Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:58, реферат
Рито́рика (риторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие[1][2]. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.
В 1920—1950 гг. многие медиевисты,
в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая
модель применима ко всем областям словесности,
и делали из этой гипотезы далеко идущие
выводы. На деле риторика безраздельно
господствовала в латинской
литературе, а
её влияние на поэзию
на народном языке было
длительным, но весьма неравномерным[источник не
[править]Византия
В Византии приёмы риторики ближе всего
подходят к азианизму, и в таком виде эта наука
передаётся и Древней
Руси, где художественные
образцы её влияния мы можем видеть в произведениях
митрополита Иллариона и Кирилл
[править]Риторика Возрождения и Нового времени
В эпоху
Возрождения и классицизма рито
Жёстко-нормативный
характер утверждается за европейской
риторикой особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского
языка учёных и
народного итальянского
языка, лучше всего
находит себе применение теория трёх стилей.
В истории итальянской риторики занимают
видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление
особенно ярко выражается в деятельности академии
делла Круска,
задача которой состоит в охранении чистоты
языка. В произведениях, например, Спероне
Сперони заметно
подражание приёмам Горгияв антитезах, рит
Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.
Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.
Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.
[править]Риторика в XIX и XX веке
В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтическойлитературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.
Слово риторика применялось
для вновь создаваемых
[править]Риторика в России Нового времени
В России, в допетровский
период развития литературы, риторика
могла иметь применение лишь в
области духовного красноречия,
и число её памятников совершенно
ничтожно: мы имеем некоторые стилистические
замечания в «Изборнике» Святос
Систематическое преподавание
риторики начинается в юго-западных
духовных школах с XVII
века, причём учебники —
всегда латинские, так что оригинальной
обработки в них искать не приходится.
Первым серьёзным русским трудом является Краткое
руководство к красноречию Ломоносова («