Сектанство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Описываются различные види сект, их влияние, способы "заманивания" и т.д. Рассказывается и про состояние человека, входящего в различного рода секты.
В данном реферате выясняется, по какому признаку образуются секты, в связи с какими событиями это может быть связано, что может являться последствиями

Содержание

Введение ___________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика ________________________________ 4
1.1 Происхождение и определение сектантства ______________ 4
1.2 Религиозная секта как вид социальной общности __________ 5
1.3 Политическое сектантство_____________________________ 8
Глава 2. Сектантство в Беларуси________________________________ 11
Заключение _________________________________________________ 16
Список литературы _________________________________________ 17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

     1.3 Политическое сектантство

      «Интернационал был учрежден для того, чтобы заменить социалистические и полусоциалистические секты действительной организацией рабочего класса для борьбы. Первоначальный устав и Учредительный Манифест сразу же указывают на это. С другой стороны, Интернационал не смог бы упрочиться, если бы сектантство не было уже разбито ходом истории (Выделено мной - С. Р.). Развитие социалистического сектантства и развитие действительного рабочего движения всегда находятся в обратном отношении друг к другу. Секты имеют свое (историческое) оправдание до тех пор, пока рабочий класс еще не созрел для самостоятельного исторического движения. Как только он достигает такой зрелости, все секты становятся в сущности реакционными».

               Письмо Маркса к  Ф. Больте от 23 ноября 1871 г.

     Если  применить данное утверждение Маркса к современным реалиям, то необходимо добавить, что социалистические секты  характерны еще и тогда, когда  рабочий класс даже перезрел для  политической борьбы, но в силу сложившихся  обстоятельств он еще не в состоянии  сломить господство капитала. На сегодняшний  день таким обстоятельством является всеобщая реакция, наступившая в  результате поражения социализма в  СССР и в большинстве стран  социалистического лагеря. После  относительно неудачной попытки  похоронить империализм в ХХ веке, рабочее движение стремительно пошло  на спад и сегодня как никогда  нуждается в предварительной  организации. Вопрос в том, какую  форму приобретет эта организация? На мой взгляд, ответ на него лежит не в плоскости теории, а в плоскости практики. Другими словами сама история, сама действительность нам подскажет. При этом принципиально важно не давать поспешных ответов, так как зачастую они приводят к попыткам подогнать существующее положение вещей под заранее заготовленную схему. На каждом переходном историческом этапе, и особенно при поражении социализма, необходимо сверять старые теоретические выводы с фактами реальной жизни.

     «Жизнь  дала нам совершено новую ситуацию. Главная ошибка, которую революционеры  делают, это то, что они смотрят  назад, на старые революции. Жизнь же дает слишком много нового, которое  необходимо внести в общую цепь событий» (В. Ленин «Петроградская общегородская конференция РСДРП (б)»).   

     Характерная особенность коммунистического  движения в Беларуси, Украине и еще нескольких республик СССР - это его отсутствие, которое неизбежно порождает две крайности. Первая крайность существует в форме партий парламентского типа, представляющие собой исключительно «левый» фланг буржуазии, вторая - в форме левацких сект. Разбор первой крайности не входит в формат статьи, поэтому останавливаться на нем нет смысла. В свою очередь, левацкие секты являются подтверждением недоразвитости рабочего класса в организационном плане. В таких случаях Ленин говорил, что не признавать того, что есть - нельзя, ибо оно само заставит себя признать.

     Следовательно, необходимо признать, что при отсутствии самостоятельного рабочего движения, организация пролетариата не может  быть массовой, поэтому наличие левацких сект вещь закономерная. Это еще  подтверждается неоднократными попытками создания партии ортодоксально-марксистского толка на протяжении нескольких лет. Все они заканчивались очень печально: вместо массовой организации получалась одна большая секта. Ее внутренний принцип работы был весьма далек от демократического централизма и представлял собой «механическое» соединение мелких фракций, работающих в автономном режиме. Разумеется, получить что-либо продуктивное от такой формы организации было весьма сложно.

