Тоталитарные и религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

В сфере международного права действуют универсальные международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основой для закрепления национальным законодательством соответствующих прав и свобод, для определения форм и направлений деятельности государства по их признанию, обеспечению и защите. Говоря о внутригосударственной деятельности в области реализации прав и свобод человека, следует иметь в виду не только признание и осуществление этих прав и свобод самим государством, но и международное сотрудничество в данной сфере, включая сотрудничество в борьбе с наиболее опасными для человечества преступлениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Краткая социологическая характеристика некоторых наиболее опасных сект, действующих за рубежом и в России…………………………...6

1.1 Мормоны………………………………………………………………………8

1.2 «Свидетели Иеговы»……….………………………………………………..12

1.3 Сайентология………………………………………………………………...20

1.4 «Движение объединения» Сан Мен Муна…………………………………25

1.5 «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК)……………….31

2. Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы. Определение секты с точки зрения сектоведения, социологии, религиоведения…………………………………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.83 Кб (Скачать)

     1.5 «Международное Общество  сознания Кришны»  (МОСК)

     «Международное  Общество сознания Кришны» (МОСК) очень  активно действует в современной  России. Российское отделение секты  называется «Центр обществ сознания Кришны в России». МОСК можно охарактеризовать как псевдоиндуистскую синкретическую прозелитствующую постмодернистскую  неоязыческую тоталитарную секту.

     Распространено  мнение, что кришнаиты — хорошие, открытые ребята. Конечно, странные: бреют  головы, оставляя запорожский «оселедец» на затылке, ходят в оранжевых  занавесках и уж слишком пристают на улице со своими книгами, угодливо заглядывая в глаза, но зато они вегетарианцы и мухи не обидят. Что на них все  так «наезжают»? К тому же они  — мученики: при советской власти их сажали, а они страдают только за свой пацифизм.

     Каждый  из вас видел кришнаитов на улицах городов, по телевидению, они давно  стали привычной частью нашей  жизни. Их любят снимать, они экзотичны  и «украшают» собой нашу серую  действительность. И правда, если поговорить с этими ребятами, то многие из них  производят впечатление чистых и  искренних людей. Не сомневаюсь, что  многие из рядовых кришнаитов такими и являются. Но вопрос, как всегда, не в личных качествах того или иного сектанта, потому что эти люди — жертвы, а в принципах самого учения. И, конечно, в людях, жертвами которых стали эти ребята, а также в создателях учения: история показала, что по приказу своих руководителей рядовые кришнаиты, не задумываясь, шли на преступления. Кришнаитские книготорговцы, которых вы встречаете на улицах, — жертвы обмана, но они (вольно или невольно) стремятся обмануть и вас.

     Обман состоит, например, в том, что кришнаиты  представляются как последователи  древней (5-тысячелетней) ведической традиции, а также как члены 500-миллионной (или 700-миллионной, или даже миллиардной  — своя рука владыка) армии индуизма. Но, во-первых, ведические писания начали складываться около 1500 г. до Р.Х., то есть лишь около 3500 лет назад. Во-вторых, индуистский священный текст, на который они ссылаются, — «Бхагавадгита» — вообще не принадлежит к ведам. «Махабхарата», частью которой является «Бхагавадгита», — это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся лишь к середине первого  тысячелетия по Р.Х., а кроме того, кришнаитская книжка «Бхагавад-Гита как  она есть» — не более чем  адаптированный американизированный  пересказ подлинника с комментариями  к нему. И в-третьих, сами западные кришнаиты имеют не больше отношения  к традиционному индуизму, чем  мальчик, воткнувший себе в волосы перья  и раскрасивший лицо акварельной  краской, к настоящим апачам и  могиканам. Известный российский индолог  Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института  востоковедения РАН, писала по этому  поводу: «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком  живого плода».

     Не  слишком чистоплотны и приемы, при помощи которых кришнаиты, которых  вы видели на улицах, распространяют свою литературу. Их испытанный метод: «Здравствуйте! Вы мне очень понравились, у вас  очень интеллигентное лицо — или: «Вы мне кажетесь очень разумным человеком. Мы хотим предложить вам подарок». И дают книжку в цветастой обложке. Человек берет книжку в руки. Он очень растроган, что ему лично дарят подарок, да еще такую привлекательную на вид книгу! Он благодарит щедрого и очень дружелюбного незнакомца, проявившего к нему, как кажется, неподдельный интерес.

