Качества хорошей речи специалиста.Лингвистика текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Содержание

1 Качества хорошей речи специалиста
Введение……………………………………………………………………………...3
Содержательность речи……………………………………………………….4
1.2 Точность речи………………………………………………………………...5
1.3 Понятность речи………………………………………………………………7
1.4 Чистота речи…………………………………………………………………12
1.5 Выразительность речи………………………………………………………13
1.6 Богатство и разнообразие речи……………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...20
Лингвистика текста
Введение……………………………………………………………………………21
Лингвистика текста и история возникновения лингвистики……………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
3 Практическая часть………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по русскому языку.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб). Все приведенные слова, за исключением слова много, создают образное представление о большом количестве.

Немало в русском языке  слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и  выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать — прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может заинтересовать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в  языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

 

Заключение

 

Человек существо социальное, а ведущим  коммуникативным средством является речь. «Я мыслю,  значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой  структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего  образа человека, возникшего в результате  подсознательной внутренней или  духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения  образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая  информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего  мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим  условиям:

самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и  осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка  иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют,  и другие выразительные средства  речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Список использованной литературы

 

  1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990
  2. Зарецкая Е, Н, Логика речи для менеджера. – М., 1996
  3. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998
  4. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999
  5. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 1992

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Лингвистика  текста

 

Введение

 

Тексты издавна привлекали внимание как особый объект изучения. Изначально это касалось сакральных текстов, играющих центральную роль во всех крупнейших религиях. Позже  объектом изучения стали тексты других типов, в частности юридические  и литературные. С конца 19 в. тексты стали предметом пристального внимания этнологов. Однако текст как структура  становится объектом специального интереса, по-видимому, лишь в 19–20 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Лингвистика текста и история возникновения лингвистики

 

Наиболее известная ранняя работа о структуре текста принадлежит  русскому фольклористу и литературоведу В.Я.Пропп (Морфология сказки, 1928). Открытие Проппа состояло в том, что в волшебных  сказках имеется ограниченное число  типов событий и персонажей, и  они весьма стабильны, хотя могут  реализоваться по-разному.

  Другим источником идей для западноевропейской лингвистики текста стала чешская лингвистическая школа. Под прямым и косвенным влиянием чешской школы в Западной Европе в 1960-е годы начала формироваться лингвистическая теория текста (П.Хартманн, Р.Харвег, З.Шмидт, Т. ван Дейк, и др.). В этой традиции текст первоначально анализировался в основном структурными, таксономическими методами, по аналогии с более привычными языковыми объектами (так, в работах Харвега лексические единицы квалифицировались с точки зрения того, типичны они для начальных или конечных фраз текста). Однако к середине 1970-х годов текст был переосмыслен как коммуникативный процесс, и вслед за этим лингвистика текста «переродилась» в дискурсивный анализ. Так, один из основателей лингвистики текста и ее наиболее активный организатор и популяризатор голландский лингвист Т. ван Дейк во второй половине 1970-х годов перешел с текстовой на дискурсивную терминологию, что знаменовало переход от статического к динамическому, процедурному подходу. Важную роль в таком переходе сыграли также монография Р.-А. да Богранда и В.Дресслера Введение в лингвистику текста (1981) и работы по моделированию понимания и производства связного текста, выполненные в рамках искусственного интеллекта (прежде всего Р.Шенком и его последователями).

  В СССР также возник интерес к языковым объектам, большим, чем предложение. Такие объекты иногда выступали под псевдонимом «сверхфразовые единства» или «сложные синтаксические целые», но нередко использовалась и собственно текстовая терминология. Ранние работы в этой области (1948) принадлежат И.А.Фигуровскому и Н.С.Поспелову.Особенно активно лингвистика текста развивалась в СССР в 1970–1980-е годы в работах таких авторов, как Т.М.Николаева, С.И.Гиндин, И.И.Ревзин, М.И.Откупщикова и др. Круг вопросов, рассматривавшихся в этих работах, очень широк, однако в качестве основных можно указать следующие: просодия и интонация в тексте; использование служебных слов как маркеров структуры текста; текстовая реализация более мелких языковых единиц (фонем, морфем и т.д.); общая структура текста; время и модальность в тексте; референция в тексте; типология текстов; вклад лингвистики текста в литературоведение и обучение языкам. Популярности исследований по лингвистике текста в указанный период способствовало также широко распространенное ощущение, в соответствии с которым эти исследования рассматривались как вносящие вклад в преодоление разделения филологии на лингвистику и литературоведение и в углубление междисциплинарных связей обеих этих наук с семиотикой и другими гуманитарными дисциплинами.

