экспонат, лишена жизни, ибо уже не является живым звеном в жизни человека, каким она создавалась. Икона жива только в той атмосфере, для которой она предназначалась.

Таков смысл наших  христианских икон и их значение. О  том же, о вечном стремлении ввысь, говорят и наши православные храмы. Это символ стремления к всему возвышенному, призыв к беспредельному совершенствованию.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борунков Ю.Ф., Яблоков М.Н., Никонов К.И. Основы религиоведения.- 2-е издание., - М.:1998. – 480 ст.
  2. Калінін Ю.А., Харьковщенко Е.А. Релігієзнавство, К.-1995
  3. Кислюк К.В., Кучер О.Н.- Религиоведение.- Х.2002
  4. Лубський В.І., Лубська М.В. Історія релігій - К.2004
  5. Ходькова Л.П.- Релігієзнавство Львів 2000
  6. Электронная библиотека.

Архимандрит РАФАИЛ (Карелин) - О языке православной иконы. ( По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского АФАНАСИЯ) © Издательство «Сатисъ», 1997.

 




Информация о работе Православная икона, её история