Имя прилагательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

1) морфологический

2) морфолого-синтаксический

3) лексико-синтаксический

4) лексико-семантический.

Цель данной статьи – выявить и рассмотреть  своеобразие словообразования имен существительных и их словообразовательную структуру.

Были поставлены следующие задачи:

1. выявить своеобразие словообразования имен существительных;

2. выделить наиболее  продуктивные способы словообразования  существительных;

3. рассмотреть  зависимость между способом образования  существительного и характером  производящей основы;

4. выяснить, какие  изменения происходят в производящем слове при субстантивации.

Словообразовательный  тип – это схема (формула) строения производных слов, характеризуемых  общностью трех элементов: 1) части  речи производящей основы;  

3

2) семантического  и отношения между производными  и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими.

Установив семантические  отношения между производящими  и производными, можно определить словообразовательное значение слов данного  типа. Словообразовательное значение выражает тождество значений в одном словообразовательном ряду и каждый член словообразовательного ряда передает одинаковое словообразовательное значение. Словообразовательное значение указывает на определенный тип отношений, которые устанавливаются в акте номинации между источником наименования и самим наименованием.

Основным способом словообразовательного значения принято  считать его обусловленность. Не менее важной является более высокая  степень его обобщенности по сравнению  с лексическим значением. Словообразовательное значение имеет еще и факультативные свойства, то есть те, которые характерны не только для словообразовательного значения. К ним относятся средства выражения словообразовательного значения.

Словообразовательное  значение выражается с помощью ограниченного числа морфем. При описании словообразования разных частей речи Е.А.Земская считает целесообразно использовать понятие более широкое, чем словообразовательный тип, а именно «понятие словообразовательной категории». «Словообразовательная категория формируется группой словообразовательных типов, объединяемых общностью: 1) деривационного значения; 2) способа словообразования; 3) производящих основ». Но словообразовательные типы, образующие словообразовательную категорию, различаются аффиксами. Как пример словообразовательной категории можно привести категорию существительного:

1) обладающих  значением «производитель действия, названного производящей основой». Например: «внимательный читатель  всегда найдет ошибку…»;

2) образуемых  суффиксацией; например: «Учителю стоило подумать, прежде чем » «…Думая о нем, как о защитнике, я очень ошибалась…»;

3) производимых  от основ глагола, например: «Мусорщикам  из-за этого приходится очень  тяжело».

По мнению Земской, словообразование каждой части речи необходимо описывать, исходя из того, какие словообразовательные категории действуют в пределах разных способов словообразования.

Как отмечают исследователи, имя существительное в словообразовательном отношении – самая богатая  часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические способы образования существительных: аббревиация, усечение основ, нулевая суффиксация, субстантивация.

Известно, что  в современном русском языке  существует несколько словообразовательных способов, с помощью которых образуются новые слова. Рассмотрим кратко каждый из них. Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что новые слова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процесс формирования слов – омонимов, а значит, и образования новых слов проявляется в языке в силу того, что

4

лексическая единица, получая какое – либо смысловое  значение, продолжает употребляться  и со своим старым значением. Например: «…в борьбе за мир во всем мире людям следует объединяться…».

Лексико-семантический  способ словообразования заключается  в том, что разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные  и независимые, или в том, что  за существующим в языке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.

Появление новых  слов в результате лексико-семантического словообразования может происходить  как на базе отдельных слов, так  и на базе фразеологических оборотов. Например: «… поэтому баклушничать ему не приходится…»

Под морфолого-синтаксическим способом словообразования понимается образование новых лексических  единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в  другой.

Лексико-синтаксический способ словообразования – это способ возникновения новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц.

Таким образом, слова, образованные лексико-синтаксическим способом, представляют собой слияние  в одно словесное целое, либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь, с предлогом или отрицанием).

Возникновение с помощью этого способа новых  лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельной словесности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. В результате чего язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения фонетической и морфологической. Этим способом образуются прилагательные и наречия, но он не распространяется на существительные.

Морфологический способ словообразования представляет собой словопроизводство в полном смысле этого слова. Под этим способом словообразования понимается образование  новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов. С помощью морфологического способа словопроизводства образуются такие лексические единицы, которые являются новыми во всех отношениях. Собственно, этим объясняется тот факт, что данный способ словообразования является наиболее продуктивным. Основные типы морфологического словообразования – аффиксация, безаффиксный способ образования, сложение, аббревиация и обратное словообразование.

Самым продуктивным в образовании существительных  является суффиксальный способ. Этим способом словообразования производятся существительные от основ различных  частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов. При этом по сравнению  со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое большое.

