Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно.

Работа содержит 1 файл

впинывание в религиоведение.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Икономия допускает отклонения от канонических предписаний, не влекущие за собой подрыв догматических основ вероучения. Так, например, ради неверующего супруга, нежелающего вступать в церковный брак с христианкой, последняя, живущая с ним ради любви, не обвиняется в грехе, но признается супругой. Или солдату, уходящему на войну, может быть разрешено обвенчаться даже во время Великого поста.

Противоположное понятие: Акривия – способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения;

2) икономия Божия, Божественное Домостроительство - учение о действии Бога в отношении созданного Им мира и человека.

 

КАТЕХИЗИС (греч. kathcsiV – поучение, наставление) – краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов. Предназначено для начального религиозного обучения верующих. В Русской Православной Церкви носит название катихизис. Одним из наиболее авторитетных в православии является катихизис, составленный митрополитом Филаретом (17 в.). Существуют также католические и протестантские К.

 

КЛЕРИКАЛИЗМ

Активную социально-политическую церковную позицию принято описывать  при помощи термина «клерикализм» (от позднелат. clericalis – церковный). Клерикализм предполагает усиление значения и роли церкви в политической и общественной жизни. Клерикализм использует в своих целях не только разветвленный церковный аппарат, но и различные клерикальные организации и партии, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации.

 

Ковенант - (от английского covenant — соглашение, договор), название соглашений или союзов сторонников Реформации (антикатолическое движение в Европе, положившее начало протестантизму) в Шотландии, заключавшихся в 16—17 вв. для защиты кальвинистской церкви (направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.) и независимости страны. Первый "К." относится к 1557; "К." 1581 утверждал кальвинистскую церковь в качестве государственной церкви в Шотландии. Подписание в 1638 шотландскими пресвитерианами (осн. – Джон Нокс) Национальной К. (в ответ на попытки Карла I унифицировать по английскому образцу церкви Англии и Шотландии) знаменовало начало борьбы шотландцев против абсолютизма Стюартов. В 1643 в ходе Английской буржуазной революции 17 в. английский парламент и шотландские пресвитериане заключили союзный договор "Торжественную лигу и ковенант", предусматривавший введение в Англии пресвитерианства и совместную борьбу с роялистами. С конца 1647 союз английских и шотландских пресвитериан, превратившихся в контрреволюционную силу, стал препятствием для дальнейшего развития революции.

 

Конфессия – (от лат. признание, исповедование) то же, что вероисповедание. 1) Принадлежность к какой-либо религии, церкви, секте, деноминации; 2) Религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структур (особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения).

Пример: Православие, Католицизм и Протестантизм

 

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – главный вид религиозной деят-сти; религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием. Разновидностями К.р. являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, предметов охоты, заклинания духов, культ животных (зоолатрия), культ царя, культ предков, камлания и др. (в религиях на ранних стадиях развития); богослужения, обряды, праздники, молитва, исповедь, пост, паломничества и др. (в развитых религиях). Субъектом К.р. может быть религиозная группа или верующий индивид. Религиозная группа состоит из небольшой части осуществляющих управление – жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др., и большинства лиц, действующих как соучастники и исполнители. Средствами культовой деятельности являются: церковное здание, молитвенный дом, искусство религиозное (живопись, скульптура, музыка), различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, мандала, четки и т.д.). Результатом культовой деят-сти является удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, катарсис, сплочение религиозной группы. В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы.

