Средневековые ведовские процессы. Раскрыта ли тайна охоты на ведьм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:03, реферат

Описание работы

Средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Предлагаемая же статья делает попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей.

Работа содержит 1 файл

охота на ведьм. альтернативная точка зрения.docx

— 415.15 Кб (Скачать)

 

 Если предположить, что  средневековые истребители ведьм  и колдунов знали, с чем они  на самом деле сражаются, то  посчитаем логичным их стремление  как можно тщательнее изолировать  от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович  и Н. Сперанский) упоминают о  том, что ведьмы содержались  в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи  же в своих наставлениях предупреждают  об опасности близкого контакта  с ведьмами, а судьям рекомендуют  при допросах избегать прикосновения  колдуний. Хотя теологи и считали,  что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.

 

 Конечно, наибольшая  опасность заражения грозила прежде всего родственникам. Они же первыми могли заметить признаки страшного заболевания, и тогда страх за свою жизнь брал верх над любовью к ближнему. Недаром именно родственники часто (так говорят историчес кие документы) становились доносителями. Впрочем, даже такой шаг не отводил от них подозрения в приверженности ведовской заразе. Поэтому если хоть один из членов семьи был казнен по обвинению в колдовстве, то на всех остальных всю жизнь лежало подозрение. Иначе и быть не могло: инкубационный период лепры может составлять несколько лет, а следовательно, любой, кто общался с зараженным, внушал опасение. Нередко для подстраховки казнили всю семью разом.

 

 Всегда вызывала наибольший  ужас и рассматривалась как  дикий фанатизм казнь обвиненных  в колдовстве детей. В XV-XVII веках  на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий  пример дает город Бамберг,  где одновременно были преданы  огню 22 девочки от 9 до 13 лет. Как  уже говорилось, вера в колдовство  характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в  колдовстве детей отличает лишь  Западную Европу XV-XVII веков. Факт  в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый зараженный, взрослый  или ребенок, представляет опасность. 

 

 Иногда, очень редко,  с обвиняемого в колдовстве  снимали обвинения. Но и после  освобождения он оставался, по  сути, отверженным, подвергаясь строжайшему  карантину: ему запрещали входить  в церковь или отводили в  ней особое место; даже в  собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания  на случай возможной опасности  заражения. 

 

 Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, - стереотипный  образ колдуньи, созданный народным  сознанием. На костер всходили  люди без различия пола, возраста, социального пoложения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся".

 

 В медицинской литературе  именно так описывают больного  лепрой на последних стадиях  развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают  брови, ушные мочки увеличиваются,  выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты,  голос становится хриплым". Типичная  ведьма из сказки разговаривает  охрипшим голосом и имеет длинный,  резко выдающийся на лице нос.  Это тоже неслучайно. При лепре  "весьма часто поражается слизистая  оболочка носа, что приводит к  ее перфорации и деформации. Нередко  развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к  охриплости".

 

 Конечно, меня легко  упрекнуть в том, что гипотеза  не находит прямого подтверждения  в исторических источниках. Действительно,  нет и вряд ли когда-нибудь появятся документы, которые бы напрямую говорили об охоте на ведьм как о борьбе с прокаженными. И все же косвенные подтверждения этого можно обнаружить. Обратимся, например, к самому известному демонологическому трактату - "Молоту ведьм".

 

 Благочестивые инквизиторы  Шпренгер и Инститорис задают  в нем вопрос: могут ли ведьмы  наслать на людей разнообразные  заболевания, в том числе и  проказу. Рассуждая сначала о  том, что "имеется известное  затруднение, считать или не  считать возможным наслание ведьмами  проказы и эпилепсии. Ведь эти  болезни обычно возникают из-за  недостаточности внутренних органов", авторы "Молота" тем не менее сообщают: "Мы нашли, что эти болезни временами насылаются и чародеяниями". А окончательный вывод таков: "Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными".

 

 Есть примеры, когда  сами демонологи говорят о  ведовстве как о заразной болезни.  Итальянский теолог Гуаццо в  своем сочинении "Compendium malefikarum" отмечает, что "ведовская зараза  может часто передаваться детям  их грешными родителями. Каждый  день мы встречаем примеры  испорченности этой заразой детей".

