Происхождение и состав Библии. Отношение к Библии различных религиозных направлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Греческое слово „та библиа" означает множественное число от слова >,библос" — книга. Библия — это целая библиотека древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем
Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. - II в. н. э.) десятками и сотнями известных или неизвестных авторов; сюда еще надо добавить редакторов и обработчиков этих книг в разных веках истории, вплоть до IV в. н. э.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 

Библейские крылатые слова


В поте лица (тяжким трудом). 
"В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая 

Вавилонское столпотворение 
(в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском "столпотворение" - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9). 

Валаамова ослица. 
Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22,21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. 

Валтасаров пир 
(беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара, таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит. 

Вернуться на круги своя 
(возвращение к началу какого - либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1,6) (по церковнославянски - "на круги своя"). 

Власть предержащие. 
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога" (Рим. 13,1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По церковнославянки высшим властям - властем предержащим". Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству. 

Власть тьмы (торжество зла). 
"Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы" (Лук. 22,53) - слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу. 

Внести свою лепту (внести посильный вклад). 
Лепта - мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4). 

Во главе угла (главное, приоритетное). 
"Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7). 

Возвращение блудного сына. 
Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32). 

Волк в овечьей шкуре 
(лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7,15). 

Врачу, исцелися сам. 
Церковнославянский текст выражения: "Врач! исцели Самого Себя" (Лук. 4,23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя. 

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). 
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл. 3,1 - 8 ). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания. 

Выпить чашу до дна(претерпеть испытание до конца). 
"Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51,17). 

Всякой твари по паре. 
Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1 - 8 ). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании. 

Глас вопиющего в пустыне. 
Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40,3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв. 

Гога и Магога нечто страшное, свирепое). 
Гог - свирепый царь царства Магог (Иез. 38-39; Откр. 20,7). 

Голгофа 
- место, где был распят Христос. "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его" (Иоан. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение "крестный путь" - путь Христа на Голгофу. 

Голубь мира. 
Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения. 

Грехи молодости. 
"Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи!" (Пс. 24,7). 

Да минует меня чаша сия. 
"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матф. 26,39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне распятия. 

Дом, построенный на песке(нечто зыбкое, непрочное).
"А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Матф. 7,26-27). 

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. 
Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6- 8 ). 

Жнет, где не сеял 
(пользуется плодами чужого труда). "Жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал" (Матф. 25, 24). "Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял" (Лук. 19,21). 

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). 
Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18,12-13; Лук. 15,4-7). 

Запретный плод. 
Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17). 

Зарывать талант в землю 
(не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. 

Земля обетованная 
(благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. "И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную" (Исх. 3, 8 ). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9 ). 

Змий - искуситель. 
Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая. 

Золотой телец(богатство, власть денег). 
Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32,1-4). 

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). 
"Довольно для каждого дня своей заботы" (Матф. 6,34). По церковнославянски: "Довлеет дневи злоба его". 

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). 
"Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?" (Матф. 16,3) - упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба. 

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). 
Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2,16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя "Ирод", как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: "Голиаф" - великан, "Иуда" - предатель, "Каин" - братоубийца. 

Ищите и обрящете. 
В переводе с церковнославянского языка означает - "ищите и найдете" (Матф. 7,7; Лук. 11,9). 

Камень преткновения (препятствие на пути). 
"И будет Он ... камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7). 

Камни возопиют (крайняя степень негодования).
"И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лук. 19,39-40). 

Камня на камне не оставить(разрушить до основания).
"Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа. 

Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). 
"Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21). 

Книга за семью печатями (нечто недоступное). 
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5,1-3). 

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других).
Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22). 

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). 
Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2,31-35). 

Корень зла (источник зла). 
"Как будто корень зла найден во мне" (Иов. 19,28). "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1-е Тим. 6,10). 

Кто не со мною, тот против меня.(Кто не с нами, тот против нас.)
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матф. 12,30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счет: "От Бога отстал - к сатане пристал". К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл. 

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. 
"Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52). 

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее).
"Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Ис. 28,16). 

Кто не работает, тот не ест. 
"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фее. 3,10). 

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого).
Искаженное понятие церковнославянского текста: "Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется" (Пс. 32,17), что означает: "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею". 

Манна небесная (неожиданная помощь). 
Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31). 

Мафусаилов век (долголетие).
Мафусал (Мафусаил) - один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5,27). 

