Дикция и выразительность чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.
Проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Содержание

Введение 3
1 Ораторское искусство 5
2 Техника речи 9
3 Выразительность чтения 12
Заключение 15
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по русскому языку.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия

им. Т.С. Мальцева» 
 
 
 
 
 

Факультет   экономический 

Кафедра  русского языка 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по русскому языку 

    На тему: «дикция и выразительность чтения». 
     
     
     
     
     
     

                              Выполнил:  студент 1 курса,

                                     2 группы, отделения финансы и    кредит Кашина А.С 
             
             

                                Проверил: Украинцева Нина Ефимовна 
             
             
             
             
             

КГСХА-2011г. 

Содержание 

Введение                                                                                                                3              

1 Ораторское  искусство                                                                                       5

2 Техника речи                                                                                                      9   

3 Выразительность  чтения                                                                                 12

Заключение                                                                                                          15  

Список литературы                                                                                             17        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

      Проблема  хорошего голоса для человека чрезвычайно  актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

      В последние годы огромное распространение  получили профессии, где главным  условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

      Речь  человека – это его отражение  в зеркале нашего восприятия. Именно из того, как человек говорит, мы извлекаем первую существенную информацию о новом знакомом. Тембр голоса может дать некоторое представление  о характере, правильность словоупотребления  и особенности произношения помогают выяснить общий культурный уровень  человека.

      Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти  автоматически. Он всем интересен, ему  легко вступить в контакт, он может  влиять на собеседников.

      Многие  люди в немалой степени обязаны  своим успехом именно голосу и  тембр вашего голоса важен для  вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание  между вами и другими людьми зависит  от ваших голосовых и речевых  данных.

      Ваш голос -  могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса.

      Ораторскому искусству можно обучиться! Открыть  свой потенциал, научиться произносить  речь перед публикой, обрести уверенность  в себе могут практически все желающие.  Ведь владение словом дано человеку! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Ораторское искусство

           Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

      Древние греки трактовали риторику как "искусство  убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих.

      Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен). Древний метод совершенствования дикции и речи – метод «камней», используемый ораторами Греции еще в античные времена. Ораторы наполняли рот маленькими камешками, после чего декламировали вслух, стараясь как можно четче выговаривать слова

      Во  времена римской цивилизации  под риторикой стали понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

      Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

      Можно выделить три уровня ораторского искусства :

    1.Владение материалом («что говорить»);

    2.Владение собой («как говорить»);

    3. Образ оратора («кто говорит»).                                                             

Владение  материалом :

     Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка.

      Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используемые в речи) и пассивным. Активный словарь, как правило, в 4–5 раз меньше пассивного. Задача оратора – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, при просмотре теле- и радиопередач, прочтении книг. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.

      Композиция  речи. Обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Речи могут быть различными по типам: академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь  с точки зрения ее структуры строится по единому принципу.

      Речь  состоит из трех частей: 1. Вступление, 2. Основная часть, 3. Заключение.

  1. Вступление  применяется для того что бы привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету.
  2. Основная часть - сообщение информации, ее обоснование .                    
  3. Заключение необходимо для того что бы суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

                                              Владение собой:

          Естественность поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

      Неестественное  поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

                                        Образ оратора:

      При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим  образом:

      60% – КТО оратор, что он из себя  представляет;

      30% – КАК оратор говорит;

      10% – ЧТО он говорит.

      Образ оратора (то, как он выглядит и каким  его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит  оратор.

      Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

      Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

      Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

      Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. 
 
 
 

2.Техника речи

      1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

      Существует  целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники  дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а  так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

      2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

      Говорящему  важно уметь менять темп: если требуется  что-то подчеркнуть, выделить, сделать  акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

      3 .Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

      4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

      Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим  голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным .

          5.Звучность голоса.

      Звучность голоса помогает молодым людям не только перекричать друг друга во время споров, но и сделать так, что их ответ у доски будет  слышен всей аудитории, даже тем, кто  сидит далеко от выступающего.

Информация о работе Дикция и выразительность чтения