Лаицизм (от греч. "лаикос" – народный)— французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества. Основное требование этого движения — устранение влияния религии в различных сферах общества. В широком смысле этого слова лаицизм — движение за освобождение общества от влияния религии. Само понятие лаицизм фактически ничем не отличается от секуляризации, однако оно имеет большую национальную специфику. Термин лаицизм наиболее распространён в современной Франции, а также других франкоязычных странах и регионах (Бельгия, Швейцария, Канада) где принципы лаицизма часто приводятся для обоснования запрета на использование любых ярко религиозных символов в образовательных учреждения (это касается как демонстрации христианских крестов, так и ношения хиджаба и др

МАГИЯ – совокупность представлений и обрядов, в основе к-рых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира особыми способами, отличными от повседневной практической деят-сти. Истоки этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны англ. этнографом Б. Малиновским (1884-1942) в его работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский пришел к выводу, что сфера М. – это деят-сть в условиях повышенного риска. М. приходит на помощь человеку, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь сверхчеловеческих сил и совершать магические действия. Вера в магию  возникла вследствие представлений человека о причинности: «После этого значит вследствие этого».

Современные этнографы  классифицируют М. по методам и по целям воздействия. По целям воздействия  М. делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.п. Обычно магические приемы совершали специально подготовленные люди – колдуны, чародеи и шаманы, к-рые пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей. На более поздних ступенях исторического развития они были оттеснены на задний план жрецами и священнослужителями. С возникновением развитых религий их профессия была демонизирована, а сами они подвергались преследованиям.

Заклинание не следует путать с  молитвой, т.к. последняя – это  просьба, унижение, а заклинание – это требование. Впрочем, такая позиция характерна для Фрэзера и ранних религиоведов. М. Мосс заявляет, что на самом-то деле маги, имея дело, например, с демонами, не всегда требовали.

Наиболее полно структуру магии  отразил М. Мосс в своей работе «Набросок общей теории магии». Магические обряды можно поделить на вербальные и операционные. Операционные – на симпатические, очистительные, обряды жертвоприношения. Основные три симпатических закона магии: вещи, которые пришли когда-то в соприкосновение, продолжают влиять друг на друга и позднее; подобное вызывает подобное, противоположное вызывает противоположное.

 

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ - архаическая форма осмысления действительности. Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяется образ и предмет, субъективное и объективное. Нерасчлененный коллективизм первобытного общ-ва переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой общине, путем олицетворения, антроморфизма, аниматизма.

 

Мифология – (от греч. Предание, сказание)

1) Фантастическое представление  о мире, свойственное человеку  архаики, как правило, передаваемое  в форме устных повествований  – мифов, а также собрание древних историй о Богах и героях.

2) Мифологическая форма сознания

   3) Наука, изучающая мифы.

 

В основе мифа лежит стремление понять мир, упорядочить его и избавиться от хаоса окружающей действительности.

 

Теории мифа:

Прагматическая – Э. Дюркгейм, считал, что в основе мифа лежит солидарность (индивиды мало отличаются друг от друга. Будучи членами одного и того же коллектива, они похожи друг на друга, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и то же священным.).

Символическая – Эрнст Кассирер (символизм мифа восходит, по Кассиреру, к тому, что конкретно-чувственное (а мифологическое мышление именно таково) может обобщать только становясь знаком, символом; конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становится знаком других предметов или явлений, т.е. их символически заменять (связано с особой логикой мифа). Мифическое сознание напоминает поэтому код, для которого нужен ключ).

 

Мифология выражает мировоззрение, миропонимание  людей архаики.

Свойства мифа:

Миф – это рассказ, где реальное сопрягается с фантастическим.

Содержание мифа воспринимается буквально, миф ничего иного, нежели то, что в нем есть, не содержит.

Миф не чувствителен к законам противоречия, исключенного третьего.

Особая  логика мифа: неразличение части и  целого.

 

Мифы бывают космологические и эсхатологические – о начале всего и о конце  всего. Бывают антропогонические мифы – о происхождении человека.

 

Мифология как наука

Научный подход к мифологии возник в Эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 века мифология занималась только мифами античности. Изучалась такими исследователями, как Мюллер, З. Фрейд, Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, Э. Тайлор.

Неверно говорить, что миф характерен только для  человека архаики. Миф современной жизни был хорошо изучен в работе Ролана Барта «Миф сегодня». Функция мифа здесь заключается в естественном деформировании информации. Мифологизированный мир всегда в порядке и, таким образом, не требует никаких изменений. Поэтому его используют буржуи, чтобы сохранить свое господство.