 

 Огромный интерес при  изучении ведовских процессов  вызывают труды антидемонологов,  людей, которые в период всеобщего  страха перед ведьмами осмеливались  сказать слово в их защиту. Одной из таких редких личностей  был врач Иоганн Вейер, выразивший  свой взгляд на проблему ведовства  в сочинении "О проделках  демонов". В нем он полемизирует  с известными демонологами и старается доказать несостоятельность их воззрений. В чем же заключались последние? Как ни странно, один из них, Карпцов, считал, что "самим ведьмам и ламиям идет на пользу, если их как можно скорее предают смерти". Вейер полагает, что "аргумент Карпцова прекрасный довод, который мог бы оправдать убийство: что, если кто-нибудь из нас лишил бы жизни человека ничтожного, рожденного лишь поедать плоды, пораженного галльской болезнью, и объяснил бы свое деяние тем, что лучшим для него было бы умереть поскорее?"

 

 Очень любопытное замечание,  особенно, если учесть, что галльской  болезнью называли все ту же  проказу. Это позволяет увидеть  в словах Карпцова стремление  оправдаться перед собой и  обществом, уверить всех, что истреблением  ведьм-прокаженных выполнялась миссия  милосердия.

 

*

 

 Подведем итоги. Несмотря  на явный недостаток исторических  документов, можно все же говорить, что выдвигаемая гипотеза имеет  доказательную базу. Главное в  ней - наличие на телах всех  ведьм "дьявольских печатей", которые я отождествляю с лепрозными  поражениями. Возникает естественный  вопрос: а было ли у предшествующих  исследователей ведовских процессов  иное истолкование "печати дьявола"? Как ни странно, эти отметины  на теле не вызвали большого  интереса исследователей. Поиск  у ведьмы "дьявольских знаков" они приводят лишь в качестве  примера, иллюстрирующего дикость  средневекового духовенства и  властей, принимавших за "сатанинские  печати" обычные жировики, язвочки  и тому подобное.

 

 То, что ведьмы зачастую  не чувствовали боли от уколов, пытались объяснить нервным заболеванием  и экзальтацией, вызванной страхом, - колдуньи впадали в состояние  некого транса, подобного тому, который  наблюдается на сеансе гипнотизера.  Что же, вполне возможно. Однако  тогда нечувствительными становятся  либо все тело человека, либо  значительная его часть. Приведенные  же ранее факты говорят о  "дьявольском клейме" - небольшом,  строго ограниченном участке  кожи. "Если уколоть такое место  иголкой, то кровь не идет, и  нет ощущения боли, которая, однако, ощущается всеми частями тела", - пишет в своей работе Н.  Пшибытаевский. К сожалению, ни  в отечественной, ни в зарубежной  историографии нет ни одной попытки посмотреть на тождественность ведовских процессов и гонений на прокаженных. Пожалуй, лишь французский исследователь Ж. Ле Гофф в работе "Цивилизация средневекового Запада" рассматривает совместно категории прокаженных и ведьм. И тех и других он считает своеобразными "козлами отпущения", на которых общество возлагало ответственность за все проблемы и грехи. По словам ученого, "средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовалось почти осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться". Однако, объяснив гонения на ведьм и прокаженных одними и теми же причинами, сами эти категории Ле Гофф никоим образом не совмещает.

 

 Данный факт скорее  говорит в пользу моей гипотезы. Если бы из источников было  известно об одновременных гонениях  на больных проказой и процессах над ведьмами в том или ином месте Европы, тогда их пришлось бы признать двумя абсолютно разными явлениями. Но они не совпадают ни пространственно, ни хронологически, и тогда версия о том, что ведовские процессы - лишь прикрытие для борьбы с лепрой, не должна казаться столь уж странной.

 

Литература

 

http://www.nkj.ru/archive/articles/4778/

 

 Еще несколько лет  назад в книжных магазинах  нельзя было найти книг, посвященных  демонологии и борьбе с ведовством. Сегодня многие из них изданы.

 

 Шпренгер Я., Инститорис  Г. Молот ведьм. - М., 1991.

 

 Демонология эпохи  Возрождения. - М., 1995.

 

 Роббинс Р. Х. Энциклопедия  колдовства и демонологии . - М., 1996.

 

 Тухолка С. Процессы  о колдовстве в Западной Европе  в XV-XVII веках. - СПб., 1909.

 

 Канторович Я. Средневековые  ведовские процессы. - М., 1899.

 

             

По всей Европе начиная  с XV века                        Пытка и казнь ведьм. Миниатюра из

пылали костры святой инквизиции.                       швейцарской рукописи. 1514 год.

 

                                    

Клеймо дьявола ищут с  помощью             Орудия пыток (из книги Генри И. Ли 'История

прокалывания, которое делалось               инквизиции').

специальными иглами.

 

Все способы пыток, применяемых  в Германии в начале XVI века к колдунам и ведьмам. Старинная гравюра.

 

 

Ужасы инквизиции. Предположительно Самуэль Кларк. 'Martyrology', 1659 год.

 


Информация о работе Средневековые ведовские процессы. Раскрыта ли тайна охоты на ведьм