Исследование собственных казахских имен

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:16, научная работа

Описание работы

В различных ситуациях мы пользуемся именем, не думая о его значении и форме.На вопрос о том, что означает имя, почему дали именно такое имя, многие не сразу могут ответить и только тогда задумываются над его значением и историей. Имя важно для человека и, как отмечает российский ученый А.Ф.Лосев, «именем и именами пронизана вся культура, все человеческое бытие, вся жизнь. С именами начинается разумное и светлое понимание,взаимопонимание и исчезает слепая ночь живого самоощущения. В слове и, в особенности в имени, - все наше культурное богатство, накопленное в течение веков».

Содержание

Введение.......................................................................................
Антропонимы ...............................................................
Происхождение собственных казахских имен ........................
Три типа казахских имен ..........................................................
Анализ имен учеников Бирлестыкской средней школы .....................
Интересные факты об именах ..................................................
Произведения русских и казахских поэтов об именах, причине выбора имени
Имена учеников 8 класса: значение и смысл имен, причина выбора ...................................................................
Ребусы - имена людей
Заключение .......................................................................................................
Библиография .......................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Имя человека.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение.......................................................................................

Антропонимы ...............................................................

Происхождение собственных казахских имен ........................

Три типа  казахских имен ..........................................................

Анализ имен учеников Бирлестыкской средней школы .....................

Интересные факты об именах ..................................................

Произведения русских  и казахских поэтов об именах, причине выбора имени

Имена учеников 8 класса: значение и смысл имен, причина выбора ...................................................................

Ребусы - имена людей

Заключение .......................................................................................................

Библиография .......................................................................................................

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

    Тема научной работы: «Исследование собственных казахских имен».

   Рожднение ребенка связано  с очень интересным и в то  же время сложным актом имянаречения, которое является древней и  значимой для народа традицией. Имя человека тесно связано с тем обществом и теми жизненными условиями, в котором он живет. История знет многие имена, данные различным социальным явлениям, общественным событиям и передаваемые из поколения в поколния, и наоборот, многие имена даны в честь каких-либо исторических событий, личностей, объектов и явлений окружающей действительности. Если обратим особое внимание на историю развития имен, их состав, изменение в зависимости от развития эпохи, общества, народа, то можно получить множество интересной информации о развитии и изменении самого общества, материальной и духовной культуры народа.Имя человека… Как много оно значит! С древнейших времен люди давали своим детям имя, желая отразить в нем свою заветную мечту. В имени ребенка они хотели видеть какое-то новое, прекрасное начало. Как и все народы мира, казахи в своих именах отражали все самое лучшее, что они видели в жизни.

     Имя человека –  это то, что он получает при  рождении и с чем живет всю  свою жизнь. Оно важно в различных  социальных и коммуникативных  ситуациях, имя помогает нам  общаться, утверждаться, фиксироваться.  Для нас имя – это своего рода социальный идентификационный код, т.е. имена выполняют важные функции: социальную и юридическую – идентификацию личности в обществе, дающие возможность войти в различные социальные институты. Поэтому понятно, что функционирование имен собственных в обществе, их выбор, запись и употребление играют в жизни каждого члена общества существенную роль.

      В различных ситуациях  мы пользуемся именем, не думая  о его значении и форме.На  вопрос о том, что означает  имя, почему дали именно  такое имя, многие не сразу могут ответить и только тогда задумываются над его значением и историей. Имя важно для человека и, как отмечает российский ученый А.Ф.Лосев, «именем и именами пронизана вся культура, все человеческое бытие, вся жизнь. С именами начинается разумное и светлое понимание,взаимопонимание и исчезает слепая ночь живого самоощущения. В слове и, в особенности в имени, - все наше культурное богатство, накопленное в течение веков».

       Человек издавна  с особым вниманием относился  к имени, его интересовало как собственное имя, так и то имя, которое он присваивал другому: своему ребенку, близкому человеку, недругу. Оно служило, по его мнению, своеобразным знаком, определявшим судьбу.Поэтому до сих пор существуют имена-пожелания, имена-обереги. Неважно, в каком обществе рождается имя, законы его образовани всегда одинаковы

 

    В настоящее время ономастика, как одно из ведущих направлений национально – языковой политики в республике, приобретает не только научно – практическое, культурно – историческое, но и общественно – политическое значение.

    На любом этапе развития  общества ономастические наименования  имели важное историческое значение. Ни одно человеческое сообщество, ни одно государство в процессе  своего развития не обходились  без собственного набора аптропонимов и топонимов. Также и казахстанское сообщество имеет свою ономастическую систему, сформировавшуюся в далеком историческом прошлом.С приобретением независимости и становлением Республики Казахстан, как субъекта международных отношений, национальная ономастика начала активно вовлекаться в мировое пространство.Ономастические единицы в настоящее время активно задействованы в международных официальных документах.

   Изучением собственных имен занимаются доктор филологических наук, профессор Телгожа Жанузак, доктор филологических наук, профессор Гульмира Мадиева.