Мерзость запустения(крайняя степень разорения, грязь).
"И на крыле святилища будет мерзость запустения" (Дан. 9,27). "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы" (Матф. 24,15-16). 

Не метайте бисера вашего перед свиньями("перед свиньями бисер не мечут",понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл).
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Матф. 7,6). По церковнославянски жемчуг - бисер. 

Не ведают, что творят. 
"Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23,34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: "Отче отпусти им, не ведят бо, что творят". 

Не от мира сего. 
"Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8,23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18,36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам. 

Не сотвори себе кумира. 
Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5, 8 ). 

Не судите, да не судимы будете. 
Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. , 7,1 ). 

Не хлебом единым. 
"Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной. 

Невзирая на лица. 
"Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1,17). "Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак. 2,1). 

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего).
Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3,2). 

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). 
Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26). 

Нет пророка в своем отечестве. 
"Никакой пророк не принимается в своем отечестве" (Лук. 4,24). "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем" (Матф. 13,57; Марк. 6,4). 

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). 
"Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф. 

Ничтоже сумняшеся. 
Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь. 

Нищие духом. 
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5,3). Одна из девяти Евангельских заповедей блаженства. Нищие духом - смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста - "смиренномудрые". В настоящее время выражение употребляется совершенно в ином смысле: ограниченные люди, лишенные духовных интересов. 

Око за око, зуб за зуб. 
"Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20), а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21 - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование "око за око" как призыв к мести. 

От лукавого 
(лишнее, ненужное, сделанное во вред). "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5,37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося. 

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего).
Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13,24- 30; 36-43). 

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием).
"А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой. 

Первым бросить камень. 
"Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8,7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен. 

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). 
"И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4). Орало - плуг. 

Питаться медом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). 
Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и акридами (саранчей) (Марк. 1,6). 

Плоть от плоти (родственная близость). 
"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2,23). 

По букве и духу. 
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2-е Кор. 3,6). Употребляется в значении: отнестись к чему - либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении: формальность, противоположная сущности, смыслу, употребляется выражение "мертвая буква". 

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби).
Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2,12); "... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел" (Есф: 4,1). 

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел).
Из библейского повествования о сотворении мира: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2,3). 

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). 
Савл был ярым гонителем первых христиан, но после того, как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства - апостолом Павлом (Деян. 9,1-22). 

Прилип язык к гортани(потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). 
"Язык мой прильпнул к гортани моей" (Пс. 21,16). 

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора).
"И будешь ... притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28,37). По церковнославянски "у всех народов" - "во всех языцех". 

Продать за чечевичную похлебку(поступиться чем - либо важным ради мелкой выгоды).
Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25,29-34). 

Путеводная звезда 
- Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность. 

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных)
- часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26,33). 

Скрежет зубовный. 
"Там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12) - слова Иисуса триста об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость. 

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим).
"Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Луки 16,13). 

Служить маммоне(чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах).
"Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6,24). Маммона - богатство или земные блага. 

Смертный грех. 
Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить. 

Содом и Гоморра(распущенность, а также крайняя неразбериха). 
Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19,24-25). 

Соль земли. 
"Вы - соль земли" (Матф. 5,13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие - лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты. 

Суета сует. 
Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!" (Еккл. 1,2). 

Тайна сия велика есть. 
Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему - либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле. 

Терновый венец (тяжкие испытания). 
Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Матф. 27,29; Марк. 15,17; Иоан. 19,2). 

Тридцать сребренников (символ предательства).
За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15). Сребренник - древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам. 

Труба иерихонская (не в меру громкий голос) .
Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6). 

Тьма кромешная (символ ада). 
"А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная". 

Умывать руки (устраниться от ответственности).
"Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9). 

Фарисейство(лицемерие).
Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44). 

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). 
Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3,7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела. 

Фома неверующий (сомневающийся человек) . 
Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение. 

Хлеб насущный (необходимое пропитание).
"Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 - из молитвы Господней. 

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). 
Из библейского повествования о всемирном потопе: "Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Быт. 7,11). По церковнославянски "окна" - "хляби". 

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). 
"Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16, 8 ). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32,10). 

 

 

Библия как культурно-исторический памятник

Заключение


 

Введение

"Вдумчивому человеку, - писал протоиерей Александр Мень (Э. Светлов),- трудно найти в духовной жизни людей фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы, живёт она неразрывно с человеческим духом и мировой культурой".

