Сектанство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Описываются различные види сект, их влияние, способы "заманивания" и т.д. Рассказывается и про состояние человека, входящего в различного рода секты.
В данном реферате выясняется, по какому признаку образуются секты, в связи с какими событиями это может быть связано, что может являться последствиями

Содержание

Введение ___________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика ________________________________ 4
1.1 Происхождение и определение сектантства ______________ 4
1.2 Религиозная секта как вид социальной общности __________ 5
1.3 Политическое сектантство_____________________________ 8
Глава 2. Сектантство в Беларуси________________________________ 11
Заключение _________________________________________________ 16
Список литературы _________________________________________ 17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Национальный  банк Республики Беларусь

УО  «Полесский государственный  университет» 
 
 

Кафедра биотехнологии 
 
 
 

 

по дисциплине

«ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 
 
 

на тему «СЕКТАНТСТВО» 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 1 курса

                  гр. ЭУП 1021113

                  Экономического  факультета

                  Новосёлова  Н.В.

                  Преподаватель:

                  Кравцова  В.Н. 
                   
                   

Пинск 2010

Содержание: 
 

Введение ___________________________________________________   3

Глава 1. Общая характеристика ________________________________   4

    1. Происхождение и определение сектантства ______________   4
    2. Религиозная секта как вид социальной общности __________   5
    3. Политическое сектантство_____________________________   8

Глава 2. Сектантство в Беларуси________________________________  11

Заключение _________________________________________________  16

Список  литературы _________________________________________  17 

 

ВВЕДЕНИЕ:

     На  мой взгляд, актуальность темы исследования заключается в том,  что процессы, происходящие в современном мире, в нынешней Беларуси и России, сложившаяся  социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность  во многих случаях государственных  структур решать поставленные перед  ними задачи, способствуют поляризации  и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной  направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям  и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится  найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при  этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию. Развитие сектантства - это объективный  процесс, связанный с духовными  и материальными интересами и  потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии  и отсутствие общегосударственной  национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить  представители различных сект, которые  получили широкое распространение  как в России, так и в Беларуси в последние годы.

     Говоря  о родной стране, хочу отметить, что  эта проблема касается каждого гражданина, ведь угроза сектантства может затронуть  любого из нас.

     Вместе  с вышесказанным, сектантство - это сложный и противоречивый, уникальный социальный феномен. С одной стороны - не вызывает сомнений, что социальная напряженность в современном мире вызвана, в том числе и деятельностью организаций и групп, являющихся сектами. С одной стороны, некоторые исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) высказывают мысль о том, что в определённые исторические периоды социальной эволюции, секты выполняют в обществе позитивную роль. Например, секты, возникшие в Европе в период Реформации, выполняли, по их мнению, функцию генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя - капитализма, и как следствие оказали положительное влияние на стремительное развитие науки и искусства. С другой стороны же наоборот. Одна из ветвей традиционного ислама (ваххабизм) являлась одним из основных источников распространения терроризма на Северном Кавказе. Примером социально опасной деятельности сект является также организация газовой атаки в токийском метро в марте 1995 г. и других терактов представителями секты АУМ Синрикё, именующих себя «буддийской общиной».

      В данном реферате я попытаюсь выяснить, по какому признаку образуются секты, в связи с какими событиями  это может быть связано, что может  являться последствиями.  

Глава 1. Общая характеристика

    1. Происхождение и определение сектантства.

   Сектантство (лат. secta - школа, учение, от sequor - следую) - религиозные объединения, обучением и обрядами отличаются от господствующих религиозно-церковных организаций. Секты, состоящие преимущественно из бывших верных главной церкви, которые, покинув ее, находятся зачастую в острой к ней оппозиции.  
Сектантство возникло как форма демократического движения, выражавшего в религиозной оболочке социальный протест против господствовавшего строя, но в ходе общественного развития переродилось в своеобразные буржуазные церкви (на Западе - преимущественно протестантские играющие) глубоко реакционную роль в современном обществе.

   Поначалу  сектантство выражало социальный протест  против господствующего класса и  было демократическим движением  под религиозной маской. Верующих объединяли идеи равенства и борьбы с господствующим строем. В докапиталистических  сектах не было обязательных догм или  обрядов, не было и высшего духовенства. В Римской империи именно в  сектах в начале нашей эры сформировалось христианство. Мессианские секты  объединяли под флагом христианства рабов и представителей других бесправных обществ. Позже христианство само превратилось в государственную религию, от которого самого уже позднее, в Средние  века, отделялись свои секты, противостоящие христианству. В период Реформации именно эти секты составили основу народного движения, которое прекратило абсолютную власть католического христианства.

   Еще позже сектантство эволюционировало в особую форму церкви – буржуазную, например, протестантскую, и утратило свой первоначальный смысл, заняв реакционную  позицию в обществе.

   Другие  религии также не избежали формирования сект. Зачастую, таким образом народ выражал возмущение не только существующим строем, но и протестовал против эксплуатации, иноземных захватчиков и других обстоятельств. Например, ветвь индуизма – брахманизм – возникла, когда свободные общинники стали разоряться в результате образования государства и становления классов общества. Иудаистские секты – ессеи, сикарии и т. п. – были ответом на гнет римской и местной знати, рабство и социальное неравенство. Более поздние секты иудаизма, например саббатиане, франкисты, хасиды, выражали недовольство феодальным строем.

   Секты, возникшие на основе ислама, были также  направлены против феодализма. Это  исмаилиты, подсекта исмаилитов – карматы, хариджиты, которые появились в  Средние века, ваххабиты, махдисты, бабиды в исламе нового времени.