 

Антропонимы

 

 Особую группу собственных  имен (онимов) в языке составляют  антропонимы — имена людей.  Они служат для выделения человека  из ряда ему подобных. В каждом  языке существует своя специфика идентификации и индивидуализации человека, используются свои языковые средства.

   Ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования.

    Антропонимика – раздел  ономастики, изучающий имена людей (собственные).

Оним – имя собственное.

    .

       Имя человека специалисты относят  к антропонимам – разряду имен собственных, включающего в себя любые именования, которые может иметь человек: личное имя, отчество, фамилию, прозвище, псевдоним, кличку и др., каждое из которых образуется по своим определенным закономерностям. Все виды антропонимов объединены общим признаком – способностью именовать человека.Из них только личное имя обладает высокой степенью индивидуализации,т.е. каждый человек имеет имя, остальные виды могут быть факультативными и соотноситься с историко-культурными традициями народа.Кроме того, необходимо отметить, что личные имена выбираются относительно произвольно,чаще всего они выбираются из того списка имен, который исторически сложился у каждого народа, тогда как фамилии и отчества обусловлены родственными связями. В современной жизни у народов постсоветского пространства имя и фамилия – обязательны, в то время как прозвища, псевдонимы и другие имена являются не основными, а дополнительными и даются далеко не каждому человеку.

      Безусловно, что у  каждого народа есть свои традиции  именования, которые выражаются  в мотивах именования, структуре  имени.Фонд имен любого народа  разнообразен по своему составу,  но у каждого народа он ограничен, поэтому одно и то же имя может иметь не один человек.

 

Происхождение собственных казахских  имен

 

     Основной  фонд национального  именника (совокупность личных имен), состоящий из мужских и женских  имен, обладающих определенной семантикой, в большинстве случаев составляют имена родного языка. Тем не менее, как не трудно заметить, он может пополняться за счет имен-заимствований из различных языков. На практике мы часто встречаем иноязычные, «чужие» имена, которые отличаются своей звуковой формой от «своих».

       Во многих национальных антропонимических  системах существует деление  личных имен на официальные  (полные) и неофициальные.

Неофициальные имена, в свою очередь, подразделяются на:

  • краткие (гипокористические) имена, имеющие сокращенную форму основы или одну полную основу вместо двуосновного имени: Касым от Касымжан, Гуля от Гульнар;
  • имена с уменьшительно-ласкательным оттенком значения (диминутивные), образованные с помощью специальной диминутивной финалии: Жако от Жанибек, Мако от Марал.

Кроме того, в казахской антропонимии (совокупность имен) существуют уважительные имена, которые используются для обращения (именования) людей старших по возрасту, званию, социальному положению и т.п.: Саке от Самат, Баке от Бауржан.

 

 

 

Три типа  казахских имен

 

  Имена  создаются на основе тех средств,  которые имеются в языке, поэтому  имена казахского народа исторически  представлены, в основном, тремя  типами – простыми, сложными и  производными именами:

  • Простые имена состоят из одной основы. К этому типу относятся личные имена, значение которых позволяет соотносить их со значением нарицатеьной лексики (Бақыт – бақыт «счастье», Болат – болат «сталь»);
  • Сложные имена образуются  при помощи не менее двух  основ (Айгүл – ай «луна» + гүл «цветок», Ақжол – ақ «чистый, светлый» + жол «путь, дорога»);
  • Производные имена – имена, образованные путем сокращения основ и оформления специальными языковыми средствами (каз. Мэлс из Маркс + Энгельс + Ленин + Сталин, Данэль из Дана + Элеонора).

Существуют различные классификации личных имен. Так, российский ученый В.А.Никонов выделил три группы личных имен: а) имена описательные, 2) имена – пожелания, в) имена – посвящения. Каждая группа может включать несколько подгрупп. Казахстанский ученый Т.Джанузаков, разработавший детальную лексико – семантическую классификацию казахских личных имен, определил четвертую группу, объединяющую культурно – исторические или социальные имена, связанные, в основном, с религиозными верованиями, тотемом, табу и культурными традициями казахского народа.

 

 

 

 

Имя человека… Как много оно значит! С древнейших времен люди давали своим детям имя, желая отразить в нем свою заветную мечту. В имени ребенка они хотели видеть какое-то новое, прекрасное начало. Как и все народы мира, казахи в своих именах отражали все самое лучшее, что они видели в жизни. Имена казахов отражают культуру

и историю развития народа с древнейших времен и до сегодняшних дней. Выбор

личных имен  у казахов широк  и разнообразен, и отражает все  стороны их жизни:

животноводство, явления природы, названия местности, моральные и нравственные качества людей и многое, многое другое.

    Время и история, конечно же, оставили свой отпечаток и в казахских именах. В связи

с принятием ислама изменились обычаи и традиции наречения детей. Появились имена

арабо - иранского происхождения.

  Монгольское господство дало  казахам ряд новых  имен, заимствованных  непосредствен-

но из монгольского языка.

