Тайные общества, теософия и оккультизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Тайное общество — организация, которая требует, чтобы её члены скрывали определённые действия (типа обрядов инициации) от посторонних. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьёзным организациям как университетские братства.

Содержание

1. Тайные общества 3
2. Теософия 7
3. Оккультизм10
Список использованных информационных источников 14

Работа содержит 1 файл

Тайные общества, теософия и оккультизм.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГАОУ ВПО  СЕВЕРО-КАВКАЗКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

      Кафедра________________________________________________________________

 

 

 

РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина___________________________________________

 Тема________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

                                                                            Студента_____курса__________

                                                                            ____________________________

                                                                            ____________________________

                                                                                             (фамилия, имя, отчество)                                                                                                           

  

                                                                             Преподаватель______________

                                                                             ____________________________

 

 

 

 

Ставрополь 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Тайные общества

3

2. Теософия

7

3. Оккультизм

10

Список использованных информационных источников

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА


 

Тайное общество — организация, которая требует, чтобы её члены скрывали определённые действия (типа обрядов инициации) от посторонних. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьёзным организациям как университетские братства.

В функциональном отношении тайные общества - это формы социальной организации, не вписывающиеся в  господствующую (официальную) социальную структуру, что связано с целями, которые ставят перед собой тайные организации: например, такой целью  может быть смена стратегических перспектив развития современных политических систем, где реализация долгосрочных проектов, рассчитанных на десятилетия  или даже на столетия, оказывается  невозможной (в частности, ввиду  активной ротации лидеров этих политических систем). Важным аспектом тайной организации  является выстраивание альтернативной системы связей и отношений между  людьми внутри уже существующих систем. Так, в США широко распространены университетские «организации греческих букв», которые имеют элементы тайных обществ, хотя их существование и не скрывается, и они служат достаточно важным механизмом для установления неформальных связей, которые могут помочь выпускнику университета в будущем.

Иногда трудно отличить обряды племенного посвящения от обрядов тайного общества или же обряды принятия (инициация) в тайное общество от обрядов шаманского посвящения.

В теориях заговора термин тайное общество применяется по отношению либо к мифическим организациям, либо к действительно существующим, но которым приписывается значительное влияние, корыстные финансовые или политические интересы, глобальная досягаемость, иногда — сатанизм, и человеконенавистнические цели.

Одним из самых известных  примеров тайного общество с религиозно-мистическим  контекстом является масонство.

Масонство — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масонство берёт свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство административно организованно  в независимые Великие ложи (в некоторых странах «Великий восток»), каждый из которых руководит собственной юрисдикцией, и состоит из подчиненных ей лож. Некоторые Великие ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования ландмаркам (Великие ложи обычно признают те Великие ложи, которые соблюдают такие же как у них ландмарки, регулярными; те же, которые их не соблюдают — «иррегулярными»). Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40—50 человек, объединённых территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой ложей, которая служит для них материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая ложа» той или иной масонской юрисдикции.

Существуют также системы высших степеней, которые связаны с основной частью масонства, которые могут  обладать собственным независимым  управлением, однако в некоторых  послушаниях символические ложи могут быть подчинены управляющим  органам систем высших градусов.

Масонство символически использует инструменты  и орудия оперативного каменщичества  и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами».

Основной версией происхождения  масонства считается версия о  происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или — в других версиях — от Ордена Розенкрейцеров.

Сейчас франкмасонство распространено по всему миру и представлено в  разных формах и юрисдикциях; количество членов оценивается в шесть миллионов  человек, в том числе около 150 000 в Шотландии и Ирландии, почти два миллиона в США и около четверти миллиона находится под юрисдикцией ОВЛА.

Масонство позиционируется как  нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как  к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство, и многие ложи так называемого «либерального масонства»), делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является самостоятельной  религией или заменой религии, масонская  философия не касается религиозных  воззрений своих членов и не корректирует их. Масонская нравственно-этическая  система и философия опирается  на веру своих членов в Бога, но имеет  дело лишь с вопросами отношений  людей между собой, затрагивает  только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести  каждого из масонов.

Лояльность к властям тех  стран и территорий, где масонство  существует, является одним из масонских  принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских  добродетелей. Для большинства масонов  мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕОСОФИЯ


 

Теосо́фия (др.-греч. «божественная мудрость») — в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. Теософия как понятие уходит корнями в гностицизм и неоплатонизм. В более узком значении под теософией понимается учение Е. П. Блаватской. В 1970-х и 1980-х среди теософских групп возникло движение «Нью-эйдж».

Термин «теософия» известен со второго  века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

 В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».

Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Чаще используется более узкий  смысл слова: тогда теософией  называются мистические теории XVI—XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определённой конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Бёме, Парацельса, Л. К. де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

После Шеллинга термин «теософия» употребляли  в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszyskich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Наиболее часто при упоминании термина «теософия» рассматриваются  книги Елены Петровны Блаватской, которая взяла на вооружение это название. При этом никакого отношения к ранним теософским концепциям (христианский мистицизм, гностицизм) нео-теософия Блаватской не имеет. Исследуя исторические формы религии, нео-теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.

Основные положения учения изложены ниже, однако в нескольких словах его  можно выразить так: в основе происхождения  мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Е. П. Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е. П. Блаватской и Теософией Бёме и Плотина.

В трудах Е. П. Блаватской и других нео-теософов ставилась цель спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной.

Также, «учение Блаватской — теософия — ставило целью доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов», и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОККУЛЬТИЗМ


 

Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых», а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром.

Оккультизм тесно связан с такими понятиями как «магия», «колдовство», «экстрасенсорика», «паранормальные явления» и др.

 Зачастую термины «оккультизм»  и «эзотеризм» применяются как синонимы. В настоящее время большинство оккультных учений наукой классифицируется как псевдонаука или как паранормальные верования.

Принято считать, что в  основе оккультных практик лежит  древняя «тайная философия», которая  опирается, с одной стороны, на магию и алхимию эллинистического периода, а с другой стороны — на иудейский мистицизм. Среди источников важнейшими являются иудейская каббала и Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, которые посвящены вопросам астрологии, духовного возрождения и др.

Информация о работе Тайные общества, теософия и оккультизм