Происхождение и ранние формы религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии…………………………………………………………………………….5
2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ«Происхождение и ранние формы религии».docx

— 47.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса              религии…………………………………………………………………………….5

2. Родоплеменные религии:  тотемизм, табу, магия, фетишизм и  анимизм….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....25

родоплеменные религии  
     ВВЕДЕНИЕ

 

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии  появляются лишь у палеоантропов  – древних людей, живших 80–50  тыс. лет назад. Жили эти люди в  ледниковый период, в суровых климатических  условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких  лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали  из камня, кости и дерева. Одеждой  служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах  и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик  – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали  в необычной  позе: на боку со слегка подогнутыми  коленями. Между тем известно, что  некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших  связанными: руки и ноги покойника  привязывали лианой к телу, а затем  помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп  неандертальского мальчика был окружен  десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных  из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили,  что это даст убитым животным вновь вернуться  к жизни. Этот обычай (сохранять кости  убитых животных) долго существовал  у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного  века (40-10 тыс. лет назад) общество стало  более развитым, усложнились и  религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предме предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила  в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал  бессилие  и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая  породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все  в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные  бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и  беззащитным существом, полностью  зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота  была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство  тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек  был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более  беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия  не могла возникнуть прежде, чем  сознание человека не достигло определенного  уровня развития.

Между учеными и богословами  давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы  говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к  фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

 

       1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии

 

После того, как мы познакомились  с основными элементами религии  и получили представление о религиозной  системе в целом, появилась возможность  рассмотреть вопрос о происхождении  религии. Этот вопрос является одним  из самых дискуссионных, поскольку, решая эту проблему, необходимо обращаться к такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастую носят  отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.

В решении проблемы происхождения  религии можно вычленить два  противоположных подхода: богословско-теологический  и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом  и изначально находился с ним  в полном единении, как выражается Библия, он «видел Бога лицом к лицу». После грехопадения, совершенного первыми  людьми — Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил  способности хотя бы в слабой степени  познавать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи  с Богом и есть религия. Как  пишет православный богослов А. Мень: «Религия — восстановление связи  между человеком и Богом, начинается в истории человечества после  Грехопадения ». Реальной же, видимой  формой возникновения религии А. Мень называет культовые действия. «Библия не случайно в истоке всякого  проявления религиозного чувства, т. е. культа ставит жертвоприношение. В  нем отразилось пусть смутное, но сильное стремление загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей  пищи, которая добывалась с таким  трудом, люди заявляли о своей готовности следовать повелениям Высшей Воли»  Человек, с точки зрения богословов, утратив непосредственное общение с Богом, погрузился в пелену мрака. И ему предстояли в течение многих веков поиски Бога.

История религии, начиная  с ее самых простых, примитивных  форм, представляет собой этот длинный  путь человеческого богопознания.

На базе такой установки  в религиоведении сформулировалась теория «прамонотеизма», суть которой  сводится к положению, что во всех существующих многообразных верованиях, в том числе верованиях самых  отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого  Бога-творца. Эта вера извилистыми  историческими путями продолжает свое движение и получает свое полное развитие в монотеистических религиях. Конечный же путь этого движения представляет собой христианство. Все предшествующие формы религии представляют собой  ни что иное, как подготовительные формы на пути человечества к «истинной  религии». На таких принципах и  по такой схеме строится изучение всей истории религии в работах  религиоведов, опирающихся на богословско-теологическую  традицию.

Иную трактовку возникновения  религии дает наука. Вопрос о сверхъестественном источнике религии остается «за  скобками» научного подхода. Наука  рассматривает религию как важный составной элемент культуры и  применяет к изучению вопроса  о ее происхождении все научные  методы исследования. Научные методы базируются на фактах. Эти факты  в данном вопросе поставляют различные  исторические науки: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание  и т. д.

Исторические факты свидетельствуют  о том, что на протяжении длительного  времени около полутора миллионов  лет происходил процесс становления  человечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Но примерно 35—40 тысяч лет назад завершился формированием  современного типа человека, человека рода Homo sapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к общению с помощью языка, регулировал свои отношения на основе определенных социальных норм.

Археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей, что при захоронении соблюдались  определенные обряды: тела умерших  покрывали красной краской —  охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами  также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными  в звериные шкуры, а иногда — как  полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны  выводы, что в этот период истории  можно говорить о существовании  религии.

Итак, можно согласиться  с мнением ученых, что религия  существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек  разумный, но человечество само сформировалось в процессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как  часть человеческой жизни, его культуры. Далее научный исторический подход требует рассматривать все явления  и процессы, как имеющие какое-то начало, стадию возникновения. И, естественно, встает вопрос' как же возникла религия? Археологических и этнографических  фактов для ответа на этот вопрос явно недостаточно. И здесь наука вступает на зыбкую почву, а ученые вынуждены  прибегать к гипотезам, предположениям, для подтверждения которых недостаточно эмпирического материала. Поэтому  все существующие теории возникновения  религии носят вероятностный  и в значительной мере умозрительный  характер.