   Немалую роль сыграло и присоединение Казахстана к России. Русские имена, заимствованные казахами, встречаются в документах, начиная с восьмого века.

    При выборе имен  казахи могли руководствоваться  разными факторами, но главное, они хотели, чтобы имя было красиво и отражало суть нового человека, чтобы выросший ребенок действительно стал таким, каким был назван.

    Люди привыкают к именам. Время скрывает их первоначальный смысл и происхождение.

А ведь все имена имеют свою историю, и многие из них берут свое начало из глубины веков.

     Имена людей, антропонимы  – это прежде всего слова, и, как все слова,  они подчиняются законам лингвистики. Но антропонимы образуют в языке совершенно особый слой слов, в котором возникают свои закономерности.

     Семантика имен в  меньшей степени зависит от структуры языка, чем значение любого другого слова. Например, у большинства народов мужские имена означают силу, смелость, власть, а женские – красоту, целомудренность, нежность. Различия же имен обусловлены не столько различиями языков, сколько причинами конкретно-исторического характера.

      Насколько известно, личные имена существовали всегда и у всех народов. Однако традиции, связанные с присвоением имен, в разные времена и у разных народов были весьма различными. Например, у некоторых народов детям при рождении давались одни имена, а при достижении ими определенного возраста старые имена заменялись новыми. У иных народов имя не надо была давать или придумывать: оно была предопределенно именем родителей. У некоторых народов имя давалось в соответствии с расположением небесных светил или в зависимости от дня, в который родился ребенок, и не менялось в течение всей жизни. При этом, в старые времена, если расположение светил на небе оказалось неудачным или день  рождения несчастливым, имитировалось вторичное рождение в более благоприятный день, для чего обносили вокруг коровы или козы, а затем протаскивали у нее под брюхом. У других народов считалось, что имя должно содержать напутствие для новорожденного, у иных – что имя не должно быть привлекательным, иначе злые духи унесут ребенка (традиция эта восходит к древним временам, когда имя настолько тесно отождествлялось с его носителем, что казалось даже его непременной частью)

       Казахский язык относится к кыпчакско-болгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков,  однако собственно тюркских имен в настоящее время насчитывается немного.

       Некоторые имена,  употребляющиеся у казахов, заимствованы из арабского языка вместе с мусульманской религией.

        Их длительное  пребывание в казахском языке  привело к том, что былая  чуждость многих из них забыта, и они воспринимаются как свои, национальные, наряду с сохранившимися древнетюркскими именами.

    Происхождение и мотивы  присвоения собственно тюркских  имен связаны с восприятием  древними тюрками окружающей  действительности,  в частности,

с одухотворением сил природы, ср. имена Шолпан – «планета Венера», Жулдыз –

- «звезда», Айсулу – «луна красавица», Кунсулу – «солнце красавица»  и т.д. В основе

ряда имен лежат различные пожелания, чувства родителей: Куандык –  «обрадовались», Турсын – «пусть живет», Улмес – «не умрет», Талмас – «не устанет», Узак – «долгий»,

Уирзак и Мынжасар – «пусть живет 1000 лет».

    Желание родителей видеть  ребенка богатым, смелым, здоровым, счастливым отразились в именах  Алтын – «золото», «богатый»,  Гаухар – «бриллиант» , Тастемир – «камень – железо», «Бахыт – счастье» и т.д.

     Некоторые имена давались  с пожеланием, чтобы следующий ребенок был обязательно сыном: Ултуар – «родит сына», Улболсын – «пусть будет сын», Улжан – «сын- душа»,

Кызтумас  – «девочкой не родится»,  Улту - «роди сына», Улпан и т.п. Можно предположить, что такие имена давались в тех семьях, где до этого рождались только девочки.

     В данным случае предки, вероятно  придерживались «ырым» (заклинание, колдовство),

суть которого сводится к тому, что если в семье рождаются одни девочки, то приостановить это можно лищь путем наречения самой младшей указанным именем, т.е. Кызтумас, и тем самым уверяли себя в том, что следующий ребенок будет непременно сыном.

     Как и большинства других тюркоязычных  народов, у казахов существовало множество такого рода «ырым».Например, если в семье новорожденные умирали один за другим,

то обычай был такой: называть их именем того предмета, который первым бросится

в глаза  матери после появления ребенка  на свет.

     Одним из самых распространенных  «ырым» является обычай, по которому тюрки, желая сохранить ребенка от нечистых сил, давали ему имена включавшие слова со

значением «собака» и «падаль». Зная, что падаль не подбирает даже собака, они предполагали, что, назвав ребенка именем вроде Итбай, Байбори, Каскырбай, Жаманбай и т. п., они спасут ребенка.

      Наречение детей  названиями животных – одно  из очень распространенных явлений  у тюркоязычных  народов, распространенные также и у казахов. В этом, вероятно, отражается желание родителей, видеть своих сыновей сильными, быстрыми и ловкими: Арыстан, Арыслан – «лев», Жолбарыс – «тигр», Аюхан – «медведь-хан» и т.д.

Информация о работе Исследование собственных казахских имен