     И тут ему говорят: «Не могли  бы вы сделать пожертвование на наше благотворительное общество?» Человек  спрашивает: «Какое пожертвование?»  Ему говорят: «Ну, 200 рублей». — «Как, эта книжка стоит 200 рублей?» —  «Нет, книгу мы вам подарили, но вы сделайте пожертвование на благие цели». Здесь уже налицо момент психологического насилия: невозможно отказаться, ведь подарок уже принят. А жестко его  вернуть вроде неудобно: «Ведь  незнакомец был таким вежливым, да еще назвал меня умным и интеллигентным! Не могу же я теперь поступить неинтеллигентно!»  Так человек платит 200 рублей за книгу, которую он и за пятерку не купил  бы.

     Рассмотрим  историю МОСК. Она началась в 1966 году с прибытия в Нью-Йорк пожилого монаха-индуса по имени Абхай Чаран Де (1896-1977). Кришнаиты уверяют, что принадлежат  к древней индийской традиции. На самом деле начало их традиции было положено в 1966 году этим монахом - саньясином, «скромно» именовавшим себя: «Его Божественная Милость» Шри Шримад Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада.

     В досектантской биографии Прабхупады немного найдется эпизодов, сравнимых  по скандальности с жизнью Хаббарда, Муна или Джозефа Смита. Внешне все  было более или менее благопристойно. Но вся жизнь основателя секты, приобретшей  за 35 лет своего существования одну из самых криминальных репутаций, является иллюстрацией одной всеобъемлющей, поглощающей его страсти —  неуемного честолюбия, вытекающего  из необузданной, воистину дьявольской  гордыни. Достаточно взглянуть на его  фотографию (ее можно найти в любом  кришнаитском издании), чтобы это  стало очевидным. По словам Прабхупады, его гуру завещал ему проповедовать учение Кришны на Западе. Однако в молодости Абхай Чаран не стремился сразу воплощать в жизнь заповедь своего учителя; он был бизнесменом, коммивояжером, торговцем фармакологическими препаратами. Этим занятиям он посвятил большую часть жизни. Он очень надеялся разбогатеть — но все его финансовые предприятия кончались крахом. Убедившись, что бизнес не приведет его к желанной цели, Абхай вспомнил заповедь своего учителя и уже на склоне лет начал издавать по-английски журнал о кришнаизме, который назывался «Назад к Богу». Прабхупада порождению принадлежал к течению индуизма, поклоняющемуся единому богу Кришне. Кришнаиты называют себя монотеистами, но с этим можно согласиться лишь при очень беглом взгляде на них — да и то только отчасти.

     Поклоняются они богу, которого называют Кришной (на санскрите «черный», «темный» или  «темно-синий» — говорящее имя). Движение поклонения ему как верховному божеству начал в Индии в XVI веке проповедник Чайтанья. Последователи  Чайтаньи ходили по улицам индийских  городов, били в бубны, впадали в  оргиастический экстаз — и всех призывали поклоняться богу Кришне. Прабхупада заявляет, что он происходит из той линии учителей, которые  напрямую восходят к этому мистику XVI века. Ниже мы увидим, насколько обосновано такое заявление.

     Учение  ОСК будто бы основано на «Бхагавадгите», которая является частью древнеиндийского эпоса. Но на самом деле наши псевдо-кришнаиты  изучают не собственно «Бхагавадгиту», а ее переложение на английский язык, которое было сделано Прабхупадой  и снабжено его комментариями. Что  касается комментариев, то это особая тема, но серьезные ученые-индологи указывают на то, что вышедшая из-под  пера Прабхупады «Бхагавад-Гита как  она есть» — это не перевод, а вполне современный (можно сказать  постмодернистский) пересказ подлинной  «Бхагавадгиты», разбавленный терминами  и концепциями западной поп-культуры и поп-философии.

     Итак, когда люди поселяются в кришнаитском ашраме (общине), они должны начать следовать  строгому индуистскому (в понимании  Прабхупады), а на самом деле типично  сектантскому бытовому коду поведения. Необходимо от всего отказаться: не только от своей собственности, но и  от своего тела. Думающий больше предписанного  о своем теле еще недостоин  Кришны, мысли о теле мешают развивать  в себе сознание Кришны. Естественно, всю свою собственность нужно  не выкидывать и не раздавать бедным, а отдать «Обществу сознания Кришны». При всем своем личном аскетизме  и настоятельном требовании перенимать в своей жизни индийский быт, Прабхупада ради повышения прибыли  после первоначальных запретов благословил  все-таки своих последователей собирать деньги на улицах в костюмах и париках (сейчас это уже норма). Напомню, что, по всей видимости, он знал и о совершающихся  преступлениях и тем не менее, если это приносило деньги, готов  был на все закрывать глаза.

