Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:59, шпаргалка

Описание работы

АНИМАТИЗМ (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот англ. антропологом и религиоведом Р. Мареттом (1866– 1943) для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших племена тихоокеанского региона, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в мана – чудодейственную безличную силу. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских о-вов, распространяется в мире неравномерно.

Работа содержит 1 файл

впинывание в религиоведение.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Представители радикального пиетизма начала 18 века использовали логическую аргументацию для опровержения тезиса о всемирном господстве церкви. Для пиетизма характерен повышенный мистический энтузиазм, чрезвычайная озабоченность индивидуальным спасением и пренебрежение делами общества. Пиетизм вдался в религиозный фанатизм, требовал обращения к нему, отличался высокомерием, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т. п. почитались греховными. Вся жизнь христианина должна была проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло слащаво-мистический характер, благочестие сделалось шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям.

 

Пиетизм - мистическое течение, противостоящее ортодоксальному протестантизму:

- стремящееся к пробуждению  и обновлению религиозного чувства и углублению веры;

- отвергающее внешнюю церковную обрядность;

- подчеркивающее роль индивидуального переживания.

 

Провиденциализм – специфическая для теизма концепция, в сфере которой исторический процесс мыслится как реализация божественного промысла, имеющая своей целью спасение человечества; историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Концептуальные основы провиденциализма изложены в трактате Августина «О граде Божьем»: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Провиденциализм фундирован презумпцией непостижимости божественного промысла.

Провиденциализм делает  акцент на божественном провидении и отрицает эволюционное развитие исторического  процесса.

Прозелитизм (от прозелит, из лат. proselytus «обращённый», от греч. «обращённый, нашедший своё место»):

  1. стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.
  2. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям

Отсюда — прозелит чаще означает новообращённый.

Ритуал  – (от лат. ritualis обрядовый, ritus – торжественная церемония, культовый обряд) Священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. Система  ритуалов для поддержания сакрального порядка вещей является каркасом всех традиционных культур.

Обряд религиозный сопутствуют  верующему на протяжении всей его  жизни, причем подразумевается неукоснительное соблюдение строгого регламента их совершения. Будучи сами четко сконструированы, они структурируют жизнь социальной группы. Для христианства оказываются важны такие характеристики О., как его подготовленность, порядок и красота (Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя её, оказывает то или другое освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

 

САКРАЛИЗАЦИЯ (лат. sacer – священный – 1) В религиоведении С. - процесс распространения религиозного мировоззрения и мироощущения в личном и массовом сознании, рост влияния религии в системе общественных и частных отношений.2) Наделение материальных предметов, персон, действий, текстов, слов, речевых формул, норм поведения и пр. соответствующими данной религиозной системе значениями и свойствами, возведение их в ранг сакральных, священных, святых, отделение от светского и включение в систему культа. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались и специальные процедуры освящения (канонизация святых, таинство священства, освящение воды, хлеба и пр.). В ходе развития религии те или иные священные предметы, персоны, действия, тексты, речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из системы культа священное предание, иконы, святых, мощи, таинства и др.

Понятие "С." выражает представление  о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характеризуется  некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии, придающей человеческому действию священный смысл.

 

СЕКТА (лат. secta – образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление, путь, дорога; secaro - разделять) – малая группа верующих, обособляющихся от Церкви в связи с несогласием в полном объеме с общим церковным учением, избирая в церковной доктрине то, что соответствует умонастроениям членов секты. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, строгая внутренняя дисциплина, тенденция к изоляционизму, дистанцируется от церкви, мира, чтобы не дать раствориться найденной истине. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим, подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству (существует целый ряд фильтров и ограничений для вступления). Внутри складывается сложная психо-эмоциональная атмосфера, человек сам на себя накладывает ограничения. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы (деноминацию). Живет секта не больше 1-2-х поколений, затем начинается диффузия, размывание.

 

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (позднелат. saecularis – мирской, светский) – 1) Отчуждение собственности религиозной организации в мирское учреждение. 2) В западном католицизме отказ от духовного звания и церковной должности, связанный с переходом на светское положение. 3) Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из под влияния религии и церкви.

