Тоталитарные и религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

В сфере международного права действуют универсальные международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основой для закрепления национальным законодательством соответствующих прав и свобод, для определения форм и направлений деятельности государства по их признанию, обеспечению и защите. Говоря о внутригосударственной деятельности в области реализации прав и свобод человека, следует иметь в виду не только признание и осуществление этих прав и свобод самим государством, но и международное сотрудничество в данной сфере, включая сотрудничество в борьбе с наиболее опасными для человечества преступлениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Краткая социологическая характеристика некоторых наиболее опасных сект, действующих за рубежом и в России…………………………...6

1.1 Мормоны………………………………………………………………………8

1.2 «Свидетели Иеговы»……….………………………………………………..12

1.3 Сайентология………………………………………………………………...20

1.4 «Движение объединения» Сан Мен Муна…………………………………25

1.5 «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК)……………….31

2. Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы. Определение секты с точки зрения сектоведения, социологии, религиоведения…………………………………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.83 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

     1. Краткая социологическая характеристика  некоторых наиболее опасных сект, действующих за рубежом и в России…………………………...6

1.1 Мормоны………………………………………………………………………8

1.2 «Свидетели Иеговы»……….………………………………………………..12

1.3 Сайентология………………………………………………………………...20

1.4 «Движение  объединения» Сан Мен Муна…………………………………25

1.5 «Международное  Общество сознания Кришны» (МОСК)……………….31

     2. Наиболее известные и опасные  современные деструктивные культы. Определение секты с точки  зрения сектоведения, социологии, религиоведения…………………………………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список  литературы………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Секты - это не новое явление. Сколько  существовало человечество, столько  существовали и секты, состоящие  из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто  новое; систематическое использование  современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно  много конфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Люди, независимо от их идеологии и пристрастий, делятся на два типа.

     Одни  считают, что в принципе, человек - это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) - не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием - огромный шаг в развитии человечества.

     Другие  считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным  разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и  ошибочный) - огромная ценность. Эта  категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции  сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем «зомбирование», роботизация людей.

     Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить  о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее - душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно - или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество.

     В сфере международного права действуют  универсальные международные стандарты  прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основой для  закрепления национальным законодательством  соответствующих прав и свобод, для  определения форм и направлений  деятельности государства по их признанию, обеспечению и защите. Говоря о  внутригосударственной деятельности в области реализации прав и свобод человека, следует иметь в виду не только признание и осуществление  этих прав и свобод самим государством, но и международное сотрудничество в данной сфере, включая сотрудничество в борьбе с наиболее опасными для  человечества преступлениями.

     Наряду  с выявлением юридической природы  прав человека важно иметь обоснованное представление об их классификации. Это связано с тем, что международно-правовые документы и конституции государств провозглашают разнообразные права  и свободы человека и гражданина. Однако в настоящее время в  литературе и законодательстве отсутствует  единая классификация подобных прав и свобод.

     Таким образом из вышеизложенного можно  определить цели данной работы:

     На  основании изучения истории появления  тоталитарных сект дать краткую характеристику сектам, действующим за рубежом и  в нашей стране.

     Проанализировать  международное законодательство на предмет определения свободы  совести, свободы личности и свободы  вероисповедания.

     Проанализировать  российское законодательство на предмет  определения свободы совести, свободы  личности и свободы вероисповедания

     На  основании вышеизложенных изысканий  определить область действия определения  свободы совести, дать рекомендации на ограничение и запрет использования  приёмов манипуляции сознания в  современном российском законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Краткая социологическая  характеристика некоторых  наиболее опасных  сект, действующих  за рубежом и  в России 

     Секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия  христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т.п. Сектантское  искушение постоянно присутствовало в истории Церкви и общества.

     В XX веке явилось такое, не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси, а затем возникли и религиозные секты, которые мы сейчас называем тоталитарными. Эти секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тотальный характер, что ранее было попросту недостижимо.

     Предтечами  современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Это секты-долгожители, они действуют и поныне (у нас  в стране тоже). Их история во многом показательна; зная ее, можно с определенной долей вероятности предугадывать  пути развития других, более молодых  тоталитарных сект (если, конечно, им удастся  прожить столь долгое время).

     Зарождение  современных тоталитарных сект во многом было предуготовлено бесконечным процессом  дробления постпротестантских деноминаций  и сект, достигшим апогея в XIX в. Мормоны  и «Свидетели Иеговы» являются реликтовыми  продуктами именно этого феномена, как бы застывшими во времени их появления и становления. Но процессы дробления продолжались своим чередом, принося свои плоды: в массовом сознании сначала протестантских, а затем и римо-католических стран (приоритетной территории для миссионерско - прозелитических усилий ново возникающих сект) все больше разрушалось понятие традиционности в религии и укреплялись идеи приоритета личных психологических переживаний и ощущений над «церковностью», «обрядовостью», «клерикализмом» и проч. Так секты, возникающие на основании видений и откровений того или другого человека, стали восприниматься как нормальное, закономерное, терпимое, а то и положительное явление. Монорелигиозность начала восприниматься как постыдное явление темного прошлого. Эклектизм стал нормой в массовом сознании.

