Из истории русской риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:01, доклад

Описание работы

Витийство — Красноречие (от русск. красный «красивый» и речь) Ораторские способности (природные или благоприобретённые), умение говорить красиво и убедительно
вече(общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc.docx

— 13.86 Кб (Скачать)

Из истории  русской риторики

 

 

 

Витийство — Красноречие (от русск. красный «красивый» и речь) Ораторские способности (природные или благоприобретённые), умение говорить красиво и убедительно

вече(общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве  Древней Руси. Но по документам и  сохранившимся литературным произведениям  можно составить представление  об основных особенностях и принципах  древнерусского красноречия. Первоначально  оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и  особенно вече (народное собрание в древней и средневековой Руси) требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

 

Известно  в Древней Руси и дипломатическое  красноречие. Одна из первых серьезных  дипломатических акций относится  еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Достойным образом  в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

Временем  настоящего расцвета русского красноречия  стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь занимался чтением и толкованием христианских книг. Слава о нем шла по всей Туровской земле. По предложению князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом в Турове.

 Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.

Образцы вполне светского публичного красноречия  есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение  к князьям Святослава.

Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об  образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия.

В становлении  русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник  «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г).

Ломоносов дает следующее  определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения . Иларион, Лука и Кирилл Туровский.


Информация о работе Из истории русской риторики