Становление психологии религии как отрасли религиоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить становление психологии религии как отрасли религиоведения и выявить применения данной науки в теории управления персоналом.

Задачи:
1. Определить сущность психологии религии.
2. Проанализировать историю развития психологии религии как отрасли религиоведения.
3. Рассмотреть работника как объекта психологии религии в теории управления персоналом.
4. Выявить влияние религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Становление психологии религии как отрасли религиоведения……….
1.1. Сущность психологии религии…………………………………………
1.2. История развития психологии религии как отрасли религиоведения………………………………………………………………..
2. Практическое исследование влияния психологии религии в управлении персоналом………………………………………………………
2.1. Работник как объект психологии религии……………………………..
2.2. Выявление влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами…………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_РАБОТА_религия.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

       Среди православных двое опрошенных придерживаются религиозных традиций, также 1 мусульманин соблюдает все религиозные обряды и праздники.

       В процессе общения она рассказала нам, что недавно у них (у мусульман) был обряд бракосочетания Неках, также знаменитый праздник Курбан-байрам.

       В процессе общения данный сотрудник  часто рассказывает о своих праздниках, традициях, иногда просит перенести выходной, когда идет религиозный праздник. Поэтому данного сотрудника можно отнести к религиозным людям.

       Интересными оказались результаты, полученные на открытый вопрос: «Что такое лично  для вас религия?». Стало понятно, что религия для опрошенных сотрудников имеет многозначный смысл. Большинство отождествляет религию с верой (2 человека).

       Для одного представляется неким набором моральных устоев. Один человек считает религию своей жизненной опорой, «стержнем», помогающим в жизни.

       Один  из вопросов анкеты касался посещения церкви и участия в совершении богослужений. Подавляющее большинство (3 человека) посещают Церковь время от времени, но анализ мотивов посещения храмов и вопросов, касающихся соблюдения ими церковных обрядов показал, что реальной связи с религиозностью здесь не наблюдается. Показательно, что большая часть респондентов (2 человека), посещающих церковь, на вопрос о том, участвуют ли они при этом в богослужениях, церковных обрядах, ответили отрицательно.

       Далее нам предстояло вывить особенности  психологического поведения у сотрудников  с разными взглядами на религию.

       Так, верующие православные сотрудники всегда вовремя приходят на работу, даже стараются  это сделать пораньше.

       В процессе наблюдения заметили, что верующие сотрудники  выполняют полностью всю работу, что им даёт руководитель, наблюдается ответственность и стремление к новым знаниям. Но также они любят и отдыхать, стараются попроситься уйти пораньше домой, если много выполнили работы за день, часто созваниваются со своими родственниками – что отвлекает их от работы.

       Человек, который верит в ислам, пунктуален, выполняет все свои должностные обязанности вовремя и все, что ему поручил руководитель. В тоже время наблюдается, что он любит отдохнуть, пообщаться на другие темы (не касающиеся рабочих) с сотрудниками, вследствие чего отвлекает их.

       Неверующий сотрудник часто опаздывает на работу, он молчалив, не любит общаться с коллегами по работе, в работе присутствует ответственность, но ему тяжело дается выполнение различных поручений, так как он стесняется спросить какой-либо вопрос у руководителя или коллег.

       Подводя итог, важно сказать, что проведенное исследование не претендует на какую-либо фундаментальность, однако некоторые выявленные тенденции все же кажутся достаточно интересными.

       Прежде  всего, это некоторое соответствие поведению сотрудников определенной религиозности. Кроме того, удалось выяснить, что независимо от религиозных предпочтений сотрудники общаются между собой, стараются в поведении соблюдать определенные корпоративные правила организации, как этого требует руководство. 

 

       Заключение 

       В заключении важно сказать, что психология религии берет свои истоки с конца XIX – начала XX вв. На данный момент накоплен значительный опыт о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов.

       Психология религии в его исторически сложившемся значении, охватывающем все разнообразие психологических подходов к сфере высших духовных ценностей, означает изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.

       Психология  религии сопутствовала человечеству на протяжении большей части его истории и играет еще немалую роль в настоящее время. Она является одной из наиболее массовых и стойких социально-психологических явлений.

       Проанализировав влияние религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с коллегами, доказали гипотезу исследования о том, что религиозный сотрудник более ответственно подходит к свои должностным обязанностям, пунктуален, отчетливо выполняет все задания руководителя, в то же время как неверующий сотрудник часто опаздывает на работу, не исполнителен, постоянно находит причину для того, чтобы пропустить рабочий день.

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что религиозность сотрудника необходимо учитывать при управлении персоналом, так как данный фактор имеет влияние на деятельность и  эффективность исполнения должностных обязанностей.

 

       Список  использованной литературы 

       
  1. Белорусов С. А. Психология духовности, веры и  религии // Журнал практического психолога. 1998, № 6, с.21-43.
  2. Введение в общее религиоведение: Уч. /Под ред. Яблокова И.Н./ М., 2001.
  3. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта. СПб., 2002.
  4. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. - М.: Аспект Пресс, 1995.
  5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1992.
  6. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002.
  7. Классики мирового религиоведения. М., 1996.
  8. Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
  9. Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности / Тексты. М., 1982.
  10. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
  11. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  12. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998.
  13. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997.
  14. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. М., 1985. – С. 117.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  16. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.
  17. Фрейд З. Психический генезис религиозных представлений. Культурная ценность религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 328-334, 481-486.
  18. Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм / Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.
  19. Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. М., 1989.
  20. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 364-375.
  21. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  22. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.
  23. Юнг К. Человек и его смысл. М., 1996.
 

 

        Приложение 

Анкета 

1. Ваша  должность________________________________________________

2. Какую  роль в вашей жизни играет  религия?_________________________

3. Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете (христианин, мусульманин, католицизма, протестантизма, иудаизма и буддизма и т.д.) ?

________________________________________________________________

4. Читали или не читали вы Священное Писание, Библию, Каран и другое.

________________________________________________________________

5. Соблюдаете ли вы религиозные обряды?

________________________________________________________________

6. Крещенные ли Вы (другое)?

________________________________________________________________

7. Что  такое для вас лично религия?__________________________________

_______________________________________________________________

8. Посещаете  ли вы церковь и участвуете ли вы в совершении богослужений?

________________________________________________________________ 
 

Спасибо за участие в анкетировании!

Информация о работе Становление психологии религии как отрасли религиоведения