Становление психологии религии как отрасли религиоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить становление психологии религии как отрасли религиоведения и выявить применения данной науки в теории управления персоналом.

Задачи:
1. Определить сущность психологии религии.
2. Проанализировать историю развития психологии религии как отрасли религиоведения.
3. Рассмотреть работника как объекта психологии религии в теории управления персоналом.
4. Выявить влияние религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Становление психологии религии как отрасли религиоведения……….
1.1. Сущность психологии религии…………………………………………
1.2. История развития психологии религии как отрасли религиоведения………………………………………………………………..
2. Практическое исследование влияния психологии религии в управлении персоналом………………………………………………………
2.1. Работник как объект психологии религии……………………………..
2.2. Выявление влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами…………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_РАБОТА_религия.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

       Тема 1. Становление психологии религии  как отрасли религиоведения. 

 

       Содержание 

Введение……………………………………………………………………….

1. Становление  психологии религии как отрасли  религиоведения……….

1.1. Сущность  психологии религии…………………………………………

1.2. История  развития психологии религии как отрасли религиоведения………………………………………………………………..

2. Практическое  исследование влияния психологии  религии в управлении персоналом……………………………………………………

2.1. Работник  как объект психологии религии……………………………..

2.2. Выявление  влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами…………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………………...

Приложение…………………………………………………………………..

3

5

5 

10 

21

21 

24

28

29

31

 

       Введение 

       Актуальность темы исследования заключается в том, что значение психологии религии для общественной практики определяется тем, что атеистическое воспитание как неотъемлемая часть воспитания в целом опирается на закономерности психологии религии.

       Психология  религии занимает все больше места в современном мире. Ни для кого не секрет, что с вопросами веры мы постоянно сталкиваемся в своей повседневной жизни: от храмового Богослужения до соблюдения духовных традиций в быту, от желания различать истинную религию предков и откровенное сектантство до потакания элементарным суевериям.

       Традиция  сопоставления психологии и религии  имеет давнюю историю. Еще К. Юнг  указал на некоторую общность функций  психолога и священника. На Западе рождение практики психологической  помощи совпадает по времени с массовым отходом людей от Церкви; психология стала замещать и подменять трансцендентный аспект жизни человека. Но некоторое сходство, родство, тяготение друг к другу психологии и религии не означает их единой сущности.

       В любом современном обществе, в том числе и российском, религия представляет собой немаловажную часть жизни общества, влияние которой нельзя не учитывать.

       Поэтому важное значение имеет исследование какой-либо сферы управления персоналом с точки зрения психологии религии.

       Цель  исследования: изучить становление психологии религии как отрасли религиоведения и выявить применения данной науки в теории управления персоналом. 
 

       Задачи:

       1. Определить сущность психологии религии.

       2. Проанализировать историю развития психологии религии как отрасли религиоведения.

       3. Рассмотреть работника как объекта психологии религии в теории управления персоналом.

       4. Выявить влияние религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами.

       Степень изученности проблемы. Вопрос определения влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами на предприятии не рассматривался в литературе, что говорит о новизне исследования.

       В рамках «Психологии религии» основной круг целеполагания заключается в формировании новых сфер применения психолого-религиозных практик в управлении перосналом.

       Гипотеза исследования: предполагается, что религиозный сотрудник более ответственно подходит к свои должностным обязанностям, пунктуален, отчетливо выполняет все задания руководителя, в то же время как неверующий сотрудник часто опаздывает на работу, не исполнителен, постоянно находит причину для того, чтобы пропустить рабочий день. 

 

       1. Становление психологии религии как отрасли религиоведения 

       1.1. Сущность психологии религии 

       Психология  религии – направление религиоведения, возникшее в конце XIX века, использующее психологию как метод исследования религиозных феноменов.

       Психология  религии (religious psychology) – отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных религиозных течений в частности.

       Этот  раздел психологии исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души (набожность, благочестие и пр.), их роль в жизни личности, включая кризисные моменты.

       Психология  религии не занимается вопросами  объективного существования Бога, Его  благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует то, как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в их жизни.

       В первом приближении предмет психологии религии можно определить как  изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.

       Религия рассматривается психологией религии  как переживания индивида, как  фактор, способный влиять на переживания  и через них на действия индивида или какой-то группы людей.

       Психология  религии ограничивает свою задачу изучением  человека, изучением психического аспекта, субъективной стороны религии. Но при  этом сама религия остается социальным, «коллективным» феноменом, она не сводится к психическому и субъективному: индивидуальный религиозный опыт всегда опосредован для индивида — социально и исторически — той или иной традицией1.

