Свободомыслие в Древнем мире и Средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения

Содержание

1. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Зарождение свободомыслия 3
Богоборчествои скептицизм в культуре древнего мира 3
Знания о мире и человеке, мифология и философия 4
Критика учения о богах с позиций здравого смысла 5
О причинах возникновения религии 6

2. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

2.1 Свободомыслие в средние века 7
Еретические движения в Западной Европеи на Руси 8
Вольнодумные трактовки вероучительных книг 10
Свободомыслие в народной культуре средневековья
Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и
исторических сочинениях 11
Роль опытного знания в развитии свободомыслия 11
Свободомыслие в философии 12
Свободомыслие на средневековом Востоке 13
Свободомыслие в европейской философии 13
Вывод 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Свободомысление в Древние века и средневековье.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

вовсе нет никаких  богов". Основные положения античной философии о религии обобщил  последователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его

поэмы "О природе  вещей" - освободить людей от гнета  религиозных суеверий, поскольку  он видит в них страшное зло  для человечества. Лукреций пишет  о "лике ужасном религии", которая  повергает смертных долу, рождает  нечестивые и преступные деяния. Так, вожди греков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном свете. Религия - это вымысел; "все это вымыслы, Меммий" - и то,

что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Нелепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их "ужасающим  вещаньям", "бредням". Основа религии - страх перед грозными силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он полагает, что душа погибает со смертью, "значит, нам смерть - ничто

и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью  не будет, "ибо отжившее все вытесняется  новым, восстановляются вновь одни из других непременно, и не уходит никто  в преисподней мрачную бездну". Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах, научиться мужественно воспринимать смерть.

 

2.СВОБОДОМЫСЛИЕ  В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

 

    1. Свободомыслие в средние века

 

Свободомыслие в средние  века в Европе и на арабском Востоке  развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критикахристианства со стороны образованных представителей Древнего Рима началась уже во II - III вв. Лукиан из Самосаты (120 г. - дата смерти неизвестна) усматривал причину религии в фантастическом отражении небесных явлений, христианство считал результатом обмана невежественных людей шарлатанами. Ко II в. относится и сочинение Цельса "Правдивое слово", в котором он показал, что истоки христианства, в частности идея воскресающего Бога, - в восточных религиях. В первые века новой эры христианство критиковалось открыто. После того как христианство превратилось в государственную религию, открытая его критика надолго умолкает. Определенный характер свободомыслие приобретает начина с IX в. Развитие свободомыслия связано с ростом городов, ремесленного производства. Как правило, вольнодумцы - выходцы из городских слоев, а также из крестьянства. Факты наличия в обществе неверующих людей зафиксированы в документах того времени. В испанском своде законов "Семь партид" (частей) говорится о еретиках. Среди них те, кто верует, но расходится с истинной верой, и те, кто вообще не верует, думает, что душа умирает вместе с телом и что ни за добро, ни за зло, которое человек сделает в этом мире, он не получит ни награды, ни наказания.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) полемизировал с неверующими, "которые издеваются над христианской простотой, называя ее глупой", и  задают теологам вопросы, например, такие: откуда известно, что Бог стал человеком? почему Бог дал миру вновь жизнь своей смертью, хотя он мог сделать это простым волевым актом? Они возражают, говорит Ансельм, против учения о спасительной смерти Христа, о его борьбе против дьявола. "Неверующие принимают за фантазии факты, в которые мы верим", - пишет он.

О наличии вольнодумцев на Востоке свидетельствует мусульмайский философ аль-Газали, указывавший на "неверие и безбожие", распространенные в среде образованных людей: математиков, естествоиспытателей, философов ("метафизиков"). Свидетельства неверия или, во всяком случае, достаточно прохладного отношения к вере и исполнению обрядов заключены и в

обличительной церковной  литературе Древней Руси начиная  уже с XII в. В многочисленных "Поучениях", "Словах" церковные авторы призывают  посещать храмы и соблюдать обряды. В духовной культуре средневековья можно обнаружить самые различные проявления свободомыслия, кроме атеизма.

