Происхождение и ранние формы религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии…………………………………………………………………………….5
2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ«Происхождение и ранние формы религии».docx

— 47.72 Кб (Скачать)
">Как отмечал российский этнограф Л. Штернберг: «У первобытного человека фетиши встречаются везде: они встречаются  на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят в виде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, или  наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняют водоемы рыбой, ловят  и наказывают воров, придают храбрость, приводят в смятение неприятеля и  т. д.» Одной из разновидностей фетишизма  является идолопоклонство. Идол — это  материальный предмет, которому придана  форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой  воздействия.

 

 

Анимизм

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этнографом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культура». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие верования, связанные с тотемизмом и фетишизмом, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система  верований и символических действий, которая, как и все другие верования  и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании  самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных  соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы  склонны объяснять появление  этого мира духов вполне естественными  причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком  целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов  и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали  его чувственные восприятия. Эти  восприятия заставляли его прийти к  заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется  еще ряд таких же реальных, как  и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное  существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также  явления сопутствующие смерти —  кровотечения, последний вздох и  т. д.), привели к мысли, что функциями  жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся  жизнь человека. Эти души могут  быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание  составляют видимые части или  функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все  признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов развитие анимистических верований привело  к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие  было признано, что и одухотворяет его. Таким образом, первоначально  душа мыслилась как некая телесная сила: кровь, колебания воздуха и  т. д. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как духовная субстанция.

Культ Богини-матери

Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а  то, чем располагают учёные, может  послужить основой лишь более  или менее достоверных гипотез.

У народов, сохранивших пережитки  отдалённых неолитических времён, практически  повсеместно встречается культ  всеобщей Матери.

У Маори она именуется  Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно – матерью зверей и людей. Кетское  женское божество Томам подобно  эвенкийской Бугады Энинитын.

 В Индии она известна  под именами Шакти и пракрити. В одном древнем индийском  тексте она прямо связывается  с ростом и рождением. А на  одной печати из Хараппы можно  рассмотреть изображение женщины,  из лона которой поднимается  растение.

В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти  у всех культурных народов периода  начала письменности. «Та, которая рождает  плоды земли», - египетская Исида, малоазиатская  Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе – Деметра, карфагенская Танит, сидонская  астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая  накормить весь мир, - всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова «Мать-земля» имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу «Хозяина неба».

Богиня-Мать правит всеми  природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погружённое в землю; она вселяет любовь в людей  и животных, ей поют песни птицы  в дни весеннего ухаживания. По её мановению распускаются цветы  и наливаются плоды. Её радость –  это радость всего живущего; её глаза смотрят на нас с небесной лазури, её рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в  дуновении весеннего ветерка.

Все женские божественные лики – разновидность единой богини, и эта богиня – женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.

Богиня-Мать – всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла  представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов. 

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, культ Богини-матери характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, христианское причастие — отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические действия — составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эдуард Тейлор, известный  английский исследователь первобытной  культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых  совсем не было бы никаких религиозных  понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано  огромное количество мифов самых  различных народов мира, автор  сделал вывод: нет, наука не знает  таких племён.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 – 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в  распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические  находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне  от так называемых цивилизованных народов  и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч  лет назад. Хотя иногда их называют «дикими», но человек конца ХХ столетия, окружённый могучими техническими приспособлениями, порой завидует «дикарю», беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны  – всех этих «прелестях» цивилизации.

Во всяком случае, именно у народов по сей день сохраняющих  в целом примитивный уклад  жизни логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно  придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов  по земле человек всегда ощущал рядом  с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек  и не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился  понять объяснить мир, в котором  жил.  Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесением человеком своих собственных  свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые  существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и  совершенно особыми, непонятными и  не доступными людям свойствами. Огонь  обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появляются ростки, крепли, становились  деревьями, - значит, кто-то заботился  о том, чтобы вырастить для  них съедобные плоды, кто-то населил  земли, воды и небеса животными рыбами и птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времён, просто не мог не ощутить не зримо  присутствующую в мире силу, от которой  зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в  лице Богини – Матери.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. М , 1967.
  2. Мифы народов мира. Т 1, 2. М, 1968.
  3. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
  4. Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1980.
  5. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1969.
  6. Фрэзер Дэк. Дж. Золотая ветвь. М., 1967
  7. Штернберг Л. Я. Первобытная религия. М., 1936.

Размещено на http://www.allbest.ru/

 


Информация о работе Происхождение и ранние формы религии