Ослабление влияния  религии выражается в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых функций, в отторжении или передаче церковной собственности в пользу государства или частных лиц, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства и морали и т.д. Особенно отчетливо обнаружилось ослабление влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки и совершения революций XVIII–XX вв. Осуществлялась конфискация церковной и монастырской собственности, в ряде стран церковь была отделена от государства, развивалось светское образование. Сформулирован принцип свободы совести, понимаемый как свобода религии, вероисповедания и даже – неисповедания никакой религии.

 

СОТЕРИОЛОГИЯ (греч. искупление, спасение) – теологическое учение об искуплении и спасении человека. Центральным моментом С. является представление о тяжком последствии для всего человечества грехопадения первых людей – Адама и Евы. Первородный грех столь тяжек, что избавить от него людей может только жертва Бога-Сына, к-рого Бог-Отец сознательно обрекает на смерть. Именно эта искупительная жертва, по христианскому вероучению, восстановила позитивную связь Бога с людьми, уверовавшими в Иисуса Христа, и через таинство крещения. открыла им путь к спасению.

 

СХИЗМА (греч. раскол) – термин обозначает церковное разделение и раскол. Термин «С.» был применен для обозначения раскола 484 г. в христианской церкви. Это т. наз. первая, или тридцатилетняя С., когда римская церковь прервала общение с Константинополем. Великая С. 1054 г. разделила православие и католицизм. В современном религиоведении и в сравнительной истории религий С. обозначает раскол религиозной общины или религиозного ордена.

 

СХОЛАСТИКА (лат. – учебный, школьный) – интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского верования.

Средневековая С. была предназначена для систематического, рационального обоснования истин веры. Опираясь на учения Платона, неоплатоников, отцов церкви, Аристотеля, С. решала теологические проблемы: защищала теизм, обосновывала идеи креационизма, провиденциализма, троичности Бога, двуединой природы Иисуса Христа, разрабатывала доказательства бытия Бога, проблему соотношения божественной и человеческой воли и т.д. Вместе с тем в рамках С. решались и собственно философские проблемы: соотношение общего и единичного, веры и разума, теологии и философии, сущности человека.

Периодизация С. не однотипна; распространено ее деление по следующим периодам: VIII–XI вв. ранняя С. (Ф.А. Алкуин, Иоанн  Скот Эриугена, Петр Дамиани, Ансельм  Кентерберийский и др.); XII–XIII вв. – средняя С., называемая иногда зрелой, или высокой (Пьер Абеляр, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Александр Гэльский, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дунс Скот); XIV-XV вв. – поздняя С., связываемая с кризисными явлениями в ней (Уильям Оккам, Альберт Саксонский, Николай Орезм, Жан Буридан и др.). Эволюция схоластики органично связана с эволюцией в средневековой  культуре образования и образованности. Зрелая схоластика связана с университетским образованием. Схоластика предполагает специальную школу, необходимо предваряющую занятия теологией.

 

ТЕИЗМ (греч. JeoV – бог) – специфический тип религиозного сознания, вероучение которого концентрируется вокруг Бога, как трансцендентного миру разумного начала, понятого в качестве личности.

Термин введен англ. философом Ральфом Кедвортом в 1743 г. Полагают, что Т., в строгом смысле слова, представлен в иудаизме, христианстве, исламе. Согласно Т., Бог – это абсолютное, всесовершенное Бытие и одновременно бесконечная Личность, духовно-личностная действительность, трансцендентная миру, творящая мир, находящаяся вне его и в то же время постоянно проявляющая активность внутри него (Промысел), часто находящую выражение в чуде. С таким понятием о Боге сопряжено представление о человеке как единстве тела («плоти»,. «тленности» ), души и духа («духовности», «нетленности»), человеке, имеющем потребность в единении с Богом, ищущем личностного контакта с ним (хотя самим человеком эта потребность может и не осознаваться). В отличие от политеизма и генотеизма, Т. монотеистичен (см. Монотеизм). Т. противостоит пантеизму, отрицающему личностность Бога, в той или иной форме отождествляющему Бога и мир, природу, деизму, отвергающему личностность Бога, идеи Провидения и чуда, панентеизму, стремящемуся объединить Т. и пантеизм с помощью идеи о пребывании в Боге нетождественного ему мира, атеизму, отрицающему бытие Бога.  В контексте теистических представлений Бог не только творит мир, но и продолжает свою активность в сотворенном мире. Таким образом, для теизма характерен провиденциализм. Теизм противоречит Деизму.

