Тайные общества, теософия и оккультизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Тайное общество — организация, которая требует, чтобы её члены скрывали определённые действия (типа обрядов инициации) от посторонних. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьёзным организациям как университетские братства.

Содержание

1. Тайные общества 3
2. Теософия 7
3. Оккультизм10
Список использованных информационных источников 14

Работа содержит 1 файл

Тайные общества, теософия и оккультизм.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Оккультизм эпохи Возрождения  тесно связан с такими течениями, как герметизм, христианская каббала и розенкрейцерство. Ключевыми деятелями оккультизма тех времен были такие известные деятели, как Парацельс, Пико делла Мирандола, император Рудольф II, Марсилио Фичино, Джон Ди, Генрих Корнелиус Агриппа, Якоб Беме, Мартинес де Паскуалли, Луи Клод де Сен-Мартен, астролог и астроном Тихо Браге, иезуит Атанасиус Кирхер, алхимик Роберт Фладд и другие, на чьи труды впоследствии опирались оккультисты XIX века.

Оккультизм — это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Согласно Папюсу, он представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями. Он может включать такие дисциплины, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, толкование и изучение символизма карт Таро и гадание на игральных картах.

Согласно определению религии  как веры в существование сверхъестественных существ, явлений и сил, оккультизм является разновидностью религиозного мировоззрения. Традиционные религии, такие как христианство, иудаизм, индуизм, буддизм и ислам, обычно не относят к оккультизму, однако некоторые интерпретации этих религий являются оккультными, например интерпретация индуизма в рамках теософии или некоторые современные варианты иудейской каббалы. По мнению представителей традиционных религий, такие интерпретации являются для них ложными и неприемлемыми.

В Торе занятия оккультными практиками осуждаются: «Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего».

 Распространение христианства  было связано с вытеснением  оккультных учений: («А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на 50 000 драхм.» Деяния 19:19). Христианское учение также содержит запрет на оккультные практики: («Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.» Откровение ап. Иоанна 21:8).

Ряд конфессий современного христианства к оккультизму относит такие  практики и учения, как магия, спиритизм, теософия, антропософия.

Совмещение религиозного и оккультного  подхода сохранилось в некоторых  ответвлениях христианства

Эзотерическое христианство — термин, которым характеризуют себя некоторые оккультные учения, претендующие на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещённых», «инициированных» и в высшей степени образованных людей.

Сами последователи эзотерического христианства расценивают христианство как религию, исполненную великих таинств и открыто утверждают существование и обладание определенными эзотерическими доктринами и практиками, дающими к ним ключ.

С точки зрения христиан «в христианстве не существует эзотерического учения». Таким образом, термин «эзотерическое христианство» христианами не используется и не приемлется.

Учения, относящие себя к  эзотерическому христианству, разделяют  несколько общих признаков:

  • неортодоксальная, или еретическая христианская теология;
  • использование не только канонических Евангелий, но апокрифов, которые зачастую предпочитаются каноническим Евангелиям;
  • убеждённость в том, что Disciplina arcani (учение таинств), предполагаемая устная традиция, исходящая от двенадцати апостолов, содержит эзотерическое учение Иисуса Христа.
  • Ранние христиане использовали слово греч. μυστήριον (мистерии) для обозначения таинств христианства. В версиях Ветхого Завета слово mysterion эквивалентно еврейскому sôd, «тайна» (Прит.20:19; Иудифь.2:2; Сир.22:27; 2 Мак.13:21).
  • В Новом Завете слово таинство обычно применяется по отношению к возвышенному откровению Евангелия (Матфея.13:11; Колоссянам.2:2; 1 Тимофею.3:9; 1 Коринфянам.15:51), воплощению и жизни Спасителя и его проявлению в проповедях апостолов (Римлянам.14:24; Ефесянам.3:4; 6:19; Колоссянам. 1:26; 4:3). Теологи называют таинством раскрытие истин, которые превосходят естественный ум, так как, в узком понимании, таинство — истина, превосходящая интеллект.
  • Невозможность достижения понимания таинства рациональным путем приводит, по мнению оккультистов, к внутреннему или скрытому пути понимания христианских таинств, который получил название эзотерического в эзотерическом христианстве.
  • Эзотерики полагают, что даже будучи открытыми и при наличии веры, таинства все равно остаются неясными и сокрытыми пока длится смертная жизнь, если только понимание таинств не делается возможным при помощи эзотерики.

В течениях средневекового западного  эзотеризма, например алхимии и астрологии, были соединены христианская теология и доктрины эзотерического содержания.

В своей Апологии Пико делла Мирандола («Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis», опубликованная в 1489 году) утверждает, что есть два типа «магии»: теургия (божественная магия) и гоетия (демоническая магия). Эти дисциплины были названы «Операцией Звёзд», в то время как алхимия была «Операцией Солнца», а астрология — «Операцией Луны». Все они отнесены к активным, или «оперативным» дисциплинам, равно как и Каббала. Представители эзотерического христианства могут практиковать все эти течения, или традиции, и стать адептами, алхимиками, астрологами, и герметиками-каббалистами, но тем не менее существуют эзотерики-христиане, практикующие только пассивные, или созерцательные дисциплины, которые помогают им лучше постигать «тайные знания», получаемые от Высших Сущностей.

В XVI и XVII веках это направление было доведено до логически завершенной формы развитием теософии и розенкрейцерства. Движение бехменистов и масонство также активно развивались в это время.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ИСТОЧНИКОВ

 

1. Лапшин И. И., — Теософия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2. Теософия // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.;Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

3. Современный Энциклопедический  словарь, Изд. «Большая Российская  Энциклопедия», 1997 г.

4. Н. Бердяев, Смысл  творчества, гл.13 «Творчество и мистика.  Оккультизм и магия» 

5. Э. Хэтч, Влияние греческих идей и обычаев на христианскую церковь, Лондон, 1890, Глава 10.

6. Католическая Энциклопедия, Том X. Издание 1911

7. Безант, Анни (2001), Эзотерическое христианство, или Малые мистерии. ISBN 978-1-4021-0029-1.


Информация о работе Тайные общества, теософия и оккультизм