Искусство публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Содержание

1. Искусство публичного выступления. 4
1.1 Внешний облик оратора. 5
1.2 Внешность. 6
1.3 Манеры. 7
2. Как предоставят слово… 9
2.1 Выражение лица. 9
2.2 Контакт со слушателями. 10
2.3 Поза. 11
3. Жесты. 13
3.1 Сущность и познание жеста. 13
3.2 Правила пользования жестами. 14
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Мой русский.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Наличие  зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части  аудитории на другую. Это поможет  вам избежать  смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на  них во время беседы  или публичного выступления. Выберите отрывки  различной длины и  выразительности и упражняйтесь в произнесении  их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой  или с каждым  наиболее значительным словом. В  большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

     Но  дело  не в технических приемах, имеющих целью наладить связь  с аудиторией. Факт  почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена  именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь—действительное  общение  только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. 

     2.3 Поза.

     Не  все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся  в глаза оригинальность позы. Вы  тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь  в описанной ниже  манере  правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

     Ноги  расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению  к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

     Если  чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в  колене; если напряжена шея или  связаны  плечи, сделайте  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько свободных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения. Как только появится ощущение  легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом  шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась  в сторону.

     Учтите, что для правильной координации  движений и течения мыслей  движение скорее должно  предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались   движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  передышки —  подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Жесты.

     3.1 Сущность и назначение  жеста.

     Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.

     Впрочем, для начинающего оратора, еще  не привыкшего к жестикуляции руками  при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой над  жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если  таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

     Секрет  особой целесообразности жестикуляции  руками  скорее всего заключается в том, что в значительной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для  выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками  человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.  Когда жестами пользуются при описаниях, или  с целью подражания,  или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

     Жест  имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы  балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи. 

     3.2 Правила пользования  жестами.

     При  жестикуляции  пользуйтесь следующими правилами:

     а) Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.       б) Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жеста.

     в) Управляйте жестами. Не  старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

     г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

     д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

     Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В общении  оратора  с  аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы  и  жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению

     Лучшая  черта во внешнем облике оратора  — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер — непринужденность,  воодушевление, уверенность и дружеский тон. В  правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения,  усиливающие  впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция  руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой  проявления настроений и мыслей оратора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

     1. Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003г. - 432с.

     2. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1998.

     3. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 2000. 
 
 

     . 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Искусство публичной речи