 

ТЕОДИЦЕЯ (греч. JeoV -бог и dikh – справедливость, т.е. богооправдание) – религиозно-философская концепция, отстаивающая правомерность и целесообразность существования зла в мире, созданном Богом – источником абсолютного добра. Элементы Т. встречаются в сочинениях многих крупных богословов средневековья и Нового времени. Термин введён Лейбницем в 1710 г. Зло в Т. выступает как благо для человечества, т.к. способствует воспитанию кротости, покорности, смирения и вместе с тем готовности людей встретить зло и преодолеть его во имя утверждения божественных идеалов добра; зло, т. обр., – орудие, к-рое использует Бог для испытания сил религиозной веры и нравственной стойкости верующих. В модернизированных версиях Т. уже существующие и новые проявления зла (обусловленные, напр., научно-техническим прогрессом и конкретно-историческими особенностями социального развития) призваны побудить человечество к консолидированным усилиям в утверждении общезначимых ценностей, гармонии в отношениях между религиями и народами.

    1. Интерпретация зла как посланного человеку испытания
    2. Трактовка зла как наказания человечества за грехи

 

ТЕОКРАТИЯ (греч. JeoV – бог и kratoV–власть) – в одном значении это абсолютная власть, господство Бога над родом человеческим, его историей, судьбой, будущим. Чаще термин «Т.» используется при характеристике форм государственного правления, когда власть находится у высшего духовенства, у главы церкви (т. е. отсутствует разделение духовной и светской власти) (жреческая власть в Древн. Египте, Древн. Иудее, власть высших лам в средневековом Тибете, араб. халифаты и пр.). Теократической являлась и является также власть папы римского, соединяющего духовные и светские функции правления.

 

ТЕОЛОГИЯ (богословие (рус. калька с греч.) – основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах учение о Боге, о его сущности и действии, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических религий – иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился в античной Греции и обозначал первоначально мифологические повествования о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а творцов этих поэм – Гомера, Гесиода, Орфея – называли теологами. Аристотель наименовал этим термином философское учение о Боге как «неподвижном Перводвигателе». Древн. учители христианской церкви вначале считали Т. лишь само Откровение, Священное Писание – слово о Боге и от Бога. Затем к Т., кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационалистическое учение о христианских истинах. И только в ХII–ХIII вв. этот термин закрепляется применительно к концептуализированному богословию. Однако прежняя традиция употребления термина нашла впоследствии выражение в выделении двух видов Т.: «богооткровенной Т.» и «естественной Т.». Потом стали различать «спекулятивную Т.» и «практическую Т.», говорить о Т., обращенной к мистико-аскетическому опыту и т.д. Поскольку Бог в теизме мыслится и как Личность, занятие Т. предполагает не только рациональное рассуждение, но и поиски личностного контакта, переживание общения с Ним. Т. не представляет собой единого учения, в каждой из теистических религий содержание и строение Т. варьируются в зависимости от принадлежности к тому или иному направлению, конфессии, вероисповеданию.

 

ТЕОСОФИЯ (букв. – божественная мудрость, богопознание) – мистическое учение, в к-ром обосновывается возможность непосредственного постижения скрытой от непосвященных таинственной реальности, божественных тайн с помощью мистического опыта (доктрина познания Бога, основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте). Элементы теософских идей можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале, неоплатонизме, гностицизме. Развитие Т. как самостоятельной дисциплины связано с именем. Е.П. Блаватской (1831-1891), основавшей в 1875 г. в Нью-Йорке «Теософское общество». Его девиз: «Нет религии выше истины».

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"