Из истории учения о частях речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Еще в далекие времена люди интуитивно, на основе самых разнообразных
критериев, устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось
удобно установить при описании языков с делением словарного состава по
частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов
и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать
определенные классы слов.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 24.53 Кб (Скачать)

Из  истории учения о  частях речи.

   

    Еще в далекие времена люди интуитивно, на основе самых разнообразных

критериев,  устанавливали определенные  классы  слов,  которые   оказывалось

удобно установить при описании  языков  с  делением  словарного  состава  по

частям речи. В истории науки о языке, начиная  с  древнеиндийских  языковедов

и   Аристотеля,   постоянно    наблюдается    стремление    охарактеризовать

определенные  классы слов.

    Яска и Панини (V – III в. до н. э.)  устанавливали в древнеиндийских

языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу.  Они объединялись

попарно по признаку сохранения значения вне предложения  (имя,  глагол)  или

утраты  значения  вне  предложения  (предлог,  частица).  Имя  и  глагол   в

предложении, т.е.  как словоформы  речевой цепи,  назывались  ''падеж''  и

''действие''.  Как  подгруппу  имен  Яска  выделял местоимения. Смысловой

критерий  был  ведущим  при  установлении  частей речи в древнеиндийском

языкознании (Кочергина В. А., 87).

    Аристотель  (IV  в  до  н.  э.)   устанавливал   три   части   речи   в

древнегреческом языке:  имя,  глагол  и  союзы  (к  которым  относили  также

артикли, местоимения, связки). Позже александрийские  грамматики  установили

восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль,  местоимение,  наречие,

предлог, союз.  Римские  языковеды,  изъяв  из  числа  частей  речи  артикль

(артикля не  было в латинском языке), прибавили  междометие.  В  средние   века

стали особо  выделять прилагательное. Классификация  частей  речи  в  античном

языкознании составлялась в тесной  связи с развитием логики:  части речи

отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения,  т.е.

с  категориями  логики.  Но  все  же   эта   классификация   была   частично

грамматической, так как некоторые  части  речи  устанавливались  по  наличию

определенных  грамматических форм и значений (например, глаголы – это  слова,

изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д.  и обозначающие  действие).

Грамматика античного  мира, средневековья и  даже эпохи  Возрождения  имела  в

основном дело с греческим и латинским языками;  при разработке  грамматик

новых западноевропейских  языков  языковеды   исходили  из  норм  латинского

языка (Кочергина  В. А., 87-88).

    Взгляд  на части речи как логико-грамматические  категории  господствовал

вплоть до конца XVIII – середины XIX в.

    В  XIX – XX в. традиционная система частей речи перестает удовлетворять

ученых.  Появляются  указания  на  непоследовательность  и  противоречия   в

существующей  классификации, на отсутствие в ней  единого принципа деления.

В  XIX  в.  в  связи с интенсивным развитием языкознания,  в   частности

морфологии, с  изучением множества новых  языков  встает  вопрос,  на  основе

каких критериев  следует выделять части речи  и  различны  ли  они  в  разных

языках.  Выделение частей  речи  начинают  основывать  на   морфологическом

критерии, т.е. на  общности  грамматических  форм,  присущих  тем  или  иным

разрядам слов. Примером выделения частей речи  с  формально-  грамматической

точки зрения может  служить определение частей  речи  у  Ф.  Ф.  Фортунатова.

Части  речи,  называемые  им  ''формальными  классами'',  Ф.  Ф.  Фортунатов

выделял по наличию  у соответствующих слов тех или  иных форм  словоизменения:

слова  склоняемые,  слова  спрягаемые  слова  несклоняемые  и  неспрягаемые.

Исходя  из  этого,  существительное  –  такой  формальный  класс   (согласно

Фортунатову),  который  имеет  форму  падежа,  а  прилагательное   –   такой

формальный класс,  который  характеризуется  формой  рода,  числа  и  падежа

(Кочергина В.  А., 88).

    Наряду  с морфологическим  продолжал развиваться логико-синтаксический

критерий подхода  к  характеристике  частей  речи.  С  синтаксической  точки

зрения в одну и ту же часть речи объединяются  слова,  которые  выступают  в

роли одного и того же члена предложения. Например, те слова,  которые  могут

выступать в  качестве определений, являются прилагательными.  Основываясь  на

узкоморфологических или синтаксических особенностях  слов,  всегда  так или

иначе связанных с их собственно-лексическим значением,  части речи  начали

обозначать как ''лексико-грамматические разряды  слов''  (Кочергина  В.  А.,

88). 

Трудность  в определении  частей речи.