     Можно признать, что ОСК имеет некоторое  отношение к индуизму, сравнимое, например, с отношением «Свидетелей  Иеговы» к христианству. Какая-то отдаленная связь у иеговистов с  христианством через их происхождение  из адвентистских кругов есть, но назвать  их из-за этого христианами весьма затруднительно. То же самое можно  сказать и об отношении наших  кришнаитов к индуизму. Сами традиционные индуисты относятся к ним достаточно настороженно, потому что для них  индуистом может быть только человек, рожденный в Индии, а неиндус, обращенный в индуизм, а уж тем  более сам посвятивший себя в  брахманы, — это нонсенс. Соответственно, западных кришнаитов не пускают во многие индусские храмы, связанные  с «земной жизнью» Кришны.

     В России кришнаиты активно внедряются во все органы и организации, которые  занимаются религиями, и пытаются наладить контакт со всеми структурами  власти, зачастую небезуспешно. В частности, они принимали участие в разработке нынешнего закона о свободе совести, и к их мнению многие разработчики закона прислушивались гораздо более внимательно, чем к мнению представителей Православной Церкви. Отечественные кришнаиты очень любят спекулировать на своей «индийскости» и при появлении в печати малейшей критики в свой адрес начинают шантажировать неминуемым ухудшением отношений с «главным стратегическим партнером России» — Индией. К сожалению, зачастую этот шантаж действует. Впрочем, это можно считать самым невинным из всего того арсенала лжи и подлога, к которому прибегали кришнаиты.

     Религиозный нейтралитет государства, ложно  называемый атеизмом, объявлен виновником всеобщего упадка, исправить который  может лишь немедленное введение во всем мире кастовой системы Варнашрама, во главе которой встанут руководящие  кришнаиты. Речь идет о своего рода захвате власти, который можно  осуществить через покорение  интеллектуальной элиты разных стран  и решающее влияние на средства массовой информации.

     Поскольку в человеческом обществе отсутствует  голова, безумные люди, которые не являются брахманами, ведут мир к мучительному саморазрушению. До тех пор, пока во главе человеческого рода не встанут  брахманы, не будет мира, счастья, удовольствия.

     «Общество сознания Кришны» отрицает свободу. Но при этом, когда критики тоталитарных сект говорят об отсутствии свободы  внутри сектантских общин, то их обвиняют в необъективности. Теория МОСК—  теоретическое обоснование запрета  на свободу, исходящее из уст самих  сектантов. Для пропаганды и осуществления  подобных концепций в обществе кришнаиты, как и другие молодежные религии, охотно пользуются правом на свободу  совести и мнений. Однако недопустимо  злоупотреблять одним из основных прав человека — правом на свободу совести  — для того, чтобы ограничивать остальные основные права. Как мы видели на примере концепции МОСК, в конечном счете это приведет и к ликвидации права на свободу  совести. 
 
 
 

     2. Наиболее известные  и опасные современные  деструктивные культы. Определение секты  с точки зрения  сектоведения, социологии, религиоведения 

     Подтверждено  действительностью, что страна, в  которой уничтожается духовность этического монотеизма, подвергается опасности  развития самых примитивных языческих  суеверий и практик, как возникающих  в ней самой, так и привносимых  извне. С горечью признаем, что  те группы людей, которые отпали от Христа в странах Запада, ныне переносят  проповедь своих псевдохристианских, неоязыческих и оккультных доктрин  в Россию. Вместе с тем, мы должны отметить, что многие оккультные, неоязыческие и тоталитарные движения зарождаются  и в России.

     Тоталитарные  секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения  новых членов, используют цензуру  информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным  способам контроля над личностью, к  психологическому давлению, запугиванию  и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор  мировоззрения и образа жизни.

     Кроме того, о сектантском характере  того или иного сообщества позволяет  говорить отрицание им всей совокупности культуры за его собственными пределами.

     В настоящее время тоталитарные секты (деструктивные культы) активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, государственного управления, производства и коммерции. При этом они часто меняют названия и мимикрируют, прибегают к конфессиональной анонимности и псевдонимности, часто  действуют под прикрытием ими же созданных подставных организаций, не афиширующих, а то и скрывающих свою связь с сектой.

     СМИ должны предупреждать граждан об опасности деструктивных культов. Преподаватели школ и высших учебных  заведений должны знакомить учащихся с информацией о существовании  и деятельности тоталитарных сект.

     Методы  по регулированию поведения в  некоторых религиозных организациях могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной  зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:

     Если  вы можете заставить человека вести  себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в  то, что вы хотите.

     Внезапные, резкие перемены среды могут сделать  человека особенно подверженным влиянию  и привести его к неожиданным  и глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры. Движение может длительно контролировать своих членов, используя:

     Изоляцию. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.

     Социальное  групповое давление. Если эксплуатируется  присущее вам от природы чувство  принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения в идеях группы или сопротивление  им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.

Информация о работе Тоталитарные и религиозные секты