     Каждая  из сект, о которых мы будем говорить, представляет определенного рода синтез, у них всегда (за редким исключением) достаточно сложное, неоднозначное  происхождение. Этот эклектический  религиозный постмодернизм и  есть плод того ложного синтеза, который  начался в послевоенное время. Синтез искусственный, ранее никогда не существовавший и в конце концов убивающий настоящие религиозные  чувства. Очень сложный вопрос: можно  ли вообще такие секты называть религией? Слово религия происходит от латинского слова religare, что значит «восстанавливать связь», то есть связь с Богом, но в сектах связь происходит всегда с лидером, с главарем секты, который  фактически становится на место Бога, а для своих последователей фактически и есть Бог. Иногда в сектах об этом говорится прямо, иной раз косвенно — лидер объявляется «посланником Бога», «величайшим пророком», «мессией»  и т.п. в зависимости от контекста, в котором существует учение секты. Но почти всегда лидер в глазах своих адептов фактически воспринимает на себя божественные функции и становится объектом божественного почитания, а кроме того, необходимо помнить и о коммерческой подоплеке, присутствующей практически в каждой тоталитарной секте. 
 
 
 

    1.   Мормоны
 

     Официальное название этой секты — «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Основателя ее зовут Джозеф (Иосиф) Смит. Он родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, в США. В 1816 г. его  семья переехала в городок  Пальмира (штат Нью-Йорк), где и прошла юность будущего мормонского «пророка». В 1827 г. ему явился «ангел» Мороний  и дал позволение забрать золотые  пластины из того места, где они были закопаны: на горе Куморе в штате  Нью-Йорк. Джозеф раскопал золотые пластины с письменами, принес их домой и следующие два года переводил то, что на них было написано. Впоследствии это получило известность как «Книга Мормона» (отсюда и название секты). Книга эта довольно толстая, в современном ее издании 616 страниц текста, набранного убористым шрифтом.

     Мормоны — не протестанты, а языческая  секта. С богословской точки зрения, ее можно охарактеризовать как синкретическую неоязыческую оккультную секту с  милленаристским (хилиастическим) уклоном, активно занимающуюся политической деятельностью.

     В России мормонов, как правило, принимают  за одну из протестантских деноминаций. Сами они очень этому рады и  всегда настаивают, что являются христианами, а если и отличаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, идеальными семейными устоями, строгой  нравственностью и вообще образцовой показательностью во всех отношениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно  постриженные, строго одетые — просто образец консервативного добропорядочного человека и гражданина.

     Вся жизнь мормонов очень строго регламентирована: в воскресенье у них богослужение, причастие и церковная школа, в понедельник — семейный день: все должны проводить его в кругу семьи и играть в спортивные игры, чаще всего в волейбол (и все играют), в среду — молитвенное собрание. Специально назначенные надзиратели (в России их называют «домашние учителя») ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живет ли он, как положено настоящему мормону.

     Мормонская  церковь очень богата (ее базовый  капитал превышает 30 миллиардов долларов), так как все ее члены обязаны  платить десятину (10% от всего дохода, без вычета налогов). Но на этом пожертвования  не кончаются: мормоны говорят, что  десятина — это то, что в любом случае принадлежит Богу, а если ты хочешь что-то пожертвовать, то жертвуй сверх десятины. У них есть различные сборы, в которые, по некоторым сообщениям, средний мормон платит до 27% своего дохода. В 1996 г. от десятины в Солт -Лейк - Сити поступило 5,2 миллиарда долларов. Миссионеры, которых мы видим на улице («старейшина Джонс» и «старейшина Стивене»), — это молодые ребята, которые на два года отправляются в чужую страну за счет своей семьи, а не церкви; это тоже вклад, который платят мормоны.

     Громадные доходы приносит мормонская промышленность, банковская, страховая, гостиничная  и другая деятельность. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» владеет  акциями сетей супермаркетов, некоторых  газет (в частности, «Лос-Анджелес Таймс»), одиннадцатью радиостанциями, двумя  телеканалами и сахарной империей. Ей принадлежит большая часть  территории штата Юта (в том числе  и обширная недвижимость в этом штате), значительные угодья на Гавайях, гостиничная  сеть «Мариотт» и многое другое. Естественно, мормонам предписывается поддерживать своих производителей и покупать продукцию только у  них.

     Мормонские  миссионеры работают во многих странах  мира. Летом 1998 г. уже упомянутый президент  мормонской миссии в России Дональд Джарвис в беседе с журналистами сообщил о мормонской миссии в исламских странах. На вопрос, как же им удается обращать в свою веру мусульман в странах, где это сурово наказывается по закону, он цинично ответил, что его церковь не собирается подвергать опасности жизни своих миссионеров, которым дано указание проповедовать только среди местных христиан. Таким образом, мормоны занимаются прозелитизмом среди христианских (зачастую православных), часто гонимых и преследуемых меньшинств в исламских странах, стремясь отнять у них последнее и самое драгоценное сокровище, которое у них осталось, — веру их отцов! Любые комментарии о нравственной оценке такой деятельности излишни.

Информация о работе Тоталитарные и религиозные секты