   

    Раз  можно  спорить  о  том,  что  является  основанием,  по   которому

выделяются части  речи, то, очевидно, распределение слов по частям речи –  не

результат  логической   операции,   называемой   классификацией,   поскольку

последняя, как известно, подчиняется всем правилам  деления объема  понятия

и, в частности, тому основному правилу, что деление  должно производиться  по

одному  и  тому  же  существенному  и,  конечно,  совершенно   определенному

основанию.  Там,  где  само  основание  деления  неочевидно,   нуждается   в

определении, там не может быть и речи  о классификации в научном смысле

этого слова. Подведение отдельных слов под  ту  или  иную  часть  речи  дает

своего рода классификацию слов, однако, само различение  частей  речи,  едва

ли  можно  считать  результатом  ''научной''  классификации  слов  (Стеблин-

Каменский М. И., 19-20).

    Распределение  слов по частям речи не  удовлетворяет  и другому основному

правилу деления  объема понятия, а именно – тому правилу, что  члены  деления

должны взаимно  исключать друг друга. Так как  в  вопросе  о  частях  речи  мы

имеем дело не с  классификацией слов, то, может случиться, что одно и  то  же

слово окажется одновременно подводимым под разные категории. Так,  например,

местоимение оказывается  в то же время  и  существительным  и  прилагательным

(Стеблин-Каменский  М. И., 20).

    Распределение  слов по частям речи не удовлетворяет  и третьему основному

правилу деления  объема понятия, т.е. тому правилу,  что  объем  всех  членов

деления  в  совокупности  должен  равняться  объему  делимого  понятия.  Но,

поскольку  мы  имеем  дело  не  с  классификацией,  нечего  опасаться,   что

некоторые слова  никуда не подойдут – значит они действительно не  подводятся

не под какую  категорию (Стеблин-Каменский М. И., 20).

    При  определении частей речи по  лексико-морфологическому  или лексико-

синтаксическому  признаку  всегда  выступает  транспозиция  значений,   т.е.

повторение  значений  морфологических  в  единицах  лексики  и   синтаксиса.

Например, грамматическое значение именительного  падежа  повторяет  частично

значение  подлежащего.  Винительный  падеж  в  такой  же  степени  повторяет

значение  дополнения.  Наклонения  в  какой-то  мере  повторяют  лексическое

значение модальных  слов и  т.п.  Таким  образом,  установление  частей  речи

оказывается не строгим, а произвольным (Кочергина  В. А. , 88-89).

    Структурное   своеобразие  каждого  языка,  очевидное  при  рассмотрении

системы его  частнограмматических (словоизменительных) категорий,  привело к

мысли о том,  что  система  частей  речи  каждого  языка  тоже  должна  быть

своеобразна. Поэтому  при описании  частей  речи  отдельных  языков  начинают

вводиться новые  термины, чтобы обозначить и  выделить  это  ''своеобразие''.

Проблема осложняется. В связи с этим вопрос об общих  принципах  и  критериях

установления  частей речи отходит  на  второй  план,  уступая  место  строгой

описательности  классов слов по их формальным показателям,  которые  пытаются

установить   (например, типы словообразования, функционирования  в предложении) даже для тех языков, в которых формы словоизменения  вообще  не развиты (Кочергина В. А., 89).

    Наличие   нескольких  допустимых  критериев   установления  частей   речи

привело к тому, что в перечне частей речи одного  языка  в  один  и  тот  же

исторический  период  устанавливалось  различное  количество  частей   речи.

Например, для  русского  языка  А.  А.  Шахматов  устанавливал  четырнадцать

частей речи,   Д. Н. Кудрявский – четыре части речи,  а в  ''Академической

грамматике русского языка'' пишут о восьми частях речи.

    Каждый  ученый, имея дело с  одним   и  тем  же  фактическим   материалом,

осмыслял его, исходя из различных  концепций  частей  речи.  Таким  образом,

отсутствие общей  концепции  частей  речи,  пестрота  терминов  и  дефиниций,

применяемых  разными  авторами  при  описании  частей   речи,   отрицательно

сказываются  на   обобщающих   обзорах   в   этой   области   грамматических

исследований.

    В  современном языкознании вопрос  о принципах установления  частей  речи

до сих  пор  остается  актуальным.  Сейчас  в  лингвистические  исследования

втягивается все  большее количество языков мира.  При  этом  старые  критерии

установления  классов слов (частей речи)  перестают  удовлетворять,  так  как

эти  критерии  вырабатывались  в  основном  при  исследовании  лишь   языков

индоевропейской, а также семитской и тюркской семьи.

    Современное  языкознание выдвигает на  первый  план  описание  по  таким

принципам, которые, будучи едиными, охватывали бы все известные  структурные

типы языков, сведя их описание к общим исходным представлениям. 

Классификация частей речи Виноградова  В.В. . 

     В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи  на  базе

углубленного  анализа  понятия  слов,  его  формы  и  структуры   в   языке.

''Выделению   частей  речи   должно   предшествовать   определение   основных

структурно-семантических  типов слов'' (Виноградов В. В., 29).  Классификация

не может игнорировать ни одной стороны в структуре  слова,  хотя  лексические

и грамматические критерии, по  его  мнению,  должны  играть  решающую  роль,

Информация о работе Из истории учения о частях речи