 

2.2 Еретические  движения  в Западной Европеи  на Руси 

 

 

Ереси - это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как  правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодального учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, позволявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом

независимо от церкви и даже возможность становления  человека Богом. Пантеизм по-особому  трактует понятие Бога: по существу, он исключает его участие в  творении мира и в делах человека. В противоположность теистическому истолкованию Бога как личности, промыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом же, еще дальше отходящем от теизма, - Бог растворялся в мире, представляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой. Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Вселенной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и мира. Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви -

в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви и церковных обрядов. В  конце XII - начале XIII в. в Европе появилась секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире едино, ибо все - Бог; творец и тварь - одно и то же. Амальрикане не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу- "антихриста", католические обряды, аскетизм; они понимали под адом

невежество, а под раем - обладание их учением. Церковь публично сожгла руководителей ереси (1210).

В начале XIII в. философ-пантеист Давид Динантский радикально расходился с теистической доктриной. "Мир есть сам бог... - писал Давид, - материя мира есть сам бог", "существует только одна субстанция не только всех тел, но также и всех душ, и она есть не что иное, как сам бог"4. Пантеистические взгляды были тесно связаны с идеей достоинства человека, приходили в противоречие с христианским учением об изначальной греховности человеческого рода. Сторонники ереси бегардов и бегинок, возникшей в XIII в. и распространившейся в Германии в XIV в. среди части сельского населения и плебейских слоев города, полагали, что человек может в этом мире достичь высокой степени совершенства - такой, что не будет нужды ни в молитве, ни в посте, и можно будет превзойти даже заслуги Христа. Антиклерикализм был существенной чертой еретических движений и учений на Руси, отражавших настроения крестьян, посадских людей, части рядового духовенства. В первые века после принятия христианства на Руси антицерковные движения выступали в форме защиты дохристианских верований. Во главе восстаний на Руси (в Суздале в 1024 г., в Киеве в 1068 г.), целью которых был захват имущества богатых, стояли волхвы. Первая влиятельная ересь на Руси - стригольничество, основателем которого был псковский диакон Карп. Ересь вскоре распространилась и в Новгороде, и это не случайно: Псков и Новгород - города с развитым ремеслом и торговлей, с атмосферой вольности и свободы. В 1375 г. ересь была разгромлена, а ее руководители казнены. Стригольники отвергали церковную иерархию, выявляли пороки церкви, отказывались от обрядов, связанных со смертью, выступали за непосредственную связь с Богом, а потому отвергали храмы, молясь под небом и совершая обряд исповеди земле. Некоторые из них сомневались в воскресении мертвых. Ссылаясь на апостола Павла, еретики доказывали, что учить вере может и простой человек, обладающий "чистым житьем".

В конце XV в. появилась  новгородско-московская ересь "жидовствующих" - антитринитариев, опиравшихся на Ветхий Завет для доказательства единственности Бога, не имеющего никакого сына. Христос для них - простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Еретики выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, апостолов, отцов церкви. Ересь распространилась и среди московского духовенства. Еретики

занимались астрологией, математикой, логикой, изучали "Шестокрыл" - астрономические таблицы XIV в., доказывали, что назначенный богословами  в 1492 г. конец мира не состоится. В  их сочинении "Написание о грамоте" доказывалось, что Бог наделил человека "самовластием ума" и человечество спасется знанием. По указанию архиепископа Геннадия (ум. 1505) еретики были сожжены. В 1553 г. церковь осудила за ересь боярского сына Матвея

Башкина. Мучимый страданиями  подневольных русских людей, Матвей "изодрал кабальные бумаги" на своих "рабов", предоставив им свободу. При этом он ссылался на евангельское "возлюби ближнего". Матвей тоже доказывал, что Христос - простой человек, но при этом опирался на Новый Завет. Он отвергал авторитет отцов церкви и вселенских соборов, храмы и иконы, евхаристию и покаяние, недоумевал по поводу несоответствия учения и практики церкви, считал жития святых "баснословиями". Особенно большое влияние на развитие свободомыслия в Древней Руси оказала ересь Феодосия Косого - холопа, одного из слуг Ивана Грозного (1530- 1584). Он был осужден на соборе 1554 г. и бежал в Литву. Феодосии провозгласил "Новое учение", имевшее открытую антифеодальную направленность: оно выступало против господства человека над человеком. Будучи антитринитарием, Феодосии признавал одного Бога, для которого "сынами божьими" являются "внутренние" люди, а те, кто покорен господам, - это "рабы". Еретик призывал не повиноваться "властям и попам". Антиклерикализм Феодосия вел к сомнениям в истинах христианства. Феодосии считал, что бытие не сотворено, самобытийный мир состоит из четырех стихий. Самобытиен и человек, и его разум. Поэтому никто, кроме самого человека, не спасет его, он собственный спаситель и искупитель.