По грамматическому  характеру производящего слова  выделяются суффиксальные существительные, мотивированные: 1) глаголами; 2) прилагательными; 3) существительными; 4) числительными. 

5

Существительные, образованные от глагольных основ, имеют  общее словообразовательное значение «носитель процессуального признака»  или «отвлеченного процессуального  признака».

1. Существительные  со значением «носитель процессуального  признака» образуются посредством суффикса –тель-.

Существительные с суффиксом -тель-(-итель-) называют лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления  действия, названного производящим словом. Например: «Спасатели стремились поскорее спасти строителей, которые остались под обломками дома».

Данный тип  продуктивен в современном русском  языке.

Суффикс –ник-. Существительные с суффиксом  –ник-(-еник-,-ик) имеют то же общее  значение, что и суффикс –тель-. Следовательно, суффикс –ник- имеет  следующие значения: «носитель процессуального признака» и «предмет, предназначенный для осуществления действия». Например: «Учителю стоило подумать, прежде чем ругать ученика; Он большой шутник, да и работник из него неплохой получится».

Суффикс –лец-. Существительные с суффиксом –лец- называют лицо, производящее действие, названное производящим словом: «Жилец сверху вечно достает меня своим шумом».

Суффикс –ок-. слова  с данным суффиксом имеют общее  значение «лицо или предмет, характеризующиеся  действием, названным мотивирующим словом». Слова, образованные с помощью суффикса –ок-, группируются в два подтипа.

1. Подтип со  значением «лицо, производящее  действие». Например: «…игроком  под номером два оказался незнакомец…».

2. Подтип со  значением «то, что возникло  в результате действия». Например: «Миша – это подарок судьбы, не будь его, что было бы со мной, не знаю».

Суффикс –к(а). существительные  женского рода называют предмет, характеризующийся  действием, названным мотивирующим словом. Например: «Прятки – любимая  детская игра».

Суффикс –льн(я). Существительные с суффиксом  –льн(я) называют помещение, предназначенное  для производства действия, названного мотивирующим словом. Например: «Синий, голубой цвета успокаивают, потому стены в спальне желательно красить  в эти цвета».

Суффикс –ин(а). Существительные с –ин(а) называют предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного производящим словом. Например: «Благодаря ему я лишь отделалась несколькими царапинами».

Существительные со значением отвлеченного процессуального признака.

Суффикс –ни(j)-. Существительные среднего рода (вариант  суффикса –ени(j)-, -и(j) и др.) совмещает  в своем значении присущие мотивирующему  глаголу значение процессуального 

6

признака (действия, состояния) со значением существительного как части речи. Например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».

Это один из самых  продуктивных суффиксов среди примеров, отмеченных нами.

Суффикс –ств(о). Существительные с суффиксами –ств(о),-еств(о),-тельств(о) имеют то же значение, что и слова предыдущего типа, например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».

Существительные с суффиксами -ость- называют отвлеченное состояние, например: «…любовь без ревности не обходится, этому есть множество доказательств.».

В единичных  существительных выделяются суффиксы: -знь,-ищ,-овь. Например:

«Такая болезнь  может унести с собой целое семейство».

«Прозвище «умник»  он получил из-за того, что носил  очки».

Другую группу составляют существительные, образованные от прилагательных. Они также имеют  две разновидности:

1) существительные  со словообразовательным значением  «носитель признака»;

2) существительные  со значением отвлеченного признака.

Существительные со значением «носитель признака»  образуются с помощью суффикса -ик-,(-ник-).

Они имеют общее  значение «предмет» (одушевленный или  неодушевленный), характеризующийся  признаком, названным производящим словом. Например: «Прозвище «умник» он получил из-за того, что носил очки».

Слова этого  типа называют лицо, животное, неодушевленный предмет.

Существительные с суффиксом –ец- имеют общее  значение предмет одушевленный или  неодушевленный, явление, характеризующееся признаком, названным производящим словом.

Существительные с суффиксом –ость (-ность) имеют  такое же значение, как в предыдущем типе. Отдельные слова называют человека, место, пространство, вид, облик и  др.

Существительные со значением отвлеченного признака образуются посредством следующих суффиксов.

Особую группу составляют слова с субъективно  – оценочными значениями. К субъективно  – оценочным относятся следующие  значения, выражаемые суффиксальным  способом: уменьшительное, ласкательное, уменьшительно – ласкательное, уменьшительно – уничижительное, увеличительное. Такие образования характерны для разговорной речи.

Небольшая группа существительных представлена словами, которые были образованы при помощи суффиксов, стилистически окрашенных.

7

Некоторые префиксально – суффиксальные существительные, образованные от существительных, мотивируются одновременно предложно – падежными  формами соответствующих существительных.

Информация о работе Имя прилагательное