Тем не менее попытки представить  логику возникновения религии имели  место. И мы попробуем совершить  историческую реконструкцию этого  процесса, исходя из определенных методологических установок - Первое — религия, как  следует из вышеизложенного, предполагает функционирование в социальном взаимодействии символов. Второе — основной принцип  этой реконструкции состоит в  признании положения, что возникновение и развитие любого элемента культуры может быть объяснено из содержания общественно-исторической деятельности и общения человека. В нашем случае это означает необходимость выявления в системе общественно-исторической деятельности и общения таких моментов и характеристик, которые при определенных предпосылках могли и реально сформировались в систему условно-символических действий, иначе говоря, сформировали и запустили в социальное взаимодействие символические формы.

Общественно-историческую деятельность и общение невозможно рассматривать  как какое-то слитное, одноуровневое  образование. В ней всегда имеется  определенный уровень дифференцированности и структурности. По крайне мере, во всякой деятельности содержатся такие  необходимые фазы как подготовительная и реализующая, момент целеполагания  и момент материального воплощения. Деятельность принимает общественно-исторический характер в том случае, если в  ее процессе осуществляется закрепление  и передача опыта от одного индивида другому, от одного сообщества другому, от одного поколения другому.

Каждая из этих фаз, моментов, стадий общественно исторической деятельности и общения имеет собственный  смысл и содержание, носит относительно самостоятельный характер и уже  в этом заложена возможность выделения  каждой из фаз, моментов, стадий в самостоятельный  вид деятельности, имеющий собственную  форму существования и движения. В свою очередь, относительно самостоятельная  форма существования и движения создает предпосылки для развития условного, символического элемента каких-то сторон совокупной деятельности, превращения  этих сторон в мнимую деятельность, носящую в определенной мере условный характер. Это осуществляется в том  случае, когда в совокупной общественно-исторической деятельности в какой-то ее момент определенные стороны утрачивают свое содержательное значение, т.е. перестают быть нацелены на достижение конкретного материального  результата. Поскольку эти моменты деятельности больше не входят в структуру реальной материально-практической деятельности, постольку они объективно приобретают характер мнимой деятельности и общения, т. е объективно они в определенной мере приобретают условный, символический характер.

Определенная символизация этих моментов деятельности происходит потому, что выключаясь из непосредственного  производственного процесса, опосредованно  они продолжают функционировать  в нем, и имеют реальное, а не мнимое значение в рамках совокупной общественно-исторической деятельности и отношений. Однако при этом меняются социальные функции данных моментов деятельности. Из функции по непосредственному  производству материальных благ они  переходят в функцию целеполагания, закрепления и передачи опыта  и в этом качестве начинают функционировать  как относительно самостоятельные  виды деятельности. Развитие относительной  самостоятельности таких моментов деятельности как целеполагание, закрепление  и передача опыта и следует  рассматривать как этап становления  условно-символического элемента, этап становления символов. Рассмотрим же как этот процесс происходил в  истории.

Исходным пунктом в  процессе формирования символа выступают  целесообразная предметно-историческая деятельность и отношения людей  первобытного общества, которая осуществлялась в форме собирательства, охоты, земледелия и т. д. Эта деятельность отражается в сознании людей, вырабатывая определенные идеальные продукты, закрепляющиеся в системе совокупной общественно-исторической деятельности, в формах опыта, навыков, привычек, приемов действий, поведения.

Одним из основных видов  практической деятельности первобытного человека была охота. Необходимым условием успешной охоты было как знание повадок, привычек и внешнего облика животных, так и умение использовать это  знание на практике, вырабатывать приемы охоты, в которых бы аккумулировалось это знание. Одним из таких приемов, которым человек научился в процессе самой. охоты было подражание повадкам и внешнему облику животных с помощью маскировки. В современной религиоведческой и этнографической литературе именно маскировка рассматривается как первичная стадия формирования символа, так как в такой ее разновидности как ряжение под животных уже имеется определенный условный элемент, зачатки символизации действия.

В контексте же нашего анализа  на этой стадии генезиса символа важно  подчеркнуть, что материальные интересы и потребности заставили людей  тщательно готовиться к охоте  и привели к возникновению  маскировки как приема охоты —  особого вида целесообразной практической деятельности, включенной в процесс  материально-практической деятельности, но имеющей относительно самостоятельную  форму существования и движения. Следовательно, уже на этой ступени  возникла возможность обособления  одной из сторон общественно-исторической деятельности, а именно, ее подготовительной фазы в относительно самостоятельный  вид деятельности.

Информация о работе Происхождение и ранние формы религии