   Основным  недостатком сектантства была его  ограниченность. В результате в сектах вскрывались внутренние противоречия, и происходило их оцерквление. Во многом его развитие зависело от развития капитализма в различных странах, а также сохранения пережитков в менталитете населения, экономике, социальной жизни и политическом строе. Например, в XVII-XIX веках сектантство в развитых западных странах уже практически утратило свою политическую роль, превращаясь в церковные формации, тогда как в России в это же время оставалось демократическим движением в силу сохранения в России крепостнического строя. Секты же на капиталистическом Западе, трансформировались в буржуазно-протестантские церкви и по сей день довольно успешно проповедуют эсхатологию, мистико-экстатические учения и хилиазм, к которому относятся адвентисты и иеговисты. Среди самых известных в Европе и Америке оцерковленных сект в наше время – методисты, баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники и квакеры.

1.2.Религиозная  секта как вид  социальной общности

     Религиозная секта в докапиталистических  формациях - вид социальной общности, которая сплачивала верующих на основе равенства, единства чувств, убеждений  и борьбы (облекавшейся в религиозные  формы) с господствующими классами. Секты обычно не имели своего аппарата духовной власти, общеобязательных догматических  систем, устойчивой обрядности. В мессианских  сектах, распространённых в Римской  империи в первые века н. э., формировалось  христианство как религиозно-общественное движение рабов и других бесправных слоев населения, которое после  ряда модификаций стало государственной  церковно-организованной религией. Позднее, в средневековье, от христианской церкви отделялись секты, ставшие ей враждебными  и влившиеся в Западной Европе в период Реформации в народное движение, которое положило конец безраздельному господству католицизма. В других религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест народных масс против классовой эксплуатации и иноземного господства. Так, секты брахманизма отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования классовых государств. Ранние секты иудаизма (ессеи, сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнётом римской и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеодальными по своей социальной направленности были секты исмаилитов, карматов, хариджитов и др. в средневековом исламе; ваххабитов, махдистов (см. Махди), бабидов (см. Бабизм) - в исламе нового времени; саббатиан, франкистов, хасидов - в иудаизме нового времени. Однако в силу ограниченности сектантство как религиозные формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нём элементов в ходе исторического развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутренние противоречия, происходит «оцерковление» Сектантства. Эволюция социальной роли сектантства и его форм зависела от путей развития капитализма в отдельных регионах и странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политическом строе и общественном сознании. Так, в общественно-экономических условиях России 18 - 2-й половине 19 вв. сектантство продолжало оставаться выражением политического протеста, в то время как в развитых капиталистических странах Запада оно всё меньше играло роль демократического движения, всё больше эволюционируя в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на З. к новым условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей. В области религиозных воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию, хилиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатические формы культа (пятидесятники). Наиболее распространёнными формами сектантства (точнее, «оцерковленных» сект) во 2-й половине 20 в. в Европе и Америке являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты («свидетели Иеговы»).

     В развитых капиталистических странах  сектантство, отвлекающее народные массы от политической борьбы, подменяющее социальный протест религиозным утешением, имеет реакционный характер. В колониальных и зависимых странах в ряде случаев сектантство переплетается с народно-освободительной борьбой против колониализма. Так, в Южном Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939-45 «синкретические секты», сочетающие некоторые черты христианства, буддизма и даосизма. 
  Сектантству в России предшествовали антифеодальные еретические движения 14-16 вв. После возникновения во 2-й половине 17 в.
раскола в конце 17 в. появляется секта христововеров (хлыстов). Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатическим культом. Т. н. священные, а тем более церковные книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия явилась секта скопцов, появившаяся в конце 18 в. и проповедовавшая крайний аскетизм. 
  В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышло учение «духовного христианства», которое вскоре после своего возникновения разделилось на две группы:
духоборы и молокане. «Духовное христианство» звало к устроению на земле «царства божия», основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов «духовного христианства» наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего учения клали Библию, в толковании которой у них имелись элементы рационализма. В начале 19 в. в их среде выделился «донской толк», пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопического социализма. В 30-50-х гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны. В середине 19 в. на юге Украины возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80-90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на «Большую партию», объединявшую трудовые низы духоборов, и «Малую партию», состоявшую преимущественно из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно суровых по отношению к духоборам, значительная часть их была вынуждена эмигрировать в Канаду в 1898-1900.

     С конца 60-х гг. 19 в. в Россию проникает  баптизм, а в 80-х гг. 19 в. - адвентизм. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых районов - Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в северо-западных и центральных  губерниях распространяется разновидность  баптизма - евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церковный строй и придающие своим учениям характер догматических систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелического исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религиозными течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократических элементов. Они стали просто небольшими религиозными организациями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и государственные преследования сектантов в дореволюционной России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В конце 19 - начале 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религиозное трезвенничество.

     Накануне  Октябрьской революции 1917 в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Руководители сектантства встретили Октябрьскую революцию враждебно, боролись против Советской власти в годы Гражданской войны 1918-20. Некоторые секты оказывали сопротивление коллективизации сельского хозяйства, выступали против многих мероприятий социалистические государства. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от государства и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равное положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в середине 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюционным временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности - молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли основную массу последователей. Наблюдавшийся в начале 40 - начале 50-х гг. рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты «Общество свидетелей Иеговы» (преимущественно в западных областях Украины и Беларуси), затем приостановился. В социально-демографической структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производительном труде. Хотя в современном сектантстве и идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т. д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению современных сов. людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от «мирской» жизни, психология избранничества. Для идейного развития советского общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религиозного мировоззрения, в том числе от сектантства  

       Социалистические революции в  других странах Европы и Азии  подорвали социальные корни религии  и сектантства. Однако в ряде социалистических стран сектантство является и ныне одним из наиболее живучих религиозных пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается контингент молодёжи в сектах, значительная часть последователей современных сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производительном труде, преимущественно женщины.

Информация о работе Сектанство