  Исследования текста проводились и проводятся также в связи с прикладными задачами. Среди задач автоматической обработки текста следует особо выделить проблему автоматического реферирования – компьютерного порождения сжатого изложения на основе исходного текста. В СССР (в Киеве) этой задачей занимались, в частности, И.П.Севбо и Э.Ф.Скороходько. В компьютерной лингвистике возникла идея построения так называемых повествовательных грамматик. В одной из наиболее известных моделей такого рода, принадлежащей американскому специалисту по искусственному интеллекту Д.Румелхарту, схема рассказа порождается по правилам, несколько напоминающим правила построения синтаксических структур из ранних версий генеративной грамматики. Текст является объектом, как литературоведения, так и языкознания. Лингвистика текста, или текстовой анализ, как часть семиотики текста простирается от простого межфразового синтаксиса до сложного анализа текстовых миров и межличностного общения. Главной проблемой, стоящей перед семиотикой текста, является определение и функционирование вымысла как человеческой семиотической, — в частности, и интерпретативной, — деятельности.

  Этой проблеме — «заоблачной» языковой области— посвящена огромная литература самых разных теоретических ориентаций: от герменевтической до формально-логической. Центральной задачей этой дисциплины являлась эксплицитная и по возможности четкая реконструкция того, как интерпретатор «заставляет текст соотноситься с миром, т. е. того, как происходит понимание одного из объектов мира как знака. По мнению многих ученых, лингвистика текста — явление скорее европейское в том, что касается преобладающих форм проявления интереса к тексту. В континентальной Европе лингвистика текста считается не просто поворотом в сторону употребления языка, но истинной альтернативой для всего предшествовавшего теоретизирования.

  К дисциплинам-донорам, сделавшим решающий вклад в лингвистику текста, относятся: литературоведение, антропология культуры, тагмемика, исследование функциональной перспективы предложения в американизированно-японском варианте, особенно С. Куно, формальные модели лингвистики текста, анализ дискурса, социолого-культурные исследования.

  Сложилась эта дисциплина в атмосфере триумфа формальных грамматик в середине 1960-х — начале 1970-х гг.: возникла гипотеза, что можно создать «грамматику текста», ориентированную на текст, генерирующую тексты, но организованную не так, как грамматика предложения. Лингвистическая теория текста, как представлялось тогда — множество подтеорий, определяющих различные виды принципов текстообразования, а именно, как минимум: а) теория линейного строения текста, б) теория композиции текста, в) теория грамматики.

 К созданию лингвистики  текста подтолкнуло и предположение,  что понятие грамматичности не  абсолютно, а относительно: адекватная  грамматика должна формулировать  правила и ограничения (фильтры), определяющие, как структура предложений  зависит от структуры предшествующего  и последующего текста. А так как дискурс многие считают частью контекста, грамматика текста, возможно, была эквивалентна — по крайней мере, частично, — «грамматике контекста» и могла бы быть к ней сведена.

  Влившись в общее языкознание, «лингвистика текста» стала напоминать скорее новый облик текстологии — дисциплины столь же древней, сколь и респектабельной, заслуженно почитаемой. Текстология — наука о тексте, в рамках которой различаются два направления:

1) описание внутренних  свойств текста, текста как такового,

2) выяснение места текста  в социальном контексте, т.  е. выявление внешних функций  текста.

  Описание текста как такового обладает, как минимум, тремя аспектами: просодией, риторикой (или стилистикой) и нарратологией. Последняя связана с выявлением отношений внутри содержания текста.

     «Текстоведение» — область исследования, в центре внимания которого вопрос об отношении между формой и функцией текстов. Анализируя текст, человек имеет дело со смыслами высказываний (под углом зрения их создания) и с самими языковыми формами. Исследуя же функцию текста, затрагивают не одну языковую форму, а еще и вопрос о том, каким эффектом эта форма обладает. Продуцирование текста при этом рассматривается как форма действия.

  В то же время, привлечение категории текста в грамматическое описание оказалось весьма плодотворным для решения чисто грамматических задач. Например, «текстовая теория падежа» позволяет рассмотреть явления, не поддающиеся объяснению в рамках отдельно взятого предложения.

  Таким образом, данная наука является на сегодняшний день одной из передовых областей языкознания.

 

Заключение

Итак, тема лингвистики текста раскрыта. Прочитав материал данной темы, я узнала, что эта наука развивалась больше столетия и стала одной из передовых областей языкознания. Эта наука помогает анализировать текст, понять его суть и функции. Помогает правильно и грамотно формировать само содержание текста. И могу на основании вышесказанного сделать вывод, что лингвистика текста – это наука, которая актуальна и будет актуальной всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс.  – Лингвистический энциклопедический  словарь. – М., 1990

2. Ахманова О.С. Словарь  лингвистических терминов. – Изд-е 2-е. Издательство: Советская Энциклопедия, 1969 год,

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Изд. 6-е. - М.: УРСС Эдиториал, 2008. 144 с. Электронная книга. Лингвистика. Лингвистика текста

4.   Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 104 с.

5. Русский язык. Текст  как целое и компоненты текста. – М., 1982

6. Новое в зарубежной  лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика  текста. – М., 1978

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Практическая часть

 

Исправить речевые ошибки

  1. Собираясь в поездку, мне пришлось аннулировать все назначенные встречи.

Собираясь в поездку, я аннулировал все назначенные  встречи. ( Предложение составлено неграмотно. При использовании деепричастного оборота в предложении необходимо указать субъект, выполняющего  действие в деепричастном обороте, который указывается в Им. падеже.)

Информация о работе Качества хорошей речи специалиста.Лингвистика текста