Библию от. Александр, наряду с египетскими храмами и вавилонскими гимнами, Парфеноном и русскими иконами, называет среди ценностей, которые "коренятся в религии" и " вносят в земную жизнь высший смысл".

Задачи нашей работы не совпадают с задачами экзегетики* и заключаются в том, чтобы показать непреходящее культурно-историческое значение Библии для человечества; причём, независимо от того, какую религию исповедуют люди или и вовсе являются атеистами. В студенческом реферате по основам религиоведения Библия не может быть исследована и оценена как священное писание, что по определению московского митрополита Филарета (Дроздова), данному в середине XIX в., означает: "Книги, написанные духом божиим через священных от бога людей, называемых пророками и апостолами". Библия будет рассматриваться нами как "важное историко-культурное явление, заслуживающее внимательного и заинтересованного исследования". Более двадцати лет назад известный советский востоковед И.М. Дьяконов заметил, что "мы лучше всего поймём древнееврейскую ("библейскую") литературу, если раз и навсегда откажемся расценивать её – в позитивном или негативном смысле – как какое-то особое, уникальное, то ли боговдохновенное, то ли созданное намеренно для одурачивания народных "масс" писание, а будем рассматривать её как то, чем она является, - одной из ряда литератур Древнего Востока, типологически с ним сходной, не более и не менее религиозной, чем другие, и в целом не более и не менее реакционной или прогрессивной, чем другие".

Актуальность темы очевидна и, прежде всего, с позиций возрождения нравственности и духовной культуры в российском обществе, как, в прочем и с познавательной точки зрения.


 

Библия как культурно-исторический памятник

Библия: композиция, периодизация, язык

Как следует из самого названия, "Библия" (греч. "книги") не являются одним цельным произведением. Это сборник различных сочинений числом более шести десятков (а вместе с неканоническими* книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг,1 условно называемых "Книгами", значительно различающихся между собой как по объёму, так и по времени составлению, содержанию, жанру и стилю, написанных разными авторами.

В христианской Библии выделяются две крупные части: Ветхий завет (древнеслав. "Древний союз" или "Древний договор") и Новый завет.

Ветхий завет является вероисповедной основой двух религий: иудаизма и христианства. Ветхий завет стал священным писанием древнееврейской религии, Новый завет – христианства. Но поскольку христианство во многом сложилось на основе иудаизма, его последователи по традиции признавали священным писанием так же и Ветхий завет. И до сих пор все христианские церкви считают священным писанием всю Библию, в то время как иудее признают только Ветхий завет.

Традиционно книги Ветхого завета подразделяют на три "разряда":

1. "Закон" (в иудаизме – "Тора" - "учение" или "закон");

2. "Пророки" и

3. "Писания".

В "Закон" входят 5 первых книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

"Пророки" (древнееврейск. небийм) делятся на первых или старших и на последних или младших, которые, в свою очередь, подразделяются на "великих" и "малых". Еврейская современная (т.н. масоретская) Библия к "великим" относит 3-х пророков: Исаию, Иеремию, Иезениля; и их книги наряду с книгами 12-ти "малых" пророков относит к разделу "Пророки"**

Христианская Библия включает в раздел "Пророки" и Книгу Даниила (которого относит к "великим"), а так же и так называемые "исторические" книги: Книгу Судей, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон книги Ездры и Неемии)2 тогда как масореты* Книгу Даниила, книги Ездры и Неемии, Летописи (1 и 2 Паралипоменон)**наряду с Псалмами, Притчами, Иовом, Песнью Песней, Руфью, Плачем Иеремии к разделу Писания.

Перечисленные выше книги Ветхого завета считаются каноническими (от канон – греч. "правило"; в данном случае, правило, которое церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих) как в иудаизме, так и во всех христианских церквах. Кроме них есть ряд других сочинений, "книг", которые иудейские богословы вообще не считают священными писаниями и не включают в свою Библию, а некоторые из христианских церквей включают либо в качестве "богодухновенных"***(католическая церковь), либо в качестве "душевнополезных" (православная церковь).

Канонические книги более древние, написаны в XV-V в.в. до Рождества Христова (до н.э.); неканонические – в IV-I в.в. до Р.Х.

Почти все сочинения, вошедшие в состав Ветхого завета, были написаны на древнееврейском языке и лишь несколько мест в них – на родственном ему арамейском языке. Первым собирателем книг считают Ездру (V в. до Р.Х.). В III в. до Р.Х. – I в. Р.Х. ветхозаветный канон приобрёл тот вид, который существует в современной Библии.