     Во  время поиска пути преодоления сектантства  в коммунистическом движении, необходимо  учитывать два момента. Во-первых, исследовать любое явление конкретно-исторически, то есть в развитии, а во-вторых, помнить, что рабочее движение в Украине неотделимо от мирового коммунистического движения. С этими обстоятельствами соглашаются практически все, но при этом зачастую о них забывают. Поэтому, когда мы задаемся вопросом: почему у нас ничего не получается в создании левой (не говоря уже о коммунистической) организации, то в первую очередь необходимо учитывать то факт, что эпицентр классовой борьбы переместился совершенно на другой континент. Этим континентом, без сомнения, является Латинская Америка.

     Разумеется, там, где наблюдается подъем социалистического  движения вопрос о создании массовой организации вообще не стоит, потому что сектантство уже разбито  самим ходом истории. Так называемый «левый поворот» в Латинской Америке  уже столкнулся с более серьезной  проблемой. Я бы охарактеризовала ее как процесс отставание теории о  практики. На сегодняшний день в  странах Латинской Америки наблюдается  острый дефицит теоретиков способных  осмыслить происходящие там социальные процессы. Если в ближайшее время  не решить эту проблему, то «социализм ХХІ века» может столкнуться  с огромными трудностями на пути своего развития. Можно с уверенностью заявить, что пренебрежение теорией  и исторической практикой представляет собой опасность ничуть не меньшую, чем военные базы США.

     Ленин как-то сказал, что разоблачение капиталистов есть первый шаг к их обузданию. Это  разоблачение необходимо осуществлять всеми возможными способами с  помощью студенческих кружков, общественных организаций, профсоюзов и т. д. В  условиях отсутствия пролетарского  движения, задача создания политического  субъекта усложняется еще и тем  обстоятельством, что в рабочей  среде господствует буржуазное сознание. Здесь массово распространился  оппортунизм, социал-демократизм, национал-государственный  патриотизм, анархизм и пр. Поэтому, на мой взгляд, теоретическая работа является приоритетной на пути возрождения  революционного движения. В подтверждение  чего привожу слова Маркса из уже  упоминавшегося письма к Ф. Больте: «Там где рабочий класс еще недостаточно развил свою организацию, чтобы начать решительный поход против коллективной власти, т. е. политической власти господствующих классов, его нужно во всяком случае подготовлять к этому при помощи постоянной агитации против этой власти и при помощи враждебной позиции по отношению к политике господствующих классов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Сектантство в  Беларуси

     По  данным Информационно-консультативного Центра им. преп. Иосифа Волоцкого при  Минском Епархиальном Управлении за последние 15 лет в Беларуси появилось  более 370 сект, культов, новых религиозных  движений (НРД), каждое из которых может  иметь от одного до нескольких сотен  филиалов в различных населенных пунктах страны. Подавляющее большинство  из них возникло на территории стран  ближнего и дальнего зарубежья. Так, в Беларуси действуют американские, японские, российские, французские, корейские, китайские, вьетнамские, немецкие, украинские, австрийские, африканские, иранские и  др. секты и культы. Разнообразие стран их происхождения дополняется  пестротой проповедуемых ими  религиозных воззрений. Для ориентации во всем этом многообразии НРД можно  использовать классификацию, до определенной степени их структурирующую.

     Подавляющее большинство всех классификаций  сект и культов берет за основание  так называемую «общую направленность секты». Под общей направленностью  чаще всего понимаются географическое происхождение, религиозные корни  организации и основные черты  ее настоящего вероучения. Классификации  этого типа просты, достаточно наглядны и весьма удобны для создания общего представления о множестве форм нетрадиционной религиозности. Так, большую  часть НРД, действующих в Беларуси, можно отнести к следующим  сектантским направлениям или течениям.

     Астрологические центры – организации и частные  лица, занимающиеся выработкой и распространением «знания» о влиянии небесных тел (звезд, планет, комет и т.д.) на жизнь  и судьбу человека и общества. Основной вид деятельности заключается в  обучении астрологии и составлении  индивидуальных и групповых гороскопов. В Беларуси помимо астрологов индивидуалов, занимающихся частными астрологическими консультациями и курирующих астрологические  колонки в СМИ, действуют следующие  астрологические организации: авестийская  школа астрологии, центры «Калагия», «Шахревар», «Сириус», подводный клуб, школа «Митры», клуб «АстраМир» и  др.