 

 

МОНАШЕСТВО (греч. один, одинокий, живущий уединенно) – группа последователей той или иной религии, принципом жизни и деятельности к-рых является обособление от мира. Институт М. имеется в буддизме, христианстве (католицизме и православии), исламе и др. религиях. Для М. характерно резкое противопоставление «мира» как места суеты, временности, неистинности и церкви, религиозной, и прежде всего монашеской, общины как сферы служения Богу, поисков спасения, вечности и бессмертия. С этим противопоставлением связан особый акцент на дуализме человеческой природы – души и тела. Тело рассматривается как внешняя временная оболочка, несущая на себе бремя тягот существования в «мире». Отсюда вытекают требования самоотречения во имя служения Богу, Церкви, Учению, Будде, Аллаху и т.д. Поведение монаха регулируется, уставом монашеской общины. Устав включает, с одной стороны, специфически интерпретируемые нормы религиозной, морали, среди к-рых особое значение имеют самоотречение, самосозерцание, молитва, медитация, безбрачие, отречение от благ мира, аскеза и т.д.; монахи должны принимать соответствующие обеты. С др. стороны, устав определяет принципы организации монашеской общины, структуру ролей, подчинение и соподчинение. Большая часть монахов реализует свое призвание в монастырях, в то же время немалое их число избирает путь индивидуального жительства и подвига.

Монашеские нищенствующие ордены: доминиканцы, францисканцы и мн. др.

 

ПАНТЕИЗМ (греч. pan – все и JeoV – бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности, учение, обожествляющее Вселенную, природу. Термин «пантеист» введен Дж. Толандом (в нач. XVIII в.). Пантеистические учения классифицируются по-разному. Наиболее распространено деление на мистический и натуралистический П. Согласно мистическому П., все существующее, мир и человек, заключены, растворены в Боге; мир есть следствие эманации божества, при этом Бог выше мира. Этот род П. близок к теизму. Натуралистический П. сближает Бога и мир до полного их слияния, отождествления; Бог, понимаемый как безличный мировой дух, движущий принцип материи, или как единая субстанция, растворяется в природе. Понятие Бога лишается признака сверхъестественного; признается вечность и бесконечность природы, отвергаются креационизм и иерархизм, понятия чуда, загробной жизни. Природа рассматривается как причина самой себя (Спиноза), как созидательная сила, действующая по естественным законам. Такой род П. сближается с материализмом. В эпоху феодализма П. выступает как оппозиция господствующему церковному учению. На П. опирались средневековые ереси, проповедовавшие идеи равенства сословии, ненужности церкви в деле спасения. Несмотря на разнообразие подходов к пониманию единства мира и Бога, на различие темпераментов последователей П. (неукротимость и страстность Д. Бруно, спокойная рассудительность Б. Спинозы, созерцательность И. В. Гёте и пр.), их объединяет чувство восхищения мощью и красотой бесконечно разнообразной природы, ощущение своей слитности с ней, способности проникнуть в ее тайны, в силу духовной общности с Богом-Природой или Природой-Богом.

Пантеизм имеет 4 основные формы:

  1. теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия = акосмизм (взгляды о ничтожности мира.)
  2. физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн);
  3. трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм (мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире);
  4. имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

Пиетизм – (от лат. благочестие) мистическое течение конца 17-18 вв., противостоящее протестантской ортодоксии, ставящее религиозные чувства выше религиозных догматов. В широком смысле под пиетизмом понимают религиозно-мистическое настроение и поведение. Пиетизм подчеркивает необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести "божественную благодать". Основатель — немецкий теолог Ф.Я.Шпенер. С 1670 проводил в своем доме  т. н. collegia pietatis ("школы благочестия", отсюда название движения "пиетизм"), собрания для чтения Библии, проповеди, поощрения благочестия и пробуждения живой деятельной веры, чуждой ортодоксального формализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"