 

2.3 Вольнодумные  трактовки вероучительных книг   

 

 Свободомыслие проявлялось и в своеобразной нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозного вероучения. В XIV в. итальянские крестьяне и городской плебс восстали против феодального строя. Их предводитель Дольчино проповедовал возможность Нового Иерусалима на земле; осуждая католическую церковь, называл ее "престолом сатаны". Он пытался воплотить на земле для бедняков то, что обещает своему народу Бог в книге пророка Иезекииля: безопасную жизнь, освобождение от рук поработителей, благоденствие. Франциск Ассизский (XIII в.), демонстрировавший презрение к богатству, провозгласил королевой нищету; образ жизни Франциска и его последователей соответствовал идеалу Нищеты. Вместе с тем Франциск выступал против церковного аскетизма: вериг, власяниц, постов, умерщвления плоти. Природа в его трактовке выступает не как дьявольское искушение, а как источник творческого вдохновения. Идеи и жизнь Франциска способствовали возникновению такого направления в европейской культуре, как францисканская поэзия. Религиозные сюжеты в ней нередко трактовались как земные, подчеркивалось человеческое начало в Богоматери, в Христе и других религиозных персонажах.

 

2.4 Свободомыслие в народной культуре средневековья      

 

 Существовал целый пласт народной культуpы, противостоявшей официальной церковной культуре.  Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произведениях и даже в фамильярно-площадной речи. Народная смеховая культура позволяла увидеть мир по-новому, внепредписаний системы теологических идей и образов Народное мироощущение было противоречивым: суеверия и косность уживались в нем со стремлением к обновлению мира и человеческих отношений. Смеховая культура выражала победу над страхом перед авторитаризмом и властью. Область смеховой культуры обширна: пословицы и поговорки, пародии на библейские сюжеты и церковные службы, сатирические представления, выступления скоморохов, рисунки миниатюристов и т. д.

В Древней Руси свободомыслие  проявлялось и в былинах, в  которых выражались стремление к  свободе, поэтизация крестьянского  труда, понимание народом своей  исторической роли, силы и способности  отстоять родную страну от захватчиков. В былинах высказывалось вольномыслие по отношению к православию, например в былине о Василии Буслаеве. В фольклоре нередко выявляется более резкая критика религии и церкви, чем в произведениях древнерусской литературы, содержавшей еретические идеи: устное творчество было менее подвластно церковному контролю. Критика пороков духовенства - обычный сюжет народных сказок как в средневековой Европе, так и в Древней Руси.

 

  2.5 Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных   и исторических сочинениях

 

 В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслия проявлялись в   художественной   литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах - исторических, любовных, приключенческих — участие Бога сводится к минимуму, а ответственность за свои поступки несут сами люди. Религиозные темы в ряде произведений вообще не затрагиваются, а если затрагиваются, то освещаются критически. Че-

ловек действует, руководствуясь чисто земными мотивами, он не ставит своей целью достижение христианского благочестия и ради земных радостей готов пожертвовать райскими благами. Мир и человек предстают в каждый момент жизни не как нечто тленное, бренное, но как исполненное ценности. Воспевание любви, красоты природы, достоинства человека, прекрасного женского тела - характерная черта и поэзии вагантов, и византийской любовной прозы, и куртуазного романа, и лирики трубадуров.

Художники этого времени  обнаруживают всю сложность и  противоречивость человеческой души, образы их героев становятся более жизненными, правдивыми. Безрелигиозными, исполненными живого чувства были многие стихотворения странствующих клириков XII -XIII вв., не нашедших своего места в церковной структуре, - вагантов. Их лирические стихи о весне, о любви, о свидании отдалены от христианских созерцаний, церковно-догматических норм морали, обращены к интимной стороне человеческой души. "Что любовью велено - выше описанья!" - говорил французский поэт Вальтер Шатильонский (XII в.). Герой его стихотворения "Песня о свидании", решивший отдохнуть под сенью дерева, неравнодушен к красоте природы: "Гнулись ветки пышные, пели струйки слышные, и тенистой сеткою над волной студеной кров шумел зеленый, каждой длинной веткою к влаге наклоненный". И как часть этой прекрасной природы - возлюбленная, "лилия младая": "лба ее белее нет, губ ее нежнеенет".

Информация о работе Свободомыслие в Древнем мире и Средневековье