     Движение  Новой Мысли – движение независимых  организаций, объединенных учением  о возможности достижения любых  идеалов: исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического  и психического совершенствования  посредством постижения «науки»  правильного мышления о самом  себе и окружающем мире. Официально движение основано в Америке в 1859 году. Наиболее известными в мире группами являются Церковь Новой Мысли, Христианская наука, Наука Разума, Религиозная  Наука и др. В Беларуси действуют  следующие группы движения новой  мысли: Клуб «Новое мышление», организации  последователей Хосе Сильвы и Луизы  Хей. 
Коммерческие культы – группы многоуровневого маркетинга, получающие прибыль в первую очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. Организация в целом, ее основатель, распространяемая продукция, а также методы и формы работы группы наделяются особыми качествами и свойствами, далеко выходящими за границы их реальной ценности, значимости и компетенции. К коммерческим культам, действующим в Беларуси, относятся Гербалайф, ИПСУМ, Фонд «Женщины мира в политике и бизнесе».

     Неоязычники – группы, пытающиеся реконструировать древние дохристианские, политеистические религиозные верования, обычаи и  обряды в их первоначальном виде или  с привнесением в них каких-либо новых компонентов. К белорусским  языческим организациям можно отнести  Центр эктнокосмологии «Крийя», Центр «Даратэя», Орден Славянский Круг, Белорусский Экологический  Союз. Из российских языческих организаций  на территории Беларуси в разное время  действовали Партия Арийского Единства, Всеясветная Грамота, Инглиистическая  Церковь, Союз Венедов и др.

     НЛО культы – разделяются на два главных  крыла: религиозное и светское. В  основе религиозных НЛО культов  лежит учение об инопланетянах и  их ключевой роли в прошлом, настоящем  или будущем всего человечества (например, происхождение человека от инопланетян, спасение ими человечества в случае глобальной экологической  катастрофы и т.д.). Часто постулируется  необходимость религиозного поклонения пришельцам из космоса. К религиозным  НЛО культам в мире относятся: Небесные врата, Общество Этериуса, Раэлиты  и др. Светские НЛО культы занимаются любительским изучением НЛО и  аномальных явлений и распространением о них информации в СМИ. В Беларуси действуют только светские НЛО культы, к которым относятся Центр  «Теллур», Клуб «Фенид», Комитет по проблемам энергоинформационного  обмена в природе и др. Официальной  датой первого наблюдения НЛО  считается 24 июля 1947 года.

     НРД восточной ориентации – религиозные  организации, отколовшиеся от какой-либо из традиционных религий востока  или воспроизводящие с различной  степенью точности их вероучение и  культовую практику в своей деятельности. В зависимости от конкретной религиозной  традиции, являющейся источником вероучения, организации этого типа, действующие в Беларуси, можно отнести к:

  • ·буддийским НРД: центр Карма Кагью, центр дзен-буддизма; 
    ·даосским НРД: центр «Целительное Дао»;
  • ·индуистским НРД: Общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Сахадж Марг, Сатья Саи, Сахаджа Йога, Сообщество «Свет Кайласы», Шри Чайтанья Гаудия Матх, Искусство жизни, Центр пробуждения мира, Шри Чайтанья Сарасват Матх и др.;
  • ·мусульманским НРД: ахмадия, бахаи, ваххабиты; 
    ·сикхийским НРД: Сант Тхакар Сингх, последователи Бабаджи; 
    ·синтоистским НРД: оомото.

     Оккультно-мистические  НРД – весь спектр религиозных  организаций, претендующих на преемственное  или приобретенное право хранения, воспроизведения и распространения  элементов вероучения и ритуальной практики одной из оккультно-мистических, эзотерических традиций мира (герметической, гностической, каббалистической, розенкрейцеровской, теософской и др.). В Беларуси действуют следующие группы этого типа: международная академия эзотерических знаний, последователи учения Рерихов и Е.П. Блаватской, фонд «Духовное возрождение», школа Арканов, школа четвертого пути, НПА «Орион» и др. 
Псевдо-психологические – организации, оказывающие весь спектр психологических услуг, но не имеющие при этом необходимой академической подготовки и пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками. К псевдо- психологическим культам, действующим в Беларуси, относятся СИНТОН, Фонд «Весна Жизни», Ассоциация Свободного Дыхания, объединение Росток, Академия Золотова и др.

     Псевдохристианские  НРД - религиозные организации, имеющие  в основании христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием «новых откровений», полученных основателями организации. НРД этого типа признают Библию, но в случае ее сравнения  с творениями или откровениями основателей, предпочтение отдается последним. К  псевдохристианским организациям в  Беларуси можно отнести мормонов, христадельфиан, поместную церковь, богородичный центр, свидетелей Иеговы и др.

     Сатанизм  – выделяется два основных направления: молодежный и рационалистический сатанизм. В первом случае сатанизм практикуется подростками от 13 до 25 лет и понимается как символ восстания против любого типа власти. Вера в дьявола и  поклонение ему сопровождается особо  богатой внешней символикой. Именно молодежный сатанизм ответственен за поджоги церквей, осквернения кладбищ, убийства животных и людей. В рационалистическом сатанизме полностью отсутствует  характерная символика и какие-либо формы религиозного поклонения. Бог  рационального сатанизма – сам  сатанист, не признающий никаких иных авторитетов, кроме самого себя. В  Беларуси наибольшее распространение  имеет молодежный сатанизм. Наиболее опасным представляется последовательный рациональный сатанизм.

     Синкретические  культы – религиозные организации, смешивающие элементы вероучения и  ритуальной практики традиционных религий  мира и различных оккультно-мистических  учений в единую исповедываемую ими  религиозно-символическую систему. К синкретическим культам, действующим  в Беларуси, можно отнести ОЕДК «Возрождение» (русское язычество, индуизм), Движение Объединения (христианство, даосизм, корейские народные верования), Великое Белое Братство (христианство, буддизм, индуизм, теософия), Церковь  Последнего Завета (индуизм, православие, язычество, рерихианство) и др. 
Утопические культы – религиозные организации, стремящиеся к построению идеального общества посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении, и помимо вероучения формирующих индивидуальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения. Особенностью многих современных утопических культов является их «экологическая» направленность. В Беларуси культы этого типа находятся на ранних этапах своего развития. К ним можно отнести экопоселения последователей Анастасии и Щербовское братство.

     Христианские  секты – религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные положения традиционных христианских церквей (православной, католической, лютеранской), но претендующие на восстановление первоначального христианства I-III веков  нашей эры и не учитывающие  при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития. К христианским сектам, действующим  на территории Беларуси, можно отнести  пятидесятников, баптистов, церковь  Христа (бостонское движение), мессианских  евреев и др. 
Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства – организации и частные лица, предлагающие весь спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на физическое и психическое здоровье человека, а также «магических» методов прояснения и коррекции его взаимоотношений с окружающими людьми (снятие и наведение порчи и сглаза, диагностика и «исцеление» болезней, гадание, заговоры, биоэнергокоррекция, чистка кармы, ясновидение и т.д.). К белорусским организациям этого типа относятся Салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, центр «Агния» и др. Кроме того, документально установлена деятельность в Беларуси 215 магов, целителей, экстрасенсов и колдунов, работающих в одиночку. Чаннелинг – (от англ. channel – канал), способность человека служить каналом связи с потусторонним миром и получать разнородную информацию преимущественно религиозного содержания. Источником информации может быть все, чему возможно приписать степень разумности (ангелы, гномы, демоны, предки, античные боги, растения, геометрические фигуры и т.д.). Вокруг «откровений» и информации, получаемой контактером, организовывается, как правило, группа. В Беларуси действуют следующие организации, основанные на чаннелинге: «Эказон- ДС», Служители Бога Живого, Центр здравия и чести, последователи «Откровений ангелов-хранителей» и др.

Информация о работе Сектанство