Введение христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:08, реферат

Описание работы

До введения христианства религиозность наших предков выражалась в поклонении силам видимой природы, воплощавшейся в личных божествах: божество солнца Даждьбог, «скотий бог» – Велес, «великий Хорей» – солнечное светило, небо – Сварог, бог-громовержец – Перун, Стрибог – повелитель ветра и многие другие. По мнению одних исследователей, внешний культ у славян был мало развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, что не позволяло язычеству пустить глубокие корни в формирующемся государстве. «Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы».

Работа содержит 1 файл

христианство.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

  

Церковь же утверждает, что «дорогу к христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова  князя Игоря. Она приняла крещение в Константинополе, откуда привезла греческих священников, и начала строить в своих владениях  христианские храмы. Однако её сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов».2

  

Вывод: цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остаётся для нас невыясненной. Она изобилует легендами и  загадками. Но, так или иначе, «зёрна христианства» уже были брошены  в землю Русскую. В результате христианство, если можно так выразиться, стало следующим после язычества  этапом развития Руси.

  

Выбор веры Владимиром

  

Как отметил  проповедник, а впоследствии митрополит Иларион, в знаменитом поныне «Слове о законе и благодати», Крестивший Русь Владимир – не безродный счастливец, оказавшийся у руля огромного государства. Он был «внуком старого Игоря и сыном славного Святослава, прославившегося храбростью и мужеством в годы своего владычества во многих странах».

  

Конец X века, преддверие образования древнерусского государства, Киевской Руси – период особенный. Происходит переход от варварства к цивилизации, возникают крупные  города на важнейших торговых путях. Вместо прежних грабительских походов  на Византию под предводительством  норманнских конунгов, с ней устанавливаются  добрососедские отношения. И на этом фоне языческий пантеон Владимира  оказывается устаревшим. Он слишком  неоднороден по составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян единой системой догм и ритуалов. Объединить племена, создать сильное государство  с такой религией было невозможно.

  

В Х  веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной  стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния  киевских князей «внутри» Руси, приводя  к покорности ещё разрозненные славянские племена, с другой стороны внешняя  угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства. Став великим  князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство  всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племён, живших на восток от великого водного пути. В 981 и 982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 г. с ними был заключён торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.

  

Вокняжившись в Киеве, Владимир произвёл своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

  

В «Повести временных лет» содержится полулегендарный  рассказ, помещённый под 987 годом, об испытании  вер. «Мужей славных и умных, числом десять» избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжских болгар, немцев и евреев. По возвращению  послы пришли к выводу, что «не  добр закон их». Но служба в храмах Греческой земли их поразила. «И ввели нас туда, где служат они  Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

  

В Интернете  можно найти другой рассказ. «Летописные  легенды рассказывают о том, что  князем Владимиром был произведён сравнительный  анализ предлагавшихся вариантов. «Первые  послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. Немецкие послы говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. Наконец безымянный греческий философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру всё содержание Библии и показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестись, ответствовал философ – и будешь в раю с первыми».

  

Так было или иначе, но после сбора дополнительных сведений и совета с боярами великий  князь решился принять христианство. Но при тогдашних богословско-юридических  воззрениях византийцев (как указывалось  выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.

  

В 988 году Владимир крестился сам, крестил  своих детей, бояр и под страхом  наказания заставил креститься киевлян  и всех русских вообще.

  

Крещение  Руси, положившее начало становления  российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление князя Владимира  укрепить государство и его территориальное  единство. Попытка достичь этих целей  с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с  Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской  власти. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских  народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны  христианизированных соседей, относящихся  к язычникам как к нелюдям.

  

Русские летописи содержат полулегендарные  сведения о выборе веры князем Владимиром. Эти предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими  странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны  с поиском пути государственного развития, с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева. Среди причин, определивших выбор  Руси именно Византии образцом для  государственного строительства, важную роль сыграло великолепие восточного обряда. В летописи приводятся впечатления  русского посольства в Царьграде  о православном богослужении: русичи не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская церковь. Незадолго до этого, в 986 году князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с греческим философом – православным миссионером. Даже из полуфольклорного летописного пересказа видно, что переворот в сознании киевского князя готовился заранее.

  

Вероятно, сказались и какие-то личные соображения  Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство в итоге заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нём добрую память.

  

Принятие  христианства Владимиром не было свободно и от политических расчётов. Византийский император Василий II (976-1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол  военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз весьма поднял бы политический статус киевских князей. Для них Византия была тем же символом мощи, богатства и державного блеска, что и для других сопредельных ей народов, только начинавших строить свою государственность.

  

Наиболее  распространённая (и лишённая романтического ореола) версия крещения Руси, такова: Владимир разбил союзников Фоки –  хазар, но греки не спешили выполнять  обещания. Князь «поторопил их», взяв Корсунь (Херсонес), который потом был предложен им в качестве выкупа за невесту. Империи оставалось лишь тешить своё самолюбие тем, что формально она приобретала нового подданного. Он получал третьестепенный придворный титул, который вводил его в иерархическую систему империи. Дипломатический брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых «русов» авторитетом церкви.

  

Вывод: выбор религии сделан – византийское христианство. Великий реформатор Владимир Красное Солнышко, как его величают в былинах, приняв это решение, положил  начало древнерусской цивилизации. Произошёл великий исторический переворот. В течение нескольких десятков лет Русь вошла в культурный ареал восточноправославных государств, поддерживая одновременно тесные связи с католическим Западом.

  

Крещение  Руси

  

988 год.  Князь Владимир вернулся в  Киев. «И возвратившись, повелел  ниспровергнуть идолы – одних  изрубить, других сжечь. Перуна  же приказал привязать к хвосту  коня и волочить его с горы  по Боричеву ввозу к Ручью,  и приставил двенадцать мужей  колотить его жезлами. Это не  потому, что дерево может чувствовать,  но на поругание бесу, который  обманывал людей». Так в сознании  людей языческие боги начали  превращаться в демонов.

  

«На следующий  же день вышел Владимир с попами на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасённых душ».

  

Капища  древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. На месте киевского капища была построена  церковь святого Василия, именем которого был крещён Владимир.

  

Древнерусский писатель и проповедник Кирилл Туровский (XII век), радуясь победе христианства, пишет в одном из поучений: «Не нарекутся богом стихиа, ни солнце, ни источницы, ни древа».

  

Вместе  с Владимиром в Киев прибыли корсунские священники и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсунянином, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем – Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество.

  

В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить  число священнослужителей. Было открыто  большое количество школ, в которых  готовили главным образом священников  и прочих церковников, необходимых  для «совершения треб и для  научного просвещения паствы». Конечно, эти школы в значительной степени  содействовали общему делу просвещения. Во главе Русской церкви стоял  митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии.

  

С обособлением отдельных княжеств каждый князь  стремился к тому, чтобы его  столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных  организаций стали монастыри, строй  жизни которых и идеология были целиком перенесены из Византии. Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями и боярами в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых. Конечно, основатели церкви брали их на своё содержание. Так Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство, поэтому церковь и была прозвана Десятинной.

Информация о работе Введение христианства на Руси