В III-II в.в. до н.э. был сделан перевод Ветхого завета на греческий язык. Этот перевод был сделан для александрийских евреев и иудеев, живущих вне Палестины, которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески, но. Как сказано в Предисловии к Книге премудрости Иисуса, "находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои права к тому, чтобы жить по закону".

Библейские книги на латинском языке были известны уже в конце II в. по Р.Х. В конце IV- начале V в.в. их перевели заново, этот перевод под названием "Вульгата" получил широкое распространение в Католической Церкви.

Переводу Библии на славянский язык начат был в IX в. Кириллом и Мифодием. Современная славянская Библия представляет собой перепечатку Елисаветинского издания 1751-1756 г.г.

На русский язык Библия переведена в середине XIX в. Канонические книги переводились с еврейского малоретского текста с дополнениями и вариантами из Септуатинты, а неканонические – с греческого, за исключением Третьей книги Ездры, переведённой с латинского, т.к. этой книги нет ни в еврейской, ни в греческой Библии. Русская православная Библия содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого завета.

Новый завет включает в себя 27 книг: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна (евангелие – греч. "благая весть", "благовествование").

За евангелиями следует небольшое сочинение Деяния Апостолов. Затем Послание Апостолов; их -21, из них первые 7 называются соборными, потому что адресованы от Иоанна, Иуды) всем христианским общинам. Остальные 14 носят название Посланий апостола Павла и адресованы либо какой-нибудь одной общине (например, Послание к римлянам), либо к какому-то отдельному лицу (например, Послание к Тимофею).

Заканчивается Новый завет Откровением Иоанна Богослова или Апокалипсисом (греч. "откровение").

Последовательность появления книг Нового завета не совпадает с той, в которой они располагаются в каноне и которая отстаивается христианской традицией. Первым во второй половине 69-начала 69 г.г. появилось откровение Иоанна; в конце 90-х г.г. I в. и в начале II в. – некоторые из Посланий; во второй четверти II в. – Евангелие; в начале второй половины II в. – Деяния и остальные послания.

Проблемы авторства и датировки большинства библейских книг ещё очень далеки от окончательного решения. Однако в общем можно считать научно установленным, что древнейшие тексты, вошедшие в состав Ветхого завета, относятся к XIII – XII в.в. до н.э., а самые поздние – по II в. до н.э. Что касается Нового завета, то он создавался ещё позже – в I – II в.в. н.э. таким образом, в общей сложности Библия складывалась на протяжении почти 1500 лет.

Библия: культурно-историческое значение

Знаменитый французский историк религии Эрнест Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами: "Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в результате которого благороднейшая часть человечества перешла от старых религиозных форм, известных под неопределённым именем идолопоклонства, к новой, основанной на единстве Божества…".

Ниже Ренан даёт предельно краткий, но удивительно ёмкий анализ языческих религиозных верований, которые у одних народов "не прошли далее веры в кудесников", либо приводили "к бесстыдным сценам бойни", или не выходили из фетишизма. Даже при "блестящих цивилизациях, развившихся в отдалённой древности в Китае, Вавилоне и Египте" религия "не имела… никакого влияния на направление великих человеческих течений", а религия "Вавилона и Сирии никогда не освобождалась от основ странной чувственности", оставались "школами разврата, где только лишь благодаря поэтическому проникновению открывались порой блестящие просветы в мир божества".

Далее Ренан делает потрясающе точный вывод: "никакой великой нравственной мысли не могло выйти от рас, униженных вековым деспотизмом и привыкших к учреждениям, которые лишали личность свободы действия".

"Явление на свет" поэзии души, веры, свободы, частности, самоотвержения" Ренан связывает с "двумя великими расами – индоевропейской и семитической.*

По убеждению Ренана, именно "расе семитической принадлежит слава создания религии человечества". Конечно же, речь здесь идёт о христианстве, но Ренан пишет: "Закон или Тора, написанная в глубокой древности на каленных скриженах и приписанная … Моисею, был уже тогда кодексом монотеизма и заключал … могучие зародыши общественного равенства и нравственности".

"Центральная доктрина иудаизма, - пишут авторы одного из современных учебников, - вера в единого бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору".

Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского. Приблизительно во второй половине II-го тысячелетия до н.э. наряду с разложением родового строя у части семитских племён на смену распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.

Информация о работе Происхождение и состав Библии. Отношение к Библии различных религиозных направлений