       Иными словами, то, что индивидом воспринимается и обозначается как религиозное, зависит всегда от того понятия религии, которое вырабатывается и существует в том обществе, в котором живет индивид и которое он воспринимает в процессе обучения, т. е. от того образа религии, который существует в общественном сознании.

       Психика человека, психологические функции  и способности развиваются во взаимодействии индивида с социальной средой, т.е. психика в этом смысле есть социальный продукт. Эта посылка важна для решения не только вопроса о том, что есть религия с психологической точки зрения, но и вопроса о самой психике и о роли религии как социального фактора психической жизни личности2.

       Психология  религии рассматривает в качестве одного из важнейших факторов, формирующих религиозность индивида, религиозную общину. Она представляет собой особую социальную группу, в рамках которой людей объединяют отправление религиозного культа, общность верований. Индивидуальная религиозности питается извне, через механизмы социального влияния — такие, как традиции, институты, обычаи, привычки. В этом ряду стоит и религиозная община.

       Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают( Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства).

       Это относится к такому, например, показателю религиозности, как посещение церкви, участие в соблюдении обрядов, участие в богослужении.

       Социально-психологическая  интерпретация религии дает возможность  выявить важный аспект религиозности, связанный с тем, что поведение  человека определяется влиянием культурных «образцов». Эта возможность появляется благодаря тому, что современная психология религии преодолевает как традиционный подход — редукцию, сведение религиозности к чисто психологическому феномену, проявлению индивидуальной психологии, — так и сведение религии к социальной механике, игнорирующей в религии ее собственно психологическую компоненту.

       Такой подход все же и сегодня достаточно распространен. Его наиболее наглядно демонстрирует трактовка религии  в «поведенческой психологии» Б. Ф. Скиннера. Основываясь на опытах с животными, Скиннер разработал теорию «управляемого поведения». Поведением можно управлять, каким-либо образом поощряя нужный образ действий и тем самым формируя весь репертуар человеческого поведения. В работе «По ту сторону свободы» Скиннер определяет религию как «социальную систему усиления», которая управляет человеческим поведением с помощью «вербальных» усилителей. Эффективность религиозного управления поведением держится на воображаемом, мнимом контакте со сверхъестественным, от которого зависит вечное блаженство или вечное мучение, в будущем ожидающее человека в зависимости от избираемой им линии поведения. Техника управления поведением заключается в определении того, что нужно делать и чего не нужно делать3.

       Психология  религии сегодня, как и всякая другая научная дисциплина, предполагает наличие теоретической гипотезы и ее эмпирического подтверждения. Описания индивидуального религиозного опыта, игравшие главную роль в начале века (У. Джемс, например), стали уступать место количественным (статистическим) методам изучения религиозного поведения и состояний сознания, интерпретации данных, полученных с помощью анкетирования и опросов. Главное внимание направлено на изучение тех воздействий, которые религиозный опыт оказывает на поведение индивидов и групп, мотивов обращения к религии, т. е. взаимодействия личностных и социальных факторов, того, что обусловливает социальную значимость религии для индивида. Сегодня в психологии религии главное внимание обращено не столько на индивидуальные психологические характеристики верующих и различия между ними, поиски «психологических корней религии», сколько на социальные процессы, в которых происходят, в которые «вписаны» религиозные действия и религиозное сознание, и тем самым психологический анализ религии выходит на уровень рассмотрения таких кардинальных проблем, как, например, проблема религиозной преемственности поколений или психологических факторов модернизации в странах «третьего мира»4.

       Психология  религии непосредственно изучает, таким образом, субъективную сторону  религии; религиозность индивида в его социальных связях, прежде всего функциональных. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение психических мотивов и установок, обусловливающих специфически религиозные представления, состояния сознания (вера, догма, исповедание) — во-первых; религиозное поведение и действия (молитва, медитация, ритуалы и т. д.) — во-вторых; религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром) — в-третьих психология религии в буржуазном обществе выполняет две основные функции5.

       Одна, которая может быть названа идеологической, состоит в том, чтобы с позиций психологии теоретически обосновывать необходимость религии и ее благотворность, как для отдельной личности, так и для общества в целом. В этом плане психология религии принципиально не отличается от других разделов буржуазного религиоведения, включая и философию религии. Другая функция, которую можно назвать утилитарной, или практической, состоит в том, чтобы с помощью эмпирических исследований доставлять религиозным организациям информацию относительно содержания религиозных верований населения (выясняя, какие религиозные мифы и догматы принимаются, а какие — отвергаются), интенсивности и глубины религиозной веры среди разных социальных и демографических групп, частоты участия в богослужениях и степени их влияния на психику людей, отношения прихожан к религиозным ценностям, а также к церкви и иным религиозным институтам и многого другого.

Информация о работе Становление